Прикрытие с воздуха

19:53 10 мая 2014
2985
0
alt=

Во время Великой Отечественной войны советская авиапромышленность наладила массовый выпуск хорошо зарекомендовавших себя бомбардировщиков, торпедоносцев, штурмовиков и истребителей. Но вот с гидросамолетами дело обстояло не лучшим образом. Заводы, которые могли их выпускать, оказались на оккупированной территории, а надействующих налаживать производство летающих лодок, учитывая их малую серийность, было невозможно.

Когда к концу войны наша морская авиация стала испытывать острую нужду в гидросамолетах, некоторое их количество удалось получить из США по ленд-лизу. Перегонка этих самолетов в 1944 году сама по себе была заметным событием в истории советской гидроавиации. «Каталины» для Тихоокеанского флота перегонялись по восточному маршруту протяженностью 9960 миль – через Берингов пролив во Владивосток. Здесь также были свои трудности: сложные погодные условия, отсутствие оборудованных гидроаэродромов.

В апреле 1932 г. во Владивостоке был создан штаб авиации Морских сил Дальнего Востока (с 1935 года – Тихоокеанский флот). Перед ним встала задача по поиску удобных площадок для аэродромов морской авиации. В эти годы в пригороде Владивостока для ВВС ТОФ были созданы несколько аэродромов, четыре из них предполагались для гидроавиации. Это площадки в бухтах Суходол (Шкотовский район), Патрокл (Владивосток), Воевода (о. Русский) и в районе нынешней станции Океанской.

В начале 40-х годов на гидроаэродромах начали строить долговременные сооружения.  Например, военный гидроаэродром на мысе Фирсова в 1942 г. имел так называемую маневренную площадку для крылатых машин, большой ангар и ряд построек хозяйственно-бытового назначения.

Из отчета о состоянии аэродрома от 1 июля 1942 года: «Подходы – открыты со всех сторон. Метеоданные – господствующее направление ветров: зимой – северные, летом – южные. Связь – телефон. Подъездные пути – шоссе и частично проселочная дорога. Дополнительные сведения – глубина порядка 20 метров. Приливно-отливные колебания около 30 см. Замерзание в начале декабря, вскрытие в начале апреля. Работа со льда с 15 января по 15 марта. Водоснабжение из колодцев. Столовая оборудуется при работе части на гидроаэродроме».

Для размещения офицерского состава и семей авиаторов были возведены 1-2-этажные деревянные дома – ДНСы (дома начальствующего состава). Их каменные фундаменты и остатки печей можно и сегодня увидеть среди домов на улице Татарской.

Территорию гидроаэродрома оцепили периметром из колючей проволоки и поставили часовых.  Большая маневренная площадка для летающих лодок находилась на северном берегу мыса Фирсова. От нее в воду уходил деревянный помост на металлических сваях – специальный спуск для гидросамолетов. С помощью съемного подкатного шасси они вытягивались на акваторию, где запускали моторы и выруливали на взлет. Размеры водной взлетно-посадочной полосы составляли 3 тыс. м.Зимой, когда акватория аэродрома замерзала, самолеты взлетали со льда.

С началом Великой Отечественной войны аэродром «Мыс Фирсова» ограниченно использовался гидроавиацией ВВС ТОФ. Полеты проходили в пределах станции Океанской, в бухтах Патрокл и Воевода. Аэродром действовал до конца 1950-х годов. В настоящее время мало что напоминает о бывшем гидроаэродроме «Мыс Фирсова», кроме остатков бетонной площадки и руин КПП на въезде.

Ничего не напоминает и о гидроаэродроме «Патрокл», располагавшемся на побережье бухты Патрокл. Здесь в 1941 году базировалась 63-я отдельная авиаэскадрилья ВУ ВВС ТОФ, на вооружении у которой были летающие лодки МБР-2.

В те годы на Патрокле был образованцелый городок – дома начальствующего состава (ДНСы), столовая, клуб, был даже тир на открытой площадке. Личный состав размещался в каменных казармах в долине, здесь же находились плац, погреба для продовольствия, бетонный туалет. Гидросамолеты взлетали и садились на воду бухты, где был выделен специальный фарватер между сильными подводными течениями, после чего заезжали на площадку, где обслуживались. Справа от линии посадки, на берегу перешейка полуострова Басаргина, установили пристань для торпедных катеров.

Гидроаэродром просуществовал до 1960-х годов, затем был расформирован и заброшен.

Подготовил Михаил Войтович

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы относитесь к запрету продажи алкоголя на майские праздники?
27.04.2024 — 09.05.2024
Правильно! Отмечать праздник нужно культурно. А напиться и дома можно
40%
2/5
Скептически. Кому надо - купит заранее и всё равно пронесет с собой на демонстрацию
60%
3/5
Отрицательно. Любой запрет порождает торговлю из-под полы. Просто кто-то на этом наживётся
0%
0/5
Равнодушно. В нашей семье никто не пьет, поэтому все эти запреты — мимо!
0%
0/5

Добавить объявление