Помогут по звонку: ежегодно на детский телефон доверия в Приморье поступает более 12 тысяч звонков

09:03 04 августа 2019
1546
0
alt=

Рассказать о главном, о том, что волнует, сложно даже взрослым. Что уж говорить про подростков, у которых  на фоне изменений гормонального фона любой косой взгляд становится трагедией. В возрасте тотальной неуверенности в себе детям от 9 до 16 лет (и это очень условные границы) крайне важна поддержка. Иногда подростки просто не могут доверить свои переживания родителям. В этом случае на помощь приходят специалисты телефона доверия. В кризисном центре «Мир ребенка» он не умолкает. В самый «пустой день» сюда поступает до 10 звонков. Основные темы — все, что связано с темой суицида, буллинг (третирование)  в школе и проблемы во взаимоотношениях. Но, как говорят специалисты, сообщений о планах покончить с собой становится меньше с каждым годом. О том, как работает телефон доверия для детей и подростков,  узнавала «Приморская газета». 

Важно
Телефон доверия: 8 (423) 220-65-73 и 8-800-2000-122.  Кризисный центр «Мир ребёнка»: 8 (423) 207-70-75.


Анонимность до мелочей

Ключевое правило любого телефона доверия — любая личная информация о специалистах является закрытой: нельзя называть свое настоящее имя, нельзя говорить, где располагается кабинет анонимной помощи, и так далее. Это уводит разговор в сторону. Главный — тот, кто звонит, его проблемы и опасения. Телефон доверия — это то место, где всегда можно быть услышанным и понятым.
Фактически телефонов доверия для подростков в Приморье два: один действует при социальной службе «Парус надежды», второй — на базе Краевой клинической детской психиатрической клиники. И там, и там работают клинические психологи. Но в ГБУЗ «ККДПБ» на телефоне и консультировании еще работают врачи-психотерапевты, имеющие специализированную подготовку по кризисной помощи. 

Единого протокола ответов на вопросы звонящих нет, есть список требований к тем, кто «сидит на телефоне». Доброжелательный  голос, сопереживающее настроение и отсутствие раздражающих факторов, которые могут прорваться в интонации и остановить  человека, решившегося рассказать о своей беде.  
— Психолог не должен быть усталым, голодным, с плохим настроением — когда работаешь на личном приеме, можно чем-то отвлечь, замаскировать свое собственное эмоциональное состояние. Голос  же, особенно  в телефонной трубке, очень честно проявляет все нюансы настроения. Мы обучаем специалистов даже как правильно сидеть, дышать, когда идёт консультирование. Громадная ответственность — в секунды понять, в чем заключается проблема, и найти единственно верные слова, а иногда и Слово, — рассказывает главврач клиники Анастасия Горохова.  
«Сесть на линию» может далеко не каждый психолог. Это только со стороны кажется — «ну что же тут сложного: взял трубку и ответил». Нет. В напряженных диалогах  важно чувствовать состояние собеседника, оперативно реагировать и сразу выхватывать главное. Тех, кто умеет это делать, единицы.  

Всегда рядом 

Здесь никогда не бывает «занято».  Многоканальная линия телефона доверия автоматически переводит звонок тому специалисту, который сейчас свободен. Ждать ответа абонентам не приходится. На всех линиях  работают профессионалы своего дела, и всегда можно быть уверенным в том, что помощь будет оказана на уровне.
Время диалога  не ограничено: «висеть» на трубке можно столько, сколько нужно, чтобы разрешить проблему подростка. Все, что сказано, остается только между специалистом и абонентом. Разговоры не записываются, не прослушиваются, не анализируются — анонимность обращения является главным условием работы телефона. Все происходит строго сиюминутно — здесь и сейчас. В особо опасных ситуациях задача психолога — убедить своего собеседника прийти на личную консультацию, где у врача больше инструментов для помощи. 

Внутренние тонкости

Телефон доверия работает семь дней в неделю 24 часа в сутки. 
Сотрудники службы психологической помощи работают посменно: определенное  количество времени «на телефоне», потом очные приёмы, психотерапия с детьми, семьей.  Отдых только после заполнения бланков отчетности. В это время обязательны разборы случаев  с коллегами, анализ принятых решений, проработка своих реплик. Кроме того, проходит профилактика эмоционального выгорания специалистов. Врач-психотерапевт Анастасия Горохова считает, что это важно и необходимо,  чтобы у психолога не осталось чувства незавершенности.
— Есть у нас еще одно золотое правило: необходим навык переключаться с тяжёлых моментов разговора, когда уходишь домой. Со-переживать — это уровень специалиста, переживать — дилетанта. И постоянная личная работа с самим собой. Душа всё равно болит.
На телефон доверия можно  позвонить по любому поводу: сложности в отношениях с родителями, переживания по поводу их развода, любые страхи и, конечно, насилие. Последние — самые сложные звонки, это ситуации, когда невозможно не включить личное участие, и удержаться может только зрелая личность, даже если это молодой специалист. И именно звонки по вопросам насилия чаще всего стараются перевести и переводят в личные консультации.  
— Даже в ситуациях, когда нам ребенок сообщает о насилии над ним, мы не имеем права обращаться в полицию. Мы можем только попробовать убедить звонящего самостоятельно принять такое решение, — говорит Анастасия Горохова.   
Специалисты уверены, одна из проблем современного общества в том, что подростки не всегда могут адекватно идентифицировать свои чувства. С одной стороны, это естественный фактор, связанный с физиологическими процессами в организме. С другой, последние годы канули в небытие традиции эмоциональной инициации — проще говоря, взросления и перехода на другой уровень.

Грань между жизнью и смертью 

Современные игры, где герою дается несколько шансов, не позволяют научить переживать опыт потери, без агрессии проходить травмирующие ситуации и ценить дар жизни. Именно прежние, «доасфальтовые» игры учили приближаться к смерти, заглядывать за грань и отпускать, объясняет эксперт. Иначе говоря, дети начинали ценить жизнь как дар, и такое знание уже в подростковом возрасте уберегало подростков от того, чтобы эмоционально сломаться при первом же серьезном испытании. 
— Посмотрите, как отличаются игры современных детей от игр ещё 90-х. Сейчас все ушли в компьютеры, гаджеты. Не удивительно, что при столкновении с кризисами молодое поколение чаще уходит в психосоматику (заболевания, возникающие под воздействием психологических факторов). Что является неправильным, обостренным ответом тела на травмирующую ситуацию. Раньше, в «догаджетовую эру», мы все с вами так или иначе переживали опыт смерти в игровой форме. Именно про это закапывание секретиков, классики, когда при неправильном выполнении элемента сгораешь. А что это, как не символическое умирание? В гаджетах же нет возможности пережить этот опыт: всегда есть вторая, третья жизнь. Даже если они заканчиваются и герой «умирает», он всегда может начать все сначала, — рассказывает Анастасия Горохова. 

Просто возьми телефон!

О Детском телефоне доверия в Приморье знают: информацию о нем помогают распространять учителя в школах, он висит на информационных стендах в детских учреждениях. На нехватку звонков специалисты не жалуются — всего на оба телефона доверия ежегодно звонят порядка 12-14 тысяч человек. То есть получается по семь тысяч на каждую линию, рассказывает Анастасия Горохова.
— Норматив у нас три тысячи звонков в год, как видите, мы сильно его превышаем, — поясняет эксперт.  
Несмотря на то, что телефон «адресован» в первую очередь детям и подросткам, звонят все возрастные группы. Поводы самые разные. Бывает, людям просто не с кем поговорить, и это тоже проблема. Отказать в разговоре сотрудники телефона доверия не имеют права. Даже когда звонят «шутники», бросать трубку нельзя.
— У нас нет гарантии, что это не «проверочный» звонок, что таким образом ребенок не проверяет, может ли он доверять, готовы ли его выслушать. Детский телефон доверия — просто необходимый ресурс в современном мире, потому что если мы, взрослые люди, часто теряемся в режиме большого потока негативной информации и не можем разобраться, то что уж говорить о детях, — говорит главврач клиники. 

Год от года количество звонков увеличивается. С одной стороны, это показатель востребованности службы, с другой — говорит о потребности детей и подростков задать вопрос и услышать ответ без нравоучений или же получить оперативную помощь.
— Задача специалиста — снять острый психический процесс у абонента, поддержать именно сейчас, сиюминутно. А после того, как снята первая реакция, тогда уже идет решение о дальнейшем: хватит ли одного звонка или же нужно углублять общение, — говорит Анастасия Горохова.  
По статистике, порядка 30% юных собеседников соглашаются на встречу и получают конкретную кризисную помощь в центре «Мир ребенка». Кстати, как говорят специалисты, опасаться того, что после обращения в «личном деле» клиента появился запись о консультации с психиатром или иные подробности, не стоит. Информировать сторонних людей о приходе того же школьника к врачам-психиатрам никто не обязан. 
 

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы относитесь к запрету продажи алкоголя на майские праздники?
27.04.2024 — 09.05.2024
Правильно! Отмечать праздник нужно культурно. А напиться и дома можно
50%
2/4
Скептически. Кому надо - купит заранее и всё равно пронесет с собой на демонстрацию
50%
2/4
Отрицательно. Любой запрет порождает торговлю из-под полы. Просто кто-то на этом наживётся
0%
0/4
Равнодушно. В нашей семье никто не пьет, поэтому все эти запреты — мимо!
0%
0/4

Добавить объявление