Не прячьте ваши денежки: почему банки могут блокировать карты и счета

14:50 02 октября 2018
1950
0
alt=

В конце сентября вступил в силу закон о противодействии кибермошенничеству. По новым правилам банки обязаны вести активную работу по защите денежных средств своих клиентов от мошенников. Кроме того, финансовые организации теперь будут работать над возвратом средств на счета во внесудебном порядке в случае кражи. Теперь банки смогут блокировать сомнительные операции по переводу денег и карты клиентов. 27 сентября Банк России определил универсальные критерии, по которым можно распознать несанкционированную операцию. «Приморская газета» разобралась, когда карту могут заблокировать и что в таком случае делать.

По закону банк заблокирует карту только в том случае, если выявит «признаки совершения операции без согласия владельца». Подозрительные операции банк определяет исходя из того как человек пользуется картой. При стандартном использовании — оплате привычных постоянных услуг вроде счетов за интернет, ЖКХ, покупок и других операций создается обычный сценарий использования счета. И каждое серьезное его нарушение может восприниматься как признак подозрительной операции.

Одним из признаков того, что оплата товара либо перевод денег прошел без согласия владельца карты, может быть случай, когда по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через краткий промежуток времени. Например, клиент сделал покупку на одном конце города и через пять минут в противоположной точке, до которой физически не мог доехать за это время.

Банк России разъяснил критерии, по которым можно распознать несанкционированную операцию. Документ под названием «Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» имеет три пункта.

Первым поводом для приостановления транзакции будет информация о получателе средств. В случаях, когда он был замечен в попытках хищения денег ранее и внесен в базу регулятора.

Второй повод — совпадение информации о параметрах устройства, с которого был проведен платеж, с параметрами устройства (телефон, компьютер, карта, онлайн-кошелек и др.), которое уже находится в той же базе Банка России.

Третий повод — несоответствие проведенной операции обычному поведению клиента, то есть сценарию использования счета.

Банк России предлагает учитывать периодичность платежей, их суммы, место осуществления операции. Операцию можно рассматривать как подозрительную, если она проведена с нового для клиента устройства.

Банк сможет приостановить любой денежный перевод, заблокировать карту, электронный кошелек, предоплаченные банковские карты и мобильные приложения. Максимальный срок блокировки карты или электронного платежа — 48 часов, то есть два дня.

После блокировки карты или приостановления платежа банк должен незамедлительно связаться с клиентом — с помощью звонка или электронного сообщения — и попросить его подтвердить, на самом ли деле он проводил платеж или это была попытка хищения. Как только банк получит подтверждение, что операция действительно проводилась, деньги спишут со счета. Если связаться с владельцем счета или карты не получится — банк все равно проведет платеж и разблокирует карту, но лишь спустя два дня.

Ксения Курдюкова


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление