Сергей Лазарев о внедрении «мусорной реформы» в Приморье: «Мы говорим немного о будущем, но мы понимаем, как это сделать»

08:54 03 августа 2019
3884
3
alt=

Несколько месяцев осталось Приморью, чтобы подготовиться к введению «мусорной реформы». С 1 января 2020 года в крае изменится схема обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) — только региональный оператор будет вправе принимать мусор от населения и юридических лиц. Краевым оператором стал КГУП «Приморский региональный оператор» — это бывший МУП «Спецзавод № 1», перешедший краевую собственность. «Приморская газета» узнала у исполняющего обязанности первого заместителя руководителя регоператора Сергея Лазарева, как будут утилизировать мусор в Приморье, сколько эта услуга будет стоить для жителей края, и будет ли внедряться раздельный сбор отходов.

— Сергей Юрьевич, предприятие «Приморский региональный оператор» с января 2020 года, можно сказать, будет управлять всем мусором в крае. Скажите, какие конкретно обязанности будут у регоператора?  
—  Региональный оператор будет «владеть» всем именно бытовым мусором. С момента «отчуждения», то есть когда мусор попадает в контейнер, прикасаться к нему смогут только аккредитованные региональным оператором компании. С 1 января 2020 года исключительно он будет вправе принимать мусор от населения и юридических лиц. В обязанности структуры входит заключение договоров на прием ТКО, их транспортирование до объектов обработки, обезвреживания или захоронения, а также поэтапное внедрение системы раздельного сбора отходов. Стоит отметить, что оператор не имеет права отказать в заключении договора на прием ТКО. Кампания по заключению договоров на прием отходов и аукционы по выбору подрядчиков пройдут ориентировочно в сентябре-октябре.

— Как вы будете выстраивать работу с подрядными компаниями — перевозчиками мусора? Опыт внедрения «мусорной реформы» в части регионов страны показывает, что некоторые муниципалитеты полностью отказывались от услуг действующих до реформы перевозчиков. Как вы будете строить работу в районах края?
— Мы не будем столь категоричными. Все решит аукцион. В каждом муниципальном районе края будет работать как минимум один перевозчик мусора. В некоторых районах — больше. Компании определятся в сентябре-октябре, когда пройдут аукционы. Например, в Лазовском районе правильнее было бы иметь двух или даже трех перевозчиков. Это зависит не от площади района, а от удобства построения маршрутов сбора мусора. Ведь чтобы доехать от Лазо до Преображения, нужно преодолеть немаленький путь — 80 км и пройти через несколько перевалов. Одному перевозчику это будет делать слишком затратно. К тому же в некоторых районах есть уже сложившиеся форматы работы мусоровозов. Тем, кто работают в Преображении, будет сложно участвовать в аукционе по всему Лазовскому району. Поэтому логичнее выбрать двух-трех, чтобы максимально сохранить существующую систему обращения с ТКО.  

— Много ли таких сложных районов в Приморье?
Сложные районы есть, и их немало. В основном они расположены на северо-востоке края. Например, Красноармейский, тот же Лазовский, Ольгинский районы. Там будет сложно работать. В компактных районах, где нет больших расстояний и труднодоступных сел, будет одна компания-перевозчик отходов. Все будет завесить от района. Именно для этого мы сейчас объезжаем все территории края.

— А как работа пойдет в небольших и отдаленных поселках?

— Мы рассматриваем два варианта — установку инсенераторов, которые будут сжигать большую часть отходов или приобретение пресса для компактирования отходов с предварительной сортировкой. В результате сортировки мы не только уберем опасные отходы — градусники, батарейки, лампы, которые направят в специализированные организации, но и будем выделять полезные фракции отходов (стекло, бумага, картон, ПЭТ бутылки, полимерные пленки), которые будут подпрессовывать и увозить, по мере накопления на глубокую переработку. Пресс будет ужимать оставшийся мусор в восемь раз и создавать небольшие кубики, которые могут хранится на специальной площадке. Их будут забирать на полигон для захоронения по мере накопления, может раз в неделю, а может реже.

А вот в сложно доступных поселках, схему мы все же максимально упростим и ограничимся выделением только опасных компонентов. Например, в самом северном поселке края — Светлогорье, где проживают около 1 500 человек в 10 типовых хрущевках и около 30 частных домах. Чтобы до него доехать, нужно сначала выехать в Хабаровский край, а потом еще ехать 13 км по тайге.

— Как жителям Приморья связаться c региональным оператором или уполномоченной компанией-перевозчиком?

— В сентябре мы разыграем аукционы и выберем транспортировщиков в каждом районе. Тогда у нас уже будет понимание кто будет перевозить отходы и с кем потребители — жители края смогут взаимодействовать. Мы создадим некий треугольник: регоператор — перевозчик — жители. Перевозчик должен объяснить людям свои возможности и предложить варианты сбора мусора, согласовав их с нами. Может он сможет вывозить контейнеры, если он этим уже занимался, и жители привыкли к такому варианту. Ведь нет смысла резко менять схему сбора мусора, если действующая устраивает большинство. В будущем просто на площадках будут появляться контейнеры для «сухого» и «мокрого мусора» и внедряться раздельный сбор. Сейчас жильцам частных домов лучше определиться, как им будет удобно выкидывать мусор — нести к контейнерной площадке или выставлять пакет с мусором возле дома.

— Существует много историй про прибыльный мусорный бизнес. Скажите краевые предприниматели интересуются переработкой или сортировкой отходов?

—  Да, конечно. Во время поездок по краю мы встречаемся с бизнесменами и готовы им помогать. Активные предприниматели интересуются данной темой. В каждом районе мы встречаемся с бизнесменами, которые уже работают в мусорном бизнесе или хотят стать его частью. Мы готовы предоставлять полную информационную поддержку. Начиная с того как оформить лицензию, как «податься на тариф», чтобы начать получать деньги. Мы готовы для заинтересованных предпринимателей подбирать типовой проект строительства сортировочной станции. В скором времени на нашем сайте будет размещена основная информация. Однако нужно понимать, что каждый район имеет свои особенности. Мы опубликуем типовые формы и ответы на стандартные вопросы, а если у предпринимателя есть конкретные вопросы, то лучше связаться с нами.

Всего краю нужно еще около 8-10 новых сортировочных станций, это не считая тех, что находятся при полигонах. Так, в районах края будут создаваться достаточно серьезные сортировочные мощности. Они нужны в городах Уссурийск, Находка, Арсеньев, Дальнереченском, Лесозаводском и других районах. Там будут полноценные сортировочные станции, которые смогут выделять полезные фракции разного вида — стекло, бумага, пластик, металл. Дальше они будут развозиться по перерабатывающим точкам.

— Как вы думаете, вы найдете последователей?

— Скажу больше, в нескольких районах мы нашли активных бизнесменов, которые уже заняты подготовкой площадок к сортировке. Компании хотят зарабатывать на этом деньги. Мы показываем, что это возможно, собственным примером.

— С мощностями по сортировке мусора понятно — они будут создаваться путем привлечения местных бизнесменов. Расскажите про переработку. Какие предприятия у нас откроются или модернизируются?

— В Приморье есть переработчики, и сейчас они расширяются и модернизируются. «Уссурийский картонный комбинат» недавно объявил о запуске новых мощностей. «Русская полимерная компания» стала получать больше сырья после запуска сортировочной линии на Холмистой в начале года. Я думаю, что после старта реформы и другие компании края выйдут на полную мощь.

Конечно же появятся и новые предприятия по переработке, но не много. Для нашего края еще 2-3 компании будет достаточно. В ТОР «Надеждинская» полным ходом идет строительство первой очереди первого на Дальнем Востоке Экотехнопарка по глубокой переработке отходов в готовую продукцию.

Скоро в Приморье появятся мощности по переработке стекла — это очень важно и нужно. Сейчас стекло мы можем направлять только в центральную часть России, но это дорого и часто невыгодно. Стеклопереработка заработает уже в 2019-2020 г. Первичная переработка включает в себя сортировку по цветам и дробление стекла.

— Скажите, как вы будете предотвращать появление свалок и бороться с нелегальными перевозчиками, которые есть сейчас? Они вывозят мусор не до полигона, а до ближайшего леса.

— С 1 января 2020 никто не может заниматься вывозом ТКО, кроме регоператора и уполномоченных компаний. Любая компания, которой принадлежит машина, в которой перевозится, ТКО должна будет иметь контракт с регоператором. Если этого нет, то перевозчик работает незаконно и вряд ли везет мусор на полигон. Так можно будет и выявлять машины, которые везут мусор незаконно.

Мы будем работать с ГИБДД — предоставлять информацию о перевозчиках. Может быть, мы будем давать какие-то опознавательные знаки, возможно, номера машин, на которых может перевозиться мусор, будут информационно передаваться в ГИБДД.

Сейчас мы очень серьёзно занимаемся вопросом ИТ-обеспечения. Каждый мусоровоз будет обеспечен RFID-метками. Мы уже «обкатали» технологию применения меток на полигоне на Холмистой. То есть каждая машина приезжает и проходит идентификацию по принципу «свой-чужой». Это можно посмотреть в действии уже сейчас. Мы говорим немного о будущем, но мы понимаем, как это сделать.

Через два-три года на всех новых сортировочных станциях будут внедряться такие технологии. Также мы собираемся обеспечить такими метками контейнерные баки чтобы отслеживать маршрут движения перевозчика, так мы будем понимать, что он точно был на всех пунктах приема ТКО.

— Пока мощности по сортировке и переработке создаются расскажите, как будет проходить сбор мусора у жителей частных домов и дач? Ведь в некоторых частных поселках никогда не было площадки для сбора мусора, все либо сжигалось в печи, либо закапывалось в огороде.

— Для частных домов мы рассматриваем два варианта — пакетированные сбор или создание, а может и сохранение контейнерной площадки, если она уже есть.

Преимущество сейчас отдается пакетированному сбору — он достаточно простой, понятный и удобный. Упаковал мусор в пакет, завязал его и поставил за ограду в определенный день недели. Да, жителям частных домов нужно будет ознакомиться с расписанием работы перевозчиков (надеемся оно появиться в октябре-ноябре). Это необходимо, чтобы пакет с мусором долго не стоял на улице и его не разорвали собаки или вороны. Лучше всего будет выставлять пакет с мусором в день проезда мусорной машины.

Кроме того, важно отметить, что у нас в Приморье есть переработчик полиэтилена — «Русская полимерная компания». Она из вторичного полиэтилена как раз делает мусорные мешки. Таким образом, стоимость мешков у нас даже ниже, чем если везти их из Китая. Компания делает мусорные пакеты, которые на 90% состоят из вторичного сырья.

— В некоторых дачных товариществах сейчас есть проблема образования стихийных свалок возле контейнерной площадки. Дачное товарищество хоть закрывает площадку с контейнерами, но люди выбрасывают мусор рядом с ней. Потом приезжают пожарная охрана и штрафует товарищество за нарушение техники безопасности, ведь свалка является пожароопасным объектом. Измениться ли ситуация после старта «мусорной реформы»?

— Измениться, но не сразу. Понимаете, в чем интересный плюс — дачники и владельцы частных домов даже не обязаны заключать с нами договор о вывозе мусора, поскольку договор является публичной офертой. Мы имеем право выставить им квитанцию, и как только мы выставили квитанцию, мы обязаны оказывать услугу. Поэтому потребности подбрасывать мусор соседу, когда ты уже заплатил за услугу или автоматически стал должником регионального оператора, не будет. Проще будет просто позвонить региональному оператору и сказать: «я плачу деньги за услугу, поэтому организуйте вывоз мусора с моего участка». Либо обратится к своему садовому товариществу, которое заключило договор с региональным оператором, и перевозчик будет забирать мусор не по нормативу, а по факту образования отходов. Кстати, в селах, где приморцы живут в частных домах тоже будет работать такая схема.

Нужно обязательно смотреть, что удобно жителям, и важно учитывать их мнение. Если будет потребность сделать площадку и им будет удобно приносить мусор туда, то мы так и сделаем.

— Скажите, а как будет формироваться тариф для жителей края?

— Сейчас приморцы платят за вывоз мусора исходя из площади помещения — например во Владивостоке тариф 4,30 рубля за квадратный метр. С 2020 года мы перейдем на тариф с человека. Основой для его расчета будут нормы накопления ТКО. Согласно расчётам краевого Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды, они составляют 173 кг в год для жителя многоквартирного дома (МКД) и 316 кг в год — для жителя частного дома. Предельный тариф регоператора составляет 5 791 рубль за тонну с НДС. Исходя из этих данных ежемесячный платеж составит 84,48 рубля с человека для жителя МКД и 150,56 рубля с человека для жителя частного дома.

Так, в Приморье один из самых низких нормативов в стране именно для жителей МКД. Мы находимся на третьем месте по некорректности норматива. Об этом был даже доклад замминистра природных ресурсов. Поэтому мы видим смысл в усреднении норматива накопления между жителями МКД и ИЖД. Например, усредненный норматив для многоквартирных домов по Дальнему Востоку — это 272 кг на человека в год.

Пересмотр норматива будет только в следующем году, и мы сможем его применить только в 2021 году. Так, в 2020 году мы, наверное, будем работать по старым низким нормативам, поэтому плата за вывоз мусора для жителей столицы Приморья не сильно вырастет.

Например, для семьи из трех человек проживающей в квартире площадь 54 квадратных метра она поднимется только на 20 рублей — с 232,2 до 253,4 рубля. А если у семьи площадь квартиры больше, то плата может даже уменьшится.

— Будет отдельная квитанция от регоператора?

— На сегодняшний момент мы рассмаириваем два варианта — создать индивидуальную квитанцию или войти в единую квитанцию от расчетно-кассового центра. Второй вариант нам нравиться больше, и мы активно его прорабатываем. Все будет зависеть от того, кто выиграет конкурс на предоставление расчетно-кассовых услуг. Мы это узнаем в сентябре.

Причем с нового года управляющие компании должны исключить из своих платежек плату за вывоз мусора, начисляемую сегодня в рамках платы «за содержание и ремонт жилья». Однако у УК останется функция содержания контейнерной площадки, и плату за это они будут взымать.

— Вы сказали, что в будущем появиться два контейнера для сбора мусора. Расскажите подробнее как это будет реализовано?

— В ближайшие три-четыре года в Приморье будет внедрен раздельный сбор отходов. Люди будут разделять мусор на два типа — «сухой» (что можно переработать) и «мокрый» (непригодно для переработки и пищевые отходы). Так, на кухне под раковиной нужно будет просто поставить еще одно ведро или пакет. В одно скидывать перерабатываемые «сухие» отходы — это стекло, металл, бумага, некоторые виды пластика. В другой пакет — «мокрые» или как их еще называют смешанные отходы — это органика, упаковки, которые нельзя очистить от остатков еды или комбинированные материалы. Потом отнести на мусорную площадку два завязанных мешка и выкинуть их в контейнер. Через год контейнеры будут обновляться и появятся отдельно для «сухого» и «мокрого» мусора. Их будут забирать разные машины, чтобы не смешивать.

В принципе, жители Владивостока могут уже сейчас внедрить дуальный сбор отходов, ведь практически весь мусор из города попадает на сортировочную станцию на Холмистой. Там сотрудники разрывают каждый пакет с мусором и выбирают полезные фракции. Сортировщики — это тяжелая работа, и если мы придем к некой цивилизации, то это будет здорово.

Кстати, сейчас мы на стадии заключения договора с ГУФСИНом. В будущем мы планируем привлекать на сортировочную линию осужденных колоний-поселений со статьями небольшой тяжести, например, алиментщиков. Возможно, такой опыт распространится и на край, но важно чтобы колония находилась близко к станции сортировки. Это будет более дешевый труд.

— Вы сказали, что контейнеры будут обновляться. За чей счет они будут покупаться? Ведь сейчас контейнерные площадки принадлежат управляющей компании дома, да и сами контейнеры стоят недешево, в среднем от 10 и до 28 тысяч рублей.

— Мы будем менять контейнера за счет регионального оператора, и эта сумма будет входить в тариф. Таким образом, мы сможем безболезненно для жителей обновлять парк контейнеров. Но начать это мы сможем только во втором полугодии 2020 года. Мы должны трезво оценивать ситуацию.

Первые полгода мы должны «обкатать» реформу, чтобы ни в коем случае не допустить образования новых свалок. Второй этап — это ликвидировать существующие свалки, которые мы выявили и параллельно заниматься обновлением контейнеров.

Ксения Курдюкова

Комментарии

Толерантный

5 августа 2019, 06:04
Тот кто будет сортировать мусор будет платить за его вывоз меньше. И это нормально. А то что нас обязывают сортировать мусор - это тоже нормально. Хватит уже как свиньи жить. А то видети ли грязные пляжи и обочины дорог нам не нравятся, а выкидывать пустую бутылку из окна машины это блин норма.

Юлия

6 мая 2021, 11:33
Добрый день. Должен ли региональный оператор пересчитать сумму по типовому договору на сумму согласно заключенному договору? Постановление № 1156 8.18 не совсем понятна трактовка?

Долгушин Владимир Маркович

3 января 2024, 20:09
Уважаемы Дальневосточники! Мы, группа русских инженеров, можем предложить ДВФО внедрить нашу безотходную технологию низкотемпературного пиролиза в отсутствии атмосферного воздуха для поточной (непрерывной) переработки экологически безопасным способом бытовых, промышленных и с.хозяйственных отходов на электроэнергию в сотни мВт., жидкие и газообразные энергоносители, минеральные удобрения, а так же и других продуктов пиролиза, включая продукты, получаемые из углекислого газа СО2. Наша технология может ликвидировать проблему "Чёрного неба" в городах и посёлках ДВФО, переводя тепловые электростанции станции на пиролизный газ (nСО+mН2) или осуществить газификацию поселений, промышленных и с/х предприятий газом, сравнимым по калорийности с природным. Минимальный объем переработки твердых углеродсодержащих отходов должен быть от 400 тонн в сутки (от 14600 тонн в год). Если не хватит мусора, можно его завозить из ЮВА в любом количестве. Срок окупаемости проекта может составить 2,0-3,0 года с момента запуска завода на полную мощность. Попутно увеличим продуктивность КРС на откорме в два! раза и сделаем его рентабельным бизнесом на кормах по рыночным ценам. С уважением Долгушин Владимир Маркович.

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление