Выведет ли цифровизация экономику Приморья на новый уровень?

14:37 10 июля 2024
1178
0
alt=

Приморье активно движется в сторону цифрового развития, причем даже быстрее, чем это было запланировано. Об этом «Приморской газете» рассказал директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов.

Согласно стратегии края, принятой в 2021 году, регион должен был дойти до 70% цифровой зрелости к 2024 году. Но уже по итогам 1-го квартала 2023 года Приморский край показывал 71% цифровой зрелости.

Трансформируются социальная сфера, промышленность, бизнес оптимизирует свои процессы и наращивает эффективность. Рассказываем, как цифровизация влияет на экономику региона, что она дает компаниям, и какие задачи сегодня стоят перед бизнесом.

Как развивается цифровизация Приморья

По словам министра цифрового развития и связи региона Константина Волошина, в Приморском крае активно происходит цифровизация социальной сферы и экономики. И здесь действительно проведена большая работа.
 
Сегодня в Приморском крае все массовые социально значимые государственные и муниципальные услуги население может получать в электронном виде, через единый и региональный порталы «Госуслуг». Это в два раза больше плановых показателей на 2024 год. Сейчас население может получить в электронном виде 423 вида услуг, что в 18 раз больше цифр 2020 года.
 
Приморцы активно пользуются новыми возможностями: больше 85% всех заявлений по самым востребованным услугам население подает через портал «Госуслуг». В 2023 году зафиксировано около 2,5 млн обращений. Самая востребованная опция — удаленная запись к врачу, на которую пришлось 877 тыс. заявлений.
 
Также высоким спросом пользуются услуги, связанные с получением помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций — Приморский край нередко сталкивается с сильными дождями, тайфунами. Также регион расположен в сейсмически опасной зоне.
 
По уровню удовлетворенности населения госуслугами, полученными в онлайн-формате, Приморский край вошел в десятку лучших регионов России. А региональный портал «Госуслуг» назван одной из лучших подобных практик в стране — другие регионы могут брать пример с Приморья.
 
Есть эффективные решения и в транспортной сфере. Реализация информационной системы «Цифровое Приморье» помогла уменьшить количество ДТП в крае на 30%. И стоит сказать, что «Цифровое Приморье» — это не только транспорт: система также включает в себя сервисы в сфере ЖКХ, образования, безопасности и туризма. Реализация этого проекта в перспективе может повысить инвестиционную привлекательность региона благодаря новым сервисам для туристов.
 
Кроме этого в регионе происходит развитие информационной инфраструктуры, которая создает возможности для реализации цифровых решений в разных компаниях. В начале 2023 года в Приморье открыли первый дата-центр международного уровня (центр обработки данных, ЦОД). Он ускорит внедрение новых высокотехнологичных услуг в регионе и повысит качество жизни населения.
 
В цифровой трансформации региону помогает и территория опережающего развития (ТОР) «Приморье» — зона с особым правовым режимом, созданная для помощи бизнесу, связанному с логистикой и промышленностью, в том числе для помощи инфраструктурным обеспечением. Сегодня в ней 199 резидентов, которые могут создать больше 17 тыс. рабочих мест в регионе.
 
В начале 2024 года резиденты ТОР получили высокоскоростной канал связи, это поможет им повысить автоматизацию производств и увеличить свой производственный потенциал и в перспективе поспособствует привлечению новых инвестпроектов в регион.

Цифровая трансформация бизнеса

Постепенно происходит и цифровизация компаний Приморского края — как государственных, так и коммерческих. Международный аэропорт Владивостока проходит через цифровую трансформацию. Среди инициатив последних лет — перевод на дистанционное управление центра питания благодаря компаниям «Россети» и СО ЕЭС. Это сокращает потери электроэнергии, снижает инвестиционные и операционные расходы.
 
Также недавно произошло внедрение системы «Автоматическая справочная» — это виртуальный оператор, улучшающий обслуживание пассажиров. Голосовой робот может дать информацию по нужному рейсу, сориентировать в правилах перевозки, и так далее.
 
Во многом благодаря активной цифровизации международный аэропорт Владивосток выиграл национальную премию «Воздушные ворота России» по итогам 2023 года — в категории «2-6 млн пассажиров в год». Кроме того, аэропорт наращивает пассажиропоток: в январе-апреле 2024 года он вырос на 18% — до 763 тыс. человек. Это сложно сделать без качественной автоматизации внутренних процессов.
 
Другие ворота Приморья — морские — тоже внедряют цифровые решения. В порту Владивостока в конце 2023 года начался эксперимент по использованию системы «единого окна» мультимодальных перевозок для онлайн-оформления документов. Также в прошлом году в порту стали применять навигационные пломбы, благодаря которым повышается скорость отправки контейнеров и контроль их перемещения, что усиливает безопасность груза.
 
Есть примеры цифровизации в других отраслях. Дальневосточный застройщик «DNS Девелопмент», реализующий проекты комплексного развития территорий, автоматизировал управление ценами с помощью ИТ-решения для динамического ценообразования. Теперь процесс отнимает всего 30 минут против полного рабочего дня ранее. Кроме этого застройщик активно использует цифровые решения для управления своими проектами, тем самым упрощая взаимодействие с покупателями и впоследствии жителями объектов.
 
А один из главных производителей мясной продукции на Дальнем Востоке и ведущий бренд в Приморском крае, компания «Ратимир», благодаря автоматизации смог нарастить производительность труда. Например, с автоматической линией производства охлажденных полуфабрикатов в процессе теперь задействованы 3 человека, а не 7-8, и делают они 600-700 кг продукции вместо 100 кг ранее.
 
В целом за счет разных решений и оптимизации процессов «Ратимир» за 3 года увеличил производительность труда на 25-30%. По данным «Магистрали», платформы для управления перевозками по разным плечам доставки, благодаря цифровизации заводы и предприятия региона смогут повысить свою экономическую эффективность от 8 до 16%. И этого уже хотят более 40% заводов и предприятий Приморского края, которые ищут точки роста и способы оптимизации расходов.

Куда Приморскому краю двигаться дальше

Основной проблемой Приморского края сегодня остается неравномерность цифровизации. Регион демонстрирует очень высокий уровень цифровой трансформации социальной сферы. Также хорошие показатели у таких крупных экономических объектов, как аэропорт, морской порт. Но для успешного развития региона важно, чтобы цифровая трансформация происходила во всех сферах и затрагивала не только крупные компании, госорганизации, но и средний и малый бизнес.
 
В частности, большого внимания заслуживает цифровизация логистических процессов, грузоперевозок. И не только морских, но и автомобильных — это критически важно для улучшения экономики и бизнеса, и края в целом. В Приморском крае немало моментов, усложняющих логистику.
 
Это и недостаточно развитая транспортная инфраструктура — дороги нуждаются в обновлении. Трассы постепенно проходят через реконструкцию, но объем работ еще слишком большой, и это сказывается на скорости перевозки грузов, на безопасности транспортировки, на износе транспорта.
 
Другая проблема — климатические условия региона, также добавляющие нагрузку на логистические процессы. Характерный для приморской зимы мощный снегопад может парализовать движение транспорта, как и весенняя распутица или тайфун, повреждающий транспортную инфраструктуру. Все это в сочетании требует оптимизации логистических процессов и внедрения новых технологий в грузоперевозки.
 
У Приморского края с его выгодным географическим положением и развитой инфраструктурой есть большой потенциал для экономического роста. Для его реализации региону нужно активно двигаться в выбранном направлении с внедрением автоматизированных систем, роботизированных решений на производстве, развитием электронного документооборота и созданием единых систем обмена данными.
 
И важно, чтобы в этом направлении двигалось как можно больше компаний края. Тем более что сегодня власти — и на федеральном, и на региональном уровне — готовы поддерживать цифровое развитие бизнеса.

В прошлом — руководитель департамента развития партнёрской сети сервиса доставки Broniboy.
Ранее являлся руководителем направления LA/B2G (клиенты крупного бизнеса и государственные заказчики) в TELE2 Россия.
Имеет опыт владения собственным бизнесом: розничная торговля продуктами питания, оборудованием, технической группой товаров. А также проведение тренингов и обучение технологиям продаж.
Регулярно выступает на деловых мероприятиях и делится своей экспертизой со СМИ.

Александр Гаврилов

директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали»


 


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Природное достояние: в каких заповедниках Приморского края вы бывали?
08.07.2024 — 01.09.2024
В нацпарке «Земля леопарда»
14%
10/74
В Дальневосточном морском биосферном заповеднике ДВО РАН
19%
14/74
В нацпарке «Бикин»
7%
5/74
В нацпарке «Зов тигра»
8%
6/74
Ханкайский заповедник
1%
1/74
Уссурийский заповедник имени В. Л. Комарова
4%
3/74
Бывал(а) во всех заповедниках — очень интересуюсь красотами Приморского края
5%
4/74
Не был нигде и не планирую
42%
31/74

Добавить объявление