Родительский долг: прививаем детям аккуратное обращение с деньгами

08:01 22 апреля 2019
649
0
alt=

У всех разное отношение к деньгам: кто-то ради них готов на всё, а для кого-то деньги играют далеко не первостепенное значение. Однако с тем, что деньги являются неотъемлемой частью нашей жизни, поспорить сложно, и родительский долг — подготовить детей к правильному обращению с ними. Почему важно не забивать детям голову различными установкам, а просто в игровой форме позволить ребенку самому осуществить свою мечту — накопить на велосипед, например? Как научить ребенка расставить приоритеты в тратах и с малых уберечь от крупных финансовых потерь во взрослой жизни? «Приморская газета» совместно с Дальневосточным ГУ Банка России собрала восемь советов взрослым, которые помогут их чадам стать финансово грамотными.

В некоторых семьях не принято обсуждать с детьми финансовые темы, однако чем раньше этот разговор состоится, тем быстрее ребёнок научится планировать и копить, ценить время и ресурсы. Внимательное и осторожное отношение к деньгам с малых лет может уберечь от крупных финансовых потерь во взрослой жизни. Кроме того, дети более уязвимы перед мошенниками. Они доверчивы и без должной подготовки вряд ли распознают обман.

Однако, как и во всём, начинать нужно с себя. Какой смысл прививать ребёнку финансовую грамотность, а самому при этом подавать обратный пример? Поэтому прежде чем впервые поговорить с детьми о деньгах, оцените свой уровень финансовой грамотности и проанализируйте, всем ли правилам поведения финансово грамотного человека следуете вы.

О деньгах в игровой форме

Учебный процесс в детских садах и начальных классах во многом строится на играх и экспериментах: дети не просто слушают монотонные речи учителей, а сами принимают участие в образовательном процессе, и информация усваивается гораздо проще.

Начните разговор о деньгах с основ. Откуда они берутся? Дети должны понять, что деньги не растут на деревьях, ими оплачивают тот или иной труд. Можно поиграть в профессии: предложить детям выбрать себе роль, выдать им игрушечные деньги и посмотреть, как они будут обращаться друг к другу за услугами и расплачиваться за них.

К первостепенным темам можно также отнести проверку подлинности денежных средств. Разыграйте ситуацию, когда вы нашли клад и нужно проверить, какие деньги являются настоящими, а какие нет. Проведите расследование: выдайте детям лупы и предложите найти как можно больше защитных признаков. На 200-рублёвых купюрах изображены филин, косуля, морские звёзды, листья дуба, на 2000-рублёвых — космонавт, ракета, планеты.

Для детей постарше полезным будет получить возможность спланировать финансовый бюджет семьи. Например, собираясь на природу в выходной, предложите ребёнку составить список продуктов, разбив его на товары первой необходимости и вторичной. Чтобы он понял, что ресурсы ограничены, попросите в магазине помочь с выбором провизии для пикника, определив максимальную сумму покупки. Собирая корзину, сравнивайте, что сколько стоит.

Копим на мечту

Желаний обычно больше, чем денег. Помогите ребёнку трансформировать их в конкретные цели, для начала — одну. Он должен научиться делать выбор, то есть отказываться от одного в пользу другого, более важного на данный момент. В процессе накопления на мечту поспособствует копилка, причём это может быть обычная прозрачная банка, поскольку с ней удобно следить, как растёт горка монет и купюр.

Некоторые родители совершают ошибку: делают ребёнку подарок до того, как он его захотел. Получается, и финансовые цели ему не нужны, так как у него уже всё есть.

Доверяем

Когда ребёнок накопил на свою мечту, позвольте ему самому её оплатить. Чувство гордости за самостоятельное достижение цели он запомнит на всю жизнь.

Детям школьного возраста можно доверять покупки в магазине по списку от родителей. Начать такую практику лучше в присутствии взрослых, чтобы научить ребёнка не только сравнивать цены и разумно экономить, но и выбирать качественные товары.

Учим управлять деньгами в быту

Потратить все карманные деньги в один день или растянуть удовольствие на неделю? Ничего не напоминает? Детям, а иногда и взрослым, следует научиться реально оценивать свои ресурсы и управлять ими.

Для начала объясните ребёнку, что карманные деньги или деньги, подаренные на день рождения, — полностью его, и ему решать, как эффективно ими распорядиться. Лучше давать ребёнку деньги на какой-то продолжительный период времени — это шаг к долгосрочному планированию, ежедневное спонсирование только увеличивает вероятность сиюминутных трат.

Постепенно расширяйте зону ответственности ребёнка: от покупки продуктов до приобретения школьных принадлежностей, от выбора подарка другу до управления накопленными деньгами на каникулы.

Плата за каждую хорошую оценку или выполнение обязанностей по дому развивает у детей неправильную мотивацию. Деньги нужно давать за дополнительную помощь, а поощрять успехи лучше по итогам года. Таким образом деньги не станут главным стимулом.

Полезным будет предложить ребёнку выступить в роли финансового консультанта своей семьи. Попросите посчитать, сколько семья теряет средств, когда не выключается свет или не закрывается кран. Это научит детей бережно потреблять ресурсы.

Воспитываем доброту

Напоминайте ребёнку, что сами по себе деньги цены не имеют, они означают ровно то, что на них можно приобрести. Объясняйте, что деньги можно использовать не только для себя, но и для тех, кто нуждается в помощи. Воспитывайте в нём позитивное отношение к идее делиться бескорыстно. Можно предложить перечислить какую-то сумму на благотворительность — ребёнку будет приятно осознать, что он помог кому-то.

Узнать, как ребёнок расставляет приоритеты в тратах, просто. Дайте ему десять монет одного номинала и попросите распределить их между тремя баночками: «потратить сейчас», «отложить на мечту» и «на добрые дела». При попытке разделить деньги поровну одна монетка всё равно останется, что прояснит ситуацию. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, после чего подумайте, считаете ли вы необходимым скорректировать его модель поведения.

Уважаем право на ошибки

Ваш ребенок — это другой человек, и его взгляды на мир могут отличаться от ваших. Всегда будьте готовы к открытому диалогу, не бросайтесь сразу же критиковать его действия, разрешите ребёнку учиться на своих ошибках. К примеру, если он потратил накопленные на важную покупку деньги на какую-то ерунду, не ругайтесь. Сядьте и вместе посчитайте, насколько дольше теперь ему придётся откладывать на заветную цель. Пусть ребёнок наиграется с бессмысленными тратами в детском возрасте.

Исключаем негативные установки

Не забивайте детскую голову фразами вроде «богатство — это плохо» или «все богатые люди — воры и мошенники». Такие негативные установки могут помешать ребёнку стать благополучным во взрослой жизни или даже могут вызвать обратный эффект, когда ребёнок будет думать, что обман является самым лёгким способом стать финансово успешным.

С осторожностью комментируйте достижения других людей. Не стоит их осуждать или чрезмерно превозносить. У ребёнка не должно сложиться впечатление, что успеха добиваются только люди с какими-то исключительными способностями. Счастливым и состоятельным может каждый человек. Не поселяйте в ребёнке тревогу, связанную с деньгами, то и дело жалуясь, к примеру, на маленькую зарплату. В будущем он может согласиться на нелюбимую работу только из страха остаться без денег.

Не игнорируйте неудобные вопросы

Какой бы неудобный вопрос не задал ребёнок, не игнорируйте его. Спросите, почему он этим интересуется. Иногда причина важней вопроса, и решение проблемы лежит далеко не в финансовой плоскости.

Если ребёнок сравнивает достаток вашей семьи с семьёй друга, не уходите в оборону и обвинения других. Объясните, что люди отличаются друг от друга, профессии, в том числе в зависимости от востребованности на рынке труда, оплачиваются по-разному, да и каждой семье присущи свои ценности. Вдобавок, такой вопрос — хороший повод узнать у ребёнка, кем он хочет стать в будущем.

Ксения Курдюкова

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей