Водоснабжение Владивостока: воду ввозили по железной дороге и даже доставляли пароходами из Японии

12:27 13 августа 2018
4231
0
alt=

Зима и весна в этом году выдались снежные. Лет 200 назад жители Владивостока были бы несказанно рады такой погоде: если есть обильные осадки — значит, будет и вода. С водоснабжением в городе были большие проблемы. В начале XX века ситуация была критической: воду ввозили по железной дороге и даже доставляли пароходами из Японии. Полностью решить насущный вопрос власти смогли только после сооружения Седанкинского водохранилища, то есть уже при советской власти.

Проекты и прожекты

Известный писатель Сергей Максимов, посетивший бухту Золотой Рог в 1860 году, писал: «Порт можно считать лучшим изо всех… В низменностях речки журчат, в берегах много ключей бьет...». Действительно, тогда довольно крупными речками были Первая и Вторая, Объяснения и Буяковка (когда-то текущая от нынешней площади Баляева до бухты Золотой Рог). На месте улицы Петра Великого (бывшая Прудовая, она же 1 Мая) был ручей, который первые жители поста перегородили плотиной. В результате примерно там, где теперь стоит краевой театр имени М. Горького, образовался пруд, из которого брали воду.

Но всего через шесть лет после основания поста поручик Корпуса флотских штурманов Михаил Клыков отметил как один из крупных изъянов будущего порта «недостаток в питьевой воде, и для домашнего обихода ее отчасти добывали из бухты». Поручик и не подозревал, что недостаток этот перерастет в натуральную проблему. Надо заметить, что над ее решением всегда упорно работали. Одним из первых решений городской думы, образованной в 1875 году, стало выделение 1500 руб. на копку колодцев. В 1882 году она даже назначила 10 премий по 100 руб. устроителям новых колодцев.

В 1884 году газета «Владивосток» для «окончательного» решения этой проблемы предлагала соорудить водовод из долины Первой речки, а затем использовать и Седанку. К слову, последняя в то время была весьма многоводной — порой в ней даже тонули. Собственно, в проектах недостатка не было. Еще в 1890 году инженер Лаговский выпустил брошюру «Водоснабжение Владивостока», в которой обосновал план водовода из Первой речки с основной магистралью, проходящей по Светланской.

В 1893 году инженер Белобородов предложил насыпать плотину длиной около 770 метров и высотой более шести метров, которая давала бы 100 млн (!) ведер в сутки.

В том же году в городскую управу поступил проект строительства опреснителей морской воды. Затраты на их доставку и установку составляли 43 тыс. руб., а полученная вода стоила бы 8 копеек за ведро. В 1902 году устройство водопровода с Первой речки предложило городу военное ведомство. Проект инженера Зимина включал плотину высотой почти 14 метров и стоимостью 364 тысячи рублей, что обещало городу в сутки 300 тыс. ведер воды. Но нужно было строить еще заграждение для удержания сползающего грунта, что потянуло бы на 141 тысячу. Городская управа даже утвердила этот проект, однако до воплощения дело опять не дошло.

Владивосток периодически «страдал» от жажды

Век воды не видать…

Между тем Владивосток периодически продолжал страдать от жажды. В зиму 1897-98 годов, по словам первого летописца Владивостока Николая Матвеева, «в городе было сильное безводие, отчасти благодаря отсутствию снега». В 1898 году было необычайно мало осадков, и почти все городские колодцы пересохли, кроме нескольких общественных, более глубоких. Городской голова выступил тогда с докладом, в котором констатировал: «Ближайшие к городу горные речки — Первая в трех верстах и Седанка в 12 верстах, как показал опыт сего года, в засухи пересыхают». Дума постановила «возбудить перед Правительством ходатайство о производстве научных исследований и изысканий относительно рационального обеспечения пресною водою всего населения Владивостока». Но денег на изыскания не нашлось. Потом эта история повторялась неоднократно.

В 1901 году опять повымерзли колодцы, и жители порой даже дрались из-за воды. «Владивосток» сообщал: «Воды в городе нет. То и дело к домовладельцам, имеющим во дворах колодцы, ходят соседи с просьбой «продать воды».

Но увы! Эти счастливцы отвечают, что самим только хватает на самовар». В 1902 году городских обывателей выручила железная дорога, по которой стали возить воду в город паровозами и выдавать ее по особым книжкам. В этом же году морское ведомство соорудило свой водопровод в районе Луговой. На речке Буяковке было вырыто три водоема с фильтрующими системами, но зимой они промерзли (сейчас это «озера» в парке Мингородка).

Необычная профессия

Газета «Владивосток» в январе 1900 года писала: «Редко кто знает о существовании в городе особого рода промышленников, которые содержат артели китайцев-водоносов. Говорят, во всем городе таких промышленников несколько десятков. Дело это происходит таким образом: какой-нибудь китаец, имеющий сотню-другую капитала, облюбовывает известный участок города. Нанявши артель рабочих, он подряжается поставлять воду окрестным жителям, взимая за это от 1 руб. до 3 руб. и более в месяц. Рабочим он платит в месяц рублей по 8, принимая на свой счет квартиру и пищу их. В общем, такой работник обходится ему не более 15 рублей в месяц. Сам же содержатель артели получает до 200 руб. в месяц, содержа артель из 7-8 человек. Оказывается, что и на владивостокской воде можно наживать копейку».

Наконец настал прорыв: Управление железной дороги в 1900 году выписало из центральной России 10 тыс. пудов чугунных труб для прокладки водопровода с Первой речки. Работы заняли несколько лет, и в 1903 году этот первый во Владивостоке водовод начал действовать. Он давал около 30 тыс. ведер в сутки, паровозы стали заправляться водой в городе, но сами обыватели страдали по-прежнему. Этого количества воды уже было недостаточно, так как город рос.

В «Путеводителе по Владивостоку» 1909 года писали однозначно: «Самый больной и острый вопрос — это вопрос водоснабжения. Житель г. Владивостока сплошь и рядом пьет воду, об источниках которой лучше не вспоминать. Зачастую она отдает странным вкусом и не менее странным запахом, и бывает время, когда даже такой воды нельзя достать». Газеты неоднократно сообщали о том, что китайцы для доставки воды на дом жителям берут ее чуть ли не из луж и канав…

«Заграница нам поможет»

Не обошлась водная проблема и без иностранцев. В 1906 году английская фирма «Эрлангер и Ко» предлагала свои услуги по устройству водопровода с Седанки с правом его эксплуатации в течение 20 лет. Дума не дала согласия. Через два года шанхайская фирма «Гутман» повторила попытку, но уже со сроком концессии на 25 лет. Фирма «Олав Вик» предлагала проект сбора дождевых вод на реках Майхэ и Седанке — по 500 тыс. ведер воды в сутки; инженерами Шведско-Азиатской компании были даже проведены изыскания. В 1910 году гласные думы опять не пришли к решению.

А в 1911 году пришла суровая зима, колодцы снова перемерзли, и воду пришлось возить пароходами из Японии...

Любопытное интервью газете «Далекая окраина» в 1914 году дал помощник военного министра, инженер-генерал Александр Вернандер, особо  уполномоченный по усилению Владивостокской крепости:

«В последние 14 лет вопрос о водопроводе не двинулся ни на шаг. Гарнизон крепости пользуется водою из особых источников. Морское и железнодорожное ведомства имеют свои водопроводы. А вот город и порт испытывают затруднения. Когда я впервые приехал во Владивосток, ко мне обратился тогдашний губернатор — генерал Чичагов с просьбой посодействовать тому, чтобы военное ведомство приняло на себя часть расходов по устройству запруды на Первой речке. Я согласился, тем более что это было бы полезно и для тогдашней оборонительной линии. Однако дело это движения не получило, во всяком случае не по вине военного ведомства.

В 1910 году мне был предъявлен новый проект водоснабжения из речки Седанки; против него я энергично восстал. Речка Седанка протекает впереди оборонительной ограды крепости, в таком районе местности, который, в случае осады крепости, может оказаться в руках осаждающего…».

В том же 1914 году был создан особый Хозяйственный комитет по исследованию водоносности Владивостока и его окрестностей. Он вел работы три года и определил, что источником водоснабжения города должны стать подземные воды из бассейнов речек Первой, Второй, Объяснения и Госпитальной пади. Кроме того, предлагалось организовать сбор дождевой воды. Но Временное правительство отказало в отпуске средств… В итоге к 1917 году Владивосток получал воду из Суйфунского артезианского колодца, дающего всего 10 тысяч ведер, от трех городских водоразборов железной дороги и из нескольких десятков буровых и сотен копаных колодцев.

Надежное «обводнение» Владивостока было налажено только после сооружения Седанкинского водохранилища, то есть уже при советской власти.

Иван Егорчев, действительный член Русского географического общества

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление