Не экспортом единым развивается экономика края. Еще одно перспективное направление, которое активно набирает обороты, — партнерство с иностранными компаниями. Такое сотрудничество возможно благодаря режимам Свободного порта Владивосток и ТОР, которые дают ряд преференций своим резидентам. Кроме того, само расположение региона позволяет выстроить удобную логистику по доставке сырья и готового продукта к месту назначения. Во Владивостоке пакуют индийский чай, гранят алмазы, производят двигатели для японских автомобилей.
Бриллианты forever
Восточно-экономический форум 2017 года привел во Владивосток «алмазные реки»: на полях форума президент страны дал символический старт работе алмазной фабрики. Несмотря на то, что многие жители города сомневались в реальности воплощения грандиозного замысла индийского инвестора корпорации KGK Group, менее чем через полгода предприятие выпустило первую партию ограненных алмазов.
Ежемесячно завод во Владивостоке обрабатывает порядка 12-14 тысяч карат алмазного сырья. Проект во Владивостоке родился из стратегического партнерства с АЛРОСА. В непосредственной близости находятся рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно здесь находятся традиционные потребители драгоценных камней: Китай, Индия, США, страны Юго-Восточной Азии.
— Географически Дальний Восток занимает самое выгодное местоположение для выхода к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, с прямым доступом к океану, — объясняет управляющий директор KGK Group Сандип Котхари. — В нашей компании видят большую перспективу развития алмазной промышленности на Дальнем Востоке. Регион располагает всей необходимой инфраструктурой для развития отрасли. При поддержке российского правительства и компании АЛРОСА Дальний Восток может стать центром алмазной промышленности, как Антверпен и Мумбаи.
Чайная церемония
Россия занимает 4 место в мире по потреблению чая после Китая, Индии и Турции. Естественно, что мировые гиганты отрасли заинтересованы не просто в поставках своего продукта на рынок страны, но и в открытии производства здесь. Таким образом получается сократить цепочку от конвейера до потребителя и, в конечном счете, уменьшить расходы. По такой логике действовало руководство индийского холдинга Madhu Jayanti International Ltd, в России более известного как «Джей Рус». Это та самая компания, которая производит популярный на Дальнем Востоке чай Jay. В 2003 году во Владивостоке был открыт российский филиал компании, а уже в 2016 году производственные линии обосновались под Артемом, на площадях «Авиаполиса Янковский». С этого момента из Индии во Владивосток поступает только сырье. Фасовка происходит уже здесь, на месте. С 2016 года предприятия вышло на 75% от запланированной мощности. Ставку «Джей Ти» делает исключительно на российский рынок.
— Наша компания производит различные виды чая. Сырье 100% индийское, основной объем нашего чая выращен на северо-востоке, в высокогорных плантациях штата Ассам. Отгрузка производится пароходами из чайной столицы Индии, г. Калькутты, — рассказывает генеральный директор ООО «Джей Ти» Танмай Чакрабарти.
Прямо в Японию
Завод Sollers во Владивостоке работает не первый год. Здесь собирали корейские и японские автомобили для внутреннего рынка страны. С 2018 года линейку решили расширить и зайти со своей продукцией в Страну восходящего солнца. Речь идет о производстве моторов Mazda SkyActiv-G
Кстати, специально для этого проекта в 2017 году границы ТОР «Надеждинская» расширили, включив ту часть Владивостока, где расположен завод Sollers. Уже в 2018 году предприятие начало строить новый завод, который презентовало в сентябре того же года. И в феврале 2019 года удалось открыть производство.
Речь идет о бензиновом моторе — 2,0-литровый 4-цилиндровый агрегат развивает мощность 150 л.с. при 6000 оборотов в минуту. ДВС отвечает экологическому классу «Евро-5». Проектная мощность завода во Владивостоке — 50 000 двигателей в год.
Тестовые партии уже прошли проверку в Японии, без проблем справились с испытаниями и были признаны полностью соответствующими всем международным стандартам качества компании Mazda.
— Все 100% двигателей Mazda будут поступать в Японию, город Хиросима, и будут использоваться глобально компанией Mazda для экспорта всех этих продуктов во все страны мира, — сообщил гендиректор и основной владелец группы «Соллерс» Вадим Швецов.