«У робота можно послушать сердцебиение»

09:01 06 февраля 2017
2232
0
alt=

На кушетке в родильном зале лежит беременная женщина в больничной розовой рубашке, ее волосы аккуратно убраны под шапочку. Пациентка старается глубоко дышать, но срывается на крик. Вокруг нее — акушер, гинеколог, анестезиолог, специалисты стараются помочь женщине. Лишь подойдя поближе, можно понять, что страдает не живой человек, а роботизированный манекен — полчаса назад для него запустили программу «Схватки». Действие происходит в Симуляционно-тренинговом центре Тихоокеанского государственного медицинского университета (ТГМУ). Здесь студенты, будущие врачи, постигают азы профессии, сообщает «Приморская газета».

Учебная поликлиника

Любой медицинский центр начинается с регистратуры. Симуляционно-тренинговый центр ТГМУ — не исключение, хотя здешняя регистратура совсем не похожа на ту, что можно увидеть в городской поликлинике. Скорее, это информационный центр, специалисты которого всегда готовы ответить на вопросы учащихся и гостей центра.

Названия кабинетов и учебных классов в центре такие же, как в обычных больницах: «Отделение травматологии», «Отделение хирургии», «Палата интенсивной терапии», «Процедурная». На занятия учащиеся и преподаватели приходят строго в белых халатах.

— В нашем центре используется методика «Виртуальная поликлиника», — рассказывает руководитель центра Валерий Гнездилов. — Здесь все направлено на то, чтобы студенты, переступая порог, чувствовали себя уже не в учебном, а в лечебном учреждении.

— Среди учащихся — не только студенты ТГМУ, — говорит Валерий Гнездилов. — Можно встретить и практикующих врачей. Кто-то проходит курсы повышения квалификации, кому-то нужны индивидуальные занятия для освоения новых методик лечения. Также в центре занимаются сотрудники самых разных компаний, которым нужны навыки оказания первой медицинской помощи, например, курсанты автошкол.

Фото Глеба Ильинского

— Вот, представьте, внедряют в клинике новые эндоваскулярные методы лечения. Такие методы подразумевают прокол вены и введение в сосуды различных зондов. Что же, их на живом человеке отрабатывать? Лучше сначала на манекене отточить навык до совершенства, а после переходить на обычных пациентов, — поделился руководитель. — Кстати, учиться к нам приезжают постоянно. Вот только уехали специалисты из Надеждинской центральной районной больницы, где внедряют новые методы лапароскопии.

Робот с шумами в сердце

Учебные классы в виртуальной клинике напоминают настоящие врачебные кабинеты. В «Отделении терапии» парты занимают только половину помещения, остальное пространство отвели для больничных коек. Здесь под клетчатыми пледами лежат «пациенты»: манекены мужчин, женщин и детей. Рядом на столах разложена вся необходимая для медицинской диагностики аппаратура — от тонометра до стетоскопа.

— Наши пациенты — роботизированные манекены, которые помогают студентам отрабатывать навыки ухода за больным человеком. Например, измерять пульс и давление, ставить диагноз, назначать лечение, — рассказала сотрудница кафедры факультетской педиатрии ТГМУ Евгения Корнеева.

Манекенами управляют с помощью специальных пультов, напоминающих по виду обычные планшеты. Можно задать практически любую патологию, которую учащимся и придется определить.

Интересно, что помимо профессиональных умений, работа с манекеном помогает будущим врачам улучшать коммуникативные навыки. Перед тем как приступить к осмотру пациента, студент должен представиться, узнать, на что жалуется больной, и попросить разрешения провести осмотр — всё, как с живым человеком. На вопросы отвечает сам манекен: он озвучивает фразы, которые с помощью пульта программирует преподаватель. Если врач задает неуместный вопрос или неосторожно дотрагивается до больного места, пациент может возмущаться, плакать и даже кричать.

В обычных поликлиниках с пациентами доводится работать только во время летних практик, говорят студенты. Поэтому манекены — отличная возможность подготовиться, разобрать все возможные нештатные ситуации в течение учебного года.

— Нас учат работать с пациентами, которые не любят, когда их осматривают, — рассказала студентка лечебного факультета ТГМУ Нушек Акопян. — Обычно мы объясняем, что мы — будущие врачи, что хотим помочь пациенту. Это срабатывает. Я не помню ни одного случая, чтобы во время практики пациент отказался мерить давление или пульс.

Человек под завалом

По соседству с «Отделением терапии» находится «Отделение травматологии» — этот кабинет больше похож на театральную мастерскую, чем на врачебное помещение: повсюду лежат обломки кирпичных зданий (разумеется, муляжей).

— Во время занятий в этом кабинете отрабатываются навыки экстренной помощи при травмах, — рассказывает Валерий Гнездилов. — Искусственные стены нужны для имитации завалов, из-под которых учащиеся вытаскивают человека.

Есть и все необходимое для имитации аварий, в том числе с участием мотоциклистов. Оказывается, снять мотоциклетный шлем с обездвиженного человека, если он, например, потерял  сознание после ДТП, — целая наука.

Фото Глеба Ильинского

Манекены в этом кабинете отличаются от тех, что лежат в «терапии». Одежда и тело у них в дорожной пыли (для создания такого эффекта их посыпают специальным препаратом), руки и ноги «украшают» раны, в которые нередко добавляют искусственную кровь. Специальные способы и методы помогают начинающим специалистам не растеряться на месте настоящего ДТП.

На этом этаже также располагается «Процедурная», где можно отработать все навыки сестринского ухода  (инъекции, взятие на анализ крови из вены) и «Отделение неонатологии», предназначенное для принятия родов у манекенов-пациенток.

Все рожающие женщины — манекены с высокой степенью реалистичности: могут дышать, кричать, моргать, даже ширина зрачков у них меняется в зависимости от освещения. Все вместе это помогает создать эффект работы с живым человеком, а не с куклой. 

— В систему введена математическая модель человека,— поделился Валерий Гнездилов. — Соответственно, если задать, что в родах развилось сильное кровотечение, то в «организме» манекена постепенно будет учащаться сердцебиение, снижаться артериальное давление — в общем все, как у реального человека во время кровопотери.

Фото Глеба Ильинского

Сам процесс родов, по словам педагога, длится минимум четыре часа. Все это время студентам необходимо находиться в отделении. На свет появляется ребенок-робот, с которым также нужно работать: перерезать пуповину, положить в кювез — высокотехнологичную колыбель, где первые часы жизни проводят все новорожденные дети, — предварительно выставив в кювезе подходящую температуру.

Из общей практики

В последние несколько лет симуляционные центры создали на базе почти всех медицинских вузов страны. Их появление связано с вводимой в 2017 году так называемой процедурой аккредитации, которую по окончании вуза придется проходить всем будущим врачам. Нововведение заключается в следующем: раньше выпускники вуза, получившие диплом, должны были также окончить интернатуру, чтобы стать врачом общей практики, или ординатуру, чтобы получить узкую специальность. И только после этого они могли претендовать на сертификат, означающий допуск к профессии.

Теперь после получения диплома выпускникам медвузов предстоит в обязательном порядке пройти аккредитацию — сдать пятиступенчатый экзамен, а потом отработать врачами общей практики в государственной поликлинике не менее трех лет. После этого можно будет пойти в ординатуру и получить узкую специальность.

Сама аккредитация включает в себя компьютерное тестирование и выполнение практических заданий. Будущих стоматологов, например, попросят запломбировать или вырвать зуб. Оценивать испытуемых станет специальная комиссия. В нее войдут преподаватели, врачи, представители общественных медицинских организаций из других регионов.

Нововведение призвано насытить кадрами государственные поликлиники, заметил руководитель. Раньше студентов не обязывали работать в госучреждениях здравоохранения. Поэтому многие выпускники выбирали частные клиники, где существует больше возможностей для дополнительного дохода.

— Конечно, манекены не заменят врачам общения с настоящими пациентами. Они лишь помогут специалистам справляться с волнением и отрабатывать необходимые навыки до автоматизма, — говорит Валерий Гнездилов. — И впоследствии во время общения с реальными пациентами у вчерашних студентов все получится.

Наталья Шолик

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление