Притяжение белого безмолвия

15:40 29 мая 2018
2650
2
alt=

Капитан Иксан Юсупов — один из самых опытнейших штурманов торгового флота. Взойдя 14 лет назад на капитанский мостик дизель-электрохода «Василий Головнин», он словно сросся с судном — почти всегда на борту. За эти годы за кормой остались сотни тысяч миль воды и берега разных стран, но самыми запоминающимися для самого Иксана Хамитовича и его экипажа остаются рейсы в Арктику и Антарктику. Чем привлекательны полярные шапки Земли для русских моряков, руководитель полярных морских экспедиций рассказал «Приморской газете».

Капитан Юсупов показывает на карте маршрут следования судна.


Сейчас, оглядываясь на 40-летний трудовой путь в ДВМП, капитан Юсупов с улыбкой признается, что в далеком 1972-м, когда решался главный для выпускника школы вопрос: куда пойти, он подал документы в ДВВИМУ (ныне МГУ имени Г. И. Невельского) за компанию со своими школьными друзьями. Из всей ватаги одноклассников приняли только его.

— Документы я сначала подал на электромеханический факультет. После поступления нас, еще не надевших форму курсантов, собрал замполит училища и сказал, что если мы всю жизнь хотим посвятить морю, то лучше учиться на капитана. Он видит все красоты, проплывающие за бортом, командует судном, а механик, кроме двигателя, ничего. Я подумал и  перебросил свои документы на судоводительский факультет. Училище я закончил в 1978 году, штурманом работаю и по сей день. Прекрасно помню свое первое судно — грузовой теплоход «Раздольное». Построили его в ГДР с присущей немцам добротностью и качеством. В трюмах помещалось более четырех тысяч тонн груза, а два двигателя позволяли развивать хорошую скорость. В теплое время года мы ходили на Курилы, Камчатку, Охотское побережье и Чукотку. Зимой — во Вьетнам и КНДР.

В капитанской рубке оборудования не меньше, чем на космическом корабле.

Капитаном я стал в 1996 году. Мне доверили лесовоз «Пионер Киргизии», после того как я четыре года отходил на нем старпомом. В 2004-м меня направили на  грузовой теплоход «Василий Головин», чтобы сделать один рейс на Чукотку. С тех пор только на нем и хожу. Судно сложное и уникальное, способное выполнить любые задачи. Основная работа дизель-электрохода «Василий Головнин» — доставка грузов на необорудованные берега Арктики и Антарктики с использованием бортовой техники (самоходные баржи грузоподъемностью 20 и 40 тонн, вертолеты «КА-32С» грузоподъемностью 5 тонн и другими средствами).  

Нулевое загрязнение
Усиленный класс судна позволяет «Василию Головнину» совершать рейсы в суровых условиях Крайнего Севера и не менее крайнего Юга. Где судно не может пройти самостоятельно, его выручают ледоколы. Мало кто знает, что атомоходам дорога к Антарктиде заказана. Как уточнил капитан Юсупов, согласно международной конвенции к пятому континенту могут ходить лишь дизель-электроходы.

— Чистота  на шестом континенте возведена в абсолют. Полярники мусор и отходы жизнедеятельности не закапывают, а сдают на заходящие суда, да и то не на все, — рассказал капитан «Головнина». — Мы работали по контракту с аргентинцами с 2007 по 2016 год. Занимались снабжением полярных станций. Большую часть доставляемого груза занимало топливо. Вторыми  по объемам поставок были  продукты, и уже на третьем месте самый обычный груз: стройматериалы, инструменты, приборы. Обратным рейсом вертолеты и баржи доставляли на борт мусор в различной таре или навалом (просто засыпали трюмы до полной вместимости), а также бочки с отходами жизнедеятельности человека. Все эти тонны отходов мы сдавали на аргентинский военный транспорт, с которым встречались в назначенном месте. Почему на военный? Потому что все аргентинские станции Антарктиды принадлежат Министерству обороны этой страны. Военные решают, что и куда доставлять, да и каждая полярная смена в большинстве своем состоит из офицеров.

Для военнослужащих Аргентины служба на шестом континенте — хороший трамплин для служебного роста. Иксан Хамитович подметил, что каждую экспедицию в Антарктику возглавлял капитан первого ранга (в переводе на российские чины), через год его отвозили обратно уже в адмиральском звании.

В машинном отделении

— Много приезжало молодежи. Причем в качестве волонтеров. Год бесплатной работы в суровых условиях открывает для молодых людей двери любого университета Аргентины, — рассказал Юсупов. — Ученые  прибывали целыми семьями, причем привозили с собой совсем маленьких детей. Даже жалко этих крох. Там, конечно, есть и садики, и школы, и католическая церковь, но зима все же круглый год. Раньше, бывало, женщины там и рожали, но потом выяснилось, что это сказывается на здоровье детей. И это неудивительно: бывает, что температура в Антарктиде опускается до 60 градусов ниже нуля.

Дизель-электроход «Василий Головнин» на внешнем рейде

Нулевой лед  
Во время заключительной антарктической навигации-2016 «Василий Головнин» посетил 11 аргентинских станций (пять стационарных — Оркадас, Карлини, Эсперанса, Марамбио, Сан-Мартин и шесть сезонных — Петрель, Десепсьон, Примавера, Браун, Мельчиор, Камара), а также в рамках дружеских визитов российскую станцию Беллинсгаузен и полярные станции Великобритании, Испании, Болгарии, Бразилии, Польши, Уругвая. Рейс в Антарктиду продолжался 37 суток, за которые с помощью двух вертолетов и самоходных барж на полярные станции было доставлено около 8500 тонн грузов и  произведена смена полярников на станциях. Причем, напомнил Юсупов, в Антарктиде удобных портов нет (исключение — китайская и южно-корейская полярные станции, рядом с которыми построили небольшие причалы для выгрузки грузов).

Вертолетный ангар на борту судна

— Просто так к антарктическому берегу не причалить. Груз с борта транспортировали с помощью двух вертолетов и самоходных барж. Работали вахтовым методом: 12 через 12 часов, все 32 члена экипажа, — вспоминает капитан «Василия Головнина». — За сутки вертолет выполнял от 30 до 60 вылетов, это не считая регулярных «ходок» самоходных барж. В Антарктике капитан практически не покидает ходовой мостик, совмещая обязанности капитана судна с диспетчером мини-аэропорта. На каждый вылет нужно было дать разрешение и постоянно сообщать условия для полетов. Нагрузка, конечно, большая, но тем интереснее работа.  

Вокруг света
Вспоминая полярные рейсы, Иксан Юсупов отдает приоритет Антарктике. Ходить к побережью Северного полюса тоже интересно, отмечает капитан, но на Южном — и айсберги больше, и навигация непредсказуемая, и красоты неповторимые.

С капитанского мостика можно выйти на верхнюю палубу для визуальной оценки ледовой обстановки.

— Работу в Арктической навигации не сравнить ни с чем. Даже когда на Японию или Корею ходишь — все однообразно. Как трамвай: туда-сюда. Зато во льдах двух одинаковых рейсов практически не бывает. Потому что и метеоусловия, и лед каждый раз иные. Где в этом году прошел, в следующем — не пройдешь: сплошной лед, нужно искать другой путь. Так что к работе нужно подходить творчески, — подчеркнул капитан «Головнина». — Кто не боится трудностей и опасностей, обязательно должен сходить в Антарктику и пройти Арктику от мыса Дежнева до Карских Ворот или мыса Желания. Сейчас попасть в навигацию к одному из полюсов холода — большая удача. Судов мало, а желающих много. Потому что таких трудностей и красот нигде больше не встретишь. У меня хоть фотоаппарат и лежит всегда в кармане, но специально за кадрами я не охочусь. Если мимоходом увижу что-то интересное, то делаю несколько кадров. Так постепенно архив и пополняется. Особенно вдохновляют айсберги. Самый высокий, который мне доводилось видеть, был высотой 183 метра.

Белый плен
Пожалуй, самым впечатляющим снимком в коллекции Иксана Юсупова стала панорама, снятая с борта вертолета. В центре кадра — маленькая точка дизель-электрохода, окруженная со всех сторон айсбергами. «Кошмар Титаника» называют эту фотографию коллеги, а сам капитан, демонстрируя снимок, как-то буднично рассказывает о том, как удалось выбраться из ледового плена.  

— Все айсберги были видны на радаре, кроме того, аргентинцы запросили спутниковые снимки этого района, плюс большая поддержка службы безопасности мореплавания ДВМП, диспетчеры которой в любую минуту готовы были прийти на помощь. Пользуясь полученными данными, мы шли малым ходом и вскоре покинули опасную зону, — вспоминает капитан.

28 мая дизель-электроход «Василий Головнин» приступил к подготовке к своему шестому в этом году рейсу. На этот раз его ждут в пяти порт-пунктах Чукотки. Рейс продлится как минимум 1,5 месяца. А затем, с надеждой говорит Иксан Хамитович, возможно вновь пойдем в Антарктику. Если индийские полярники согласятся на переход в условиях ограниченного комфорта, который им может предоставить пусть не новый, но очень надежный грузовой дизель-электроход. Профессионализм экипажа — лучшая гарантия выполнения контракта.

Комментарии

Иванов Сергей Парфирьевич

29 мая 2018, 19:33
Работал вместе к Иксаном в 1982 году, он был 2-м помощником, запомнился как прекрасный специалист, а главное неунывающий и очень доброжелательный характер, я работал старпомом и четкость и грамотность этого человека в штурманской работе просто восхищала и заставляла уважать. Прошло 36 лет, иногда встречаемся, но друг-друга не забыли и всегда делимся при встрече впечатлениями о прожитых в морях жизни. Удачи тебе Иксан Хамитович, доброго здоровья, попутного ветра и семь футов под килем.

Николай

26 июня 2018, 05:16
Иксан Хамитович профессионал своего дела, замечательный капитан! Семь футов под килем и здоровья! Всех с международным днём моряка!

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление