Спутник покажет: на Дальнем Востоке создадут цифровую платформу для управления лесным хозяйством

13:41 25 августа 2019
1670
0
alt=

Лес — одно из главных богатств восточных рубежей России. На долю Дальнего Востока приходится более 51% от общего лесного фонда страны. В Приморье «зеленое море» занимает две трети территорий края. В абсолютном выражении это более 11 миллионов гектаров. Однако это главное богатство почти не приносит дохода в бюджеты разных уровней. Причин много и одна из них — модель лесопользования, которая практически не предусматривает восстановления зеленого богатства. Кроме того, в крае давно не проводилась инвентаризация участков лесопользования, в частности, соответствия имеющихся пород деревьев заявленным в паспорте региона. C 2019 года за лесную отрасль на Дальнем Востоке взялись серьезно. Полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев на недавнем заседании Совета предложил провести эксперимент: создать цифровую платформу для проведения аукционов и провести мониторинг леса при помощи спутников. Приморский губернатор предложил свои меры по сохранению и восстановлению лесного богатства края.

Лес — главное богатство
Тайга занимает большую часть территории Дальнего Востока. Это более 50% от общих запасов леса России. Всего же на долю страны приходится 25% от общемирового. Между тем в бюджет России лес приносит всего 1% дохода.
— Отрасль проблемная и ситуацию надо решать кардинально, — отметил на заседании Совета при полномочном представителе президента Юрий Трутнев.

Казалось, именно лес, наряду с морскими биоресурсами, должен стать ведущей отраслью экономики всего региона.

Однако до сих  пор масштабных лесоперерабатывающих предприятий на Дальнем Востоке не появилось. А между тем лес рубят и активно вывозят за границу. Правительством РФ принят ряд решений, стимулирующих переработку лесной продукции на территории страны. По словам полпреда, это, в том числе, поэтапное повышение вывозных таможенных пошлин до уровня 80% в 2021 году. Сейчас на Дальнем Востоке расчетная лесосека (разрешенный в установленном порядке предельный годовой объем заготовки древесины рубками главного пользования в пределах определенной территории) составляет порядка 95 миллионов кубометров. Это даже по средней цене $200 за кубометр должно приносить более $2 млрд ежегодно. Сейчас ежегодно добывается примерно 23,5 миллиона кубометров леса. Однако сверхдоходов никто не видит.

Еще одна беда — пожары. В 2019 году только в Приморье за зиму, которая выдалась на редкость сухой и теплой, зарегистрировано более 200 термоточек. Сибирские пожары этого года надолго войдут в печальную историю России. Правительство выделяет существенные средства на профилактику лесных пожаров. Но полностью предотвратить их в лесах практически нереально, отмечает Юрий Трутнев.

— Все же пожары в лесах будут уменьшаться и при их освоении. Когда у лесов появится хозяин, он будет заниматься мониторингом и пожаротушением. На огромной площади земель лесного фонда РФ в любом случае будут молнии и возгорания, связанные с человеческой деятельностью. Мы будем с этим бороться. И в качестве усиления мер по лесоохране планируем строить дороги, чтобы до участков можно было добраться пожарным службам, егерям, — отметил полпред.

И есть на это пять проблем
На Дальнем Востоке в последние годы начинают появляться масштабные проекты в лесной отрасли. В основном речь идет о строительстве целлюлозно-бумажных и целлюлозно-картонных комбинатов, производств по выпуску паллет, деревянных игрушек и так далее. Но на пути эффективного развития отрасли стоят пять проблем. Именно их в первую очередь называют инвесторы при опросах Агентства по привлечению инвестиций. И самая первая проблема — это низкое качество развития лесной инфраструктуры. То есть около 62% лесных ресурсов Дальнего Востока находятся вне экономически доступной зоны. Это означает, что просто нет дорог, по которым можно добраться до выделенного участка.

Вторая проблема — нет актуальной информации о доступной лесосеке. Вообще инвентаризация лесных участков является практически основой для развития этой отрасли экономики. Для того чтобы планировать вырубки, иметь представление, какие участки можно отдать населению под заготовку дров, где вообще нельзя вести хозяйственную деятельность и где недавно прошло лесовосставление, надо иметь, условно говоря, паспорт всего лесного массива. По словам директора Агентства по привлечению инвестиций Леонида Петухова, такое изучение зеленого богатства региона в последний раз проводилось более 20 лет назад.

— Поездки в лесничества не помогают. В Хабаровском крае мы в прошлом году провели три месяца в лесах — документы, которые мы нашли, непонятные, не в электронной форме, их нужно перерабатывать, поскольку они непрозрачны для инвестора, — рассказывает Леонид Петухов.

Третья проблема на пути успешного развития лесной промышленности — несовершенная нормативно-правовая база. Точнее, на Дальнем Востоке не предусмотрен механизм резервирования лесных участков под приоритетные проекты. Отсутствует эффективный механизм постановки на кадастр ранее неучтенных участков.

Четвертая проблема — непрозрачные условия для инвесторов. Здесь речь идет об отсутствии биржевой торговли. И, кстати, первую скрипку в такой непрозрачности играют и сами участники действующего рынка. В Приморье в 2018 году заработала своя электронная биржа. Однако фактически механизм не получил своего развития.

И последняя проблема отрасли — экстенсивная модель лесопользования. Это означает, что для освоения новых территорий  средства в первую очередь  вкладываются  в создание дорог и новой инфраструктуры. То есть все леса, рядом с магистралями вырубаются. А для работы приходится уходить все глубже и глубже в лесной массив. И снова его вырубать. Интенсивная же модель лесного хозяйства включает в себя несколько элементов: эффективное лесовосстановление, качественный уход за лесами в молодняках, проведение коммерческих рубок ухода и проведение сплошных рубок. Вся система мероприятий строится на жестком планировании: собственник рассчитывает, сколько спелого леса будет получено с участка, а перед проведением сплошной рубки точно знает, как будет проходить лесовосстановление. При применении этой модели жизнеспособность лесов гораздо выше, чем при экстенсивной.
 
Экспериментальный метод
Юрий Трутнев озвучил два варианта решения ситуации, сложившейся с лесопользованием. Причем, оба предложения уже направлены в работу и просто на уровне «поговорили и забыли» не останутся. Первое предложение — это создание цифровой платформы лесвосток.рф. За основу планируют взять успешный опыт цифровизации сектора аквакультуры.

—Мы предлагаем на территории Дальнего Востока провести эксперимент и ввести новую систему управления лесным хозяйством, основанную на данных космического мониторинга. Также мы исходим из того, что торги лесными участками должны быть прозрачными, а лесные участки должны продаваться только через биржу. Мы будем предлагать внедрение этой системы на территории Дальнего Востока и затем проверять  ее эффективность. В случае, если она будет хорошо работать, предложим распространить ее на других территориях РФ, — отметил Юрий Трутнев.

Главный плюс новой системы — возможность для инвесторов выбрать интересующий лесной массив и отправить заявление на участок сразу в уполномоченный орган. Таким образом, сразу будет видно, какие участки свободны, где уже идет хозяйственная деятельность и кто работает в этом лесу. Вместо закрытых и непрозрачных механизмов выделения участков будут внедрены открытые онлайн-аукционы, уверен генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока Алексей Чекунков. А именно на плечи этого ведомства ложится основная работа по разработке электронной платформы.

— Новый механизм существенно повысит эффективность как госуправления, так и рыночных механизмов в отрасли. Он позволит обеспечить для инвестора принцип «одного окна» во взаимоотношениях с органами государственной власти и взаимосвязанность действующих государственных информационных систем, — говорит эксперт.

Вторая часть эксперимента — мониторинг с помощью спутников. Об этом заявил полпред президента Юрий Трутнев по итогам совещания во Владивостоке. Именно такой метод, с использованием космического наблюдения, позволит провести максимально точную инвентаризацию породной составляющей лесов Дальнего Востока.
 

Инфографика


Приморский срез
Приморье — один из самых зеленых регионов востока России. Площадь лесного фонда края составляет 11,9 миллиона гектаров и большая часть из них отдана под заготовку древесины. Лесная отрасль для Приморья традиционно является ведущим сектором экономики. Всего в аренду отдано более 7 миллионов гектаров, на которых работают 279 арендаторов.  Самые крупные лесоперерабатывающие предприятия края — ГК ОАО «Тернейлес», ГК RFP Group, ОАО «Приморские лесопромышленники», ЗАО «Лес Экспорт». Как отмечает директор департамента лесного хозяйства Приморского края Валентин Карпенко, у жителей края сложился стереотип о том, что вся приморская древесина вывозится в Китай. Но дело в том, что 50% этого потока — это лес из других регионов страны.

— Просто эти составы идут через приморские погранпереходы, например, через Гродеково, который и принимает железнодорожные вагоны. И надо учитывать, что сейчас порядка 68% заготавливаемой древесины в Приморье идет на переработку. Конечно, пока не глубокую, но первого и второго порядка —  вполне, — отметил Валентин Карпенко.

Особенностью Приморского края является то, что биогеографически (наука на стыке биологии и географии, изучающая закономерности распространения флоры и фауны) леса находятся сразу в трех регионах. Это таежная зона, к которой относится север, северо-восток края — это зона хвойных широколиственных лесов, куда входит большая часть Приморья. И третья —  лесостепная зона, куда можно отнести юг региона. Таким образом здесь, на юго-востоке России соединились ценные породы деревьев: дуб, ясень, ильм, маакия.  А сочетание уникальной природы и близости к границе делает лесозаготовку максимально выгодной. Однако несмотря на то что лес относится к возобновляемым ресурсам, ему для восстановления уже сейчас требуется помощь человека. И этом вопросе Приморье — один из самых успешных регионов Дальнего Востока. Только в 2018 году проведены восстановительные работы на 19 тысячах гектаров, отмечает начальник отдела охраны окружающей среды и особоохраняемых природных территорий департамента природных ресурсов Ольга Валяева.
— Это на 201% больше запланированного объема. За первые полгода 2019-го эти работы проведены на территории 1134 гектаров, — отмечает эксперт.

Концепция лесовосстановления в Приморье строится по принципу: «Срубил одно дерево — посади 5 новых саженцев». Это правило действует для всех арендаторов края.

По словам предпринимателя Ларисы Бутенко, сейчас самое главное для лесоперерабатывающих компаний Приморья — создать понятные и стабильные правила игры. Бизнес должен рассчитывать свое развитие на десятки лет вперед. Последние годы ситуация была диаметрально противоположной: так как никто не знал, что ожидать от власти, предприниматели стремились заработать как можно больше денег здесь и сейчас. О будущем не думал никто. Впрочем, отмечает Лариса Бутенко, такая ситуация была характерна вообще для бизнеса в любой сфере экономики. 

— Сейчас медленно, но  растет экспорт переработанного леса. Судить об этом позволяют отчеты таможни. Пусть рост невысокий, но он есть. По своему деревообрабатывающему предприятию я могу сказать, что в этом году я пилю низкосортную древесину — осину или тополь, например. Причина в том, что покупатель внутри страны хочет купить доску по невысокой цене. А я как раз работаю с внутренним рынком — это Камчатский край, Магаданская область. Торговля внутри Приморского края сейчас не слишком рентабельна, так как к нам зашли сибирские производители и, можно сказать, обвалили цены. Пока ситуация на рынке складывается не в пользу производителей, так как потребители не способны переработать  все то, что мы производим, — говорит президент Союза лесозаготовителей и деревопереработчиков Лариса Бутенко.

В Приморье по поручению губернатора готовится концепция поддержки лесной промышленности. Как отметил Олег Кожемяко, главная цель готовящейся программы — навести порядок в лесной отрасли края, наладить глубокую переработку леса в регионе.

— В первую очередь нужно поддерживать наши местные производства, это касается всех отраслей, не только лесной. Мы готовы снимать препятствия для бизнеса — такие задачи поставлены на всех уровнях власти, — обозначил Олег Кожемяко.

 

— В крае есть глубокая переработка леса: это шпоновое производство, предприятия по производству деревянных игрушек, мебельные щиты из ценных пород древесины и так далее. Те же самые палочки для еды — свой регион ими мы точно обеспечиваем самостоятельно. Все это у нас есть. Но еще один, крайне важный вопрос для отрасли, это кадры. Предпринимателям приходится везти своих сотрудников в центр России для подготовки. Пока в крае такого обучения нет и приходится оплачивать перелеты, проживание и само обучение. Это тоже важный вопрос, который нуждается в решении.

Лариса Бутенко

президент Союза лесозаготовителей и деревопереработчиков

— Давным-давно идет разговор о том, что торги лесными участками должны быть прозрачными. Ведь торги по участкам недр прозрачные: нельзя прийти и провокационно заявить : «Дайте мне, пожалуйста, участок». А по лесу можно. Почему? Мы исходим из того, что леса должны распределяться на электронных аукционах прозрачно и продаваться только через биржу, тогда все начнет вставать на места. Поскольку преобразовывать это по всей стране долго, это большая работа. В рамках региона эта модель разрабатывалась Фондом развития Дальнего Востока. Мы будем предлагать на территории внедрение этой системы, смотреть ее эффективность. В случае, если она будет хорошо работать, предложим распространить ее на других территориях РФ.

Юрий Трутнев

Полномочный представитель президента в ДФО, вице-премьер

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление