В День города в столице Приморья прошли бесплатные экскурсии секции краеведения и экскурсоведения Приморского краевого отделения Русского географического общества и туристско-информационного центра Приморского края. На одной из них — «Судьбоносные визиты семи Великих князей во Владивосток» — побывал корреспондент «Приморской газеты».
Автор тура, посвященного Их Императорским Высочествам — географ и экскурсовод Валентина Корабельникова. За 40 лет работы в Русском географическом обществе она уже и сама стала легендой города. Ведь в свои 90 лет Валентина Сергеевна не только бережно хранит историческую память о городе и крае, но проводит пешие прогулки, делясь своими глубокими краеведческими знаниями с жителями и гостями края. Как экскурсовод-методист высшей категории, она составила около 70 познавательных туров по городу и краю.
Валентина Сергеевна Корабельникова проводит экскурсию про Великих князей
Фото — Тамара Алексеева
«Княжескую» экскурсию она готовила долго и тщательно: собирала и перепроверяла сведения, подыскивала необходимые для иллюстрации рассказа фотоматериалы. Пеший тур прошел по местам, связанным с историей посещения города будущим Государем и Великими князьями династии Романовых. Во время прогулки история переплеталась с современностью, становилась частью дня сегодняшнего.
Слова Валентины Сергеевны заставляли оживать образы прошлого Владивостока — маленького военного поста на Тихом океане, на рейде которого сновали парусные корабли, а берег покрывали в основном деревянные постройки. И среди этого рождалась особая добросовестность и ответственность людей, закладывающих краеугольный камень в историю своей страны…
Первый из Романовых
Великий князь Алексей Александрович
Фото — музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
Первым из Великих князей форт Владивосток посетил 23-летний Алексей Александрович (Романов), четвертый сын императора Александра II. В начале мая 1873 года русская эскадра, в состав которой входил фрегат «Светлана» (это было единственное «женское» имя среди военных кораблей российского флота!) бросила якорь в бухте Золотой Рог. Сановная особа на фрегате не занимал особое положение, а был в подчинении у капитана в должности старшего офицера.
После визита представителя императорской фамилии улицу Американку официально стали называть Светланской по названию фрегата, а сопка Алексеевская (Почтовая) была названа в честь Алексея Александровича.
Великий князь Алексей Александрович предложил горожанам выпускать газету, а еще организовать местный музей и сделать его культурным центром города, пообещав для него экспонаты из своего путешествия. Со временем было учреждено Общество изучения Амурского края (ОИАК), а при нем — музей. Романовы выписывали все периодические издания, выходившие в Амурском крае, и перечисляли деньги на развитие газет.
Задачей высокого гостя была организация перевода главного порта восточной окраины в бухту Золотой Рог. После посещения Владивостока Великий князь Алексей Александрович отправился сухим путем через Сибирь (Транссиба еще не было!). До столицы (Санкт-Петербурга) добирались несколько месяцев практически по бездорожью.
Император Александр II незадолго до своей трагической гибели, 7 июня 1880 года, подписал указ о возведении Владивостока в степень города.
Не жалея живота своего
Великий князь Александр Михайлович
Фото — музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
В 1886 и 1887 годы на корвете «Рында» город посещает еще один из представителей царствующего дома — 20-летний Великий князь Александр Михайлович (Романов), внук Николая I. Его высочество совершил путешествие по границам Приморья. В то время планировалось строительство музея ОИАК, и Великий князь пожертвовал на это 1000 руб., а затем участвовал в закладке здания музея. Свое офицерское жалование — 4000 рублей — он решил переводить во Владивосток для помощи нуждающимся и больным, и просил присылать полный отчет об этом.
Кстати, результатом его доклада императору Александру III стал перенос резиденции губернатора Приморской области из Хабаровска во Владивосток (сейчас из Хабаровска перенесли столицу Дальнего Востока — история повторяется).
Находясь целый год в Японии в ремонте, великий князь выучил японский язык, но не показывал свои знания, поэтому мог понять настроения японских военачальников. Он предупреждал Государя, что возможна война с Японией, недовольной успехами России на побережье Тихого океана.
В 1895 году он представил Николаю II разработанную под его руководством программу усиления российского флота на Тихом океане. Программа и связанные с нею вопросы были подвергнуты обсуждению, но не приняты.
Визит Цесаревича
Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий князь Николай II
Фото — музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
А вот как прошла встреча будущего Императора 11 мая 1891 г., к которой Владивосток готовился целый год: «Город вздрогнул: гром пушек, гудки всех кораблей, стоящих на рейде, крики «ура!» — так встречал наш город 23-летнего наследника престола цесаревича Николая Александровича, сошедшего с трапа фрегата «Память Азова». Через пять лет после приезда во Владивосток (в1896 г.) он станет российским Императором Николаем II.
Цесаревич проследовал на коляске под возведенными в честь его приезда Николаевскими воротами (сейчас там ступени лестницы, ведущие к восстановленной Арке Цесаревича) в Успенский храм. В общей сложности Цесаревич Николай пробыл в Приморье 10 дней. Посетил дом Приамурского генерал-губернатора Унтербергера. Будущий император подарил городу и Обществу изучения Амурского края и свои портреты, и тысячу рублей на благоустройство.
В свой кратковременный приезд престолонаследник, как мы знаем, успел поучаствовать в закладке первого сухого дока в судоремонтных мастерских и высыпал первую тачку грунта в насыпь восточного участка Транссибирской магистрали. Цесаревич также положил первый кирпич в фундамент владивостокского железнодорожного вокзала и в основание памятника адмиралу Невельскому. Инструменты, которыми производилась историческая закладка, передали в музей Общества. К сожалению, в советское время их пустили на переплавку — они были серебряными.
Соратник адмирала Макарова
Самая обсуждаемая персона Дома Романовых - Великий князь Кирилл Владимирович
Фото — музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
2 июня 1898 г. во Владивосток по пути из Японии зашел броненосный крейсер «Россия», и 22-летний Великий князь Кирилл Владимирович (Романов), внук императора Александра II, посетил наш город, а также Никольск-Уссурийский.
Во время Русско-японской войны он служил начальником военно-морского отдела штаба командующего флотом в Тихом океане. В роковую ночь 31 марта 1904 года, когда погибли вице-адмирал Макаров и художник Верещагин при взрыве флагманского корабля «Петропавловск», он также находился на его борту. Князя отбросила взрывная волна. 40 минут Кирилл Владимирович держался на плаву в воде, температура которой была всего +5 градусов, в отяжелевшей шинели, обожженный, контуженный, с поврежденной спиной. Он — один из немногих членов экипажа, оставшихся в живых. Сказалась спортивная подготовка — в свое время великий князь участвовал в Олимпийских играх в Стокгольме.
Генерал от артиллерии
Великий князь Сергей Михайлович
Фото — музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
В июне 1908 года Владивосток посетил Великий князь Сергей Михайлович – 39-летний внук Императора Николая I, генерал-инспектор артиллерии.
Во Владивосток он прибыл по железной дороге из Харбина. Сергей Михайлович проверял боеспособность военных частей, посетил почти все сухопутные и морские батареи Владивостокской крепости и других поселений по линии КВЖД. Он осмотрел батареи побережья Амурского залива, присутствовал на стрельбах Амурского и Уссурийских фронтов, на Седанке, на Барановском полигоне, в районе станции Угольной и в Посьете. Кроме того, Сергей Михайлович осмотрел артиллерийские склады в долине Первой речки и все крепостные объекты на острове Русском. Именно ему наша армия и флот обязаны тем, что имели в это время самое современное вооружение.
Князь-рыцарь
Великий князь Константин Константинович
Фото — музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
Великий князь Константин Константинович, внук Николая I, посетил Приамурский край в мае 1909 года. Поэт, переводчик и драматург, глава Академии наук в течение 25 лет, основатель Пушкинского Дома видел будущее России в свете общественного просвещения и культуры. Современниками он был прозван князем-рыцарем, «отцом всех кадет». Как начальник Главного управления военно-научных заведений Российской Империи, он большую часть своего визита посвятил встречам с кадетами кадетских корпусов и гимназий.
Особая миссия
Великий князь Георгий Михайлович
Фото — музей истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева
В январе 1916 года во Владивосток прибыл Великий князь Георгий Михайлович, внук Императора Николая I. К сожалению, в детстве он повредил ногу и не был связан с военной службой, в отличие от своих родственников, однако во время Первой мировой войны состоял при ставке верховного главнокомандующего Николая II. После особой миссии в Японии, где он инициировал подписание договора о поставке вооружения России, Великий князь Георгий Михайлович посетил Владивосток, пробыл здесь три дня и за это время посетил учебные заведения, порт, музей Общества изучения Амурского края, форт №2, вагоностроительные мастерские станции Первая речка. Он пешком прошел вдоль причалов, расположенных у подножья Крестовой горы, осмотрел существующие и строящиеся складские помещения, а также комплекс сооружений Добровольного флота («Доброфлот» перевозил грузы для Дальнего Востока, а сами пароходы покупались на добровольные пожертвования).
Увы, судьба Великого князя Георгия Михайловича трагична. В январе 1919 года он был расстрелян новой властью во дворе Петропавловской крепости в Петербурге, неподалеку от собора, в котором покоится прах многих его предков. Расстрелян только за то, что принадлежал к династии Романовых. Реабилитирован постановлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации одним из первых из Романовых.
Отметим, что русские монархи прекрасно понимали стратегическое значение Сибири и Дальнего Востока для России и многое сделали для развития этих территорий. Владивосток, быстро выросший от форта до губернского города, во многом был обязан посещавшим его представителям Дома Романовых. Члены императорской фамилии «положили много труда и забот» во славу России, своим примером и отношением к делу вдохновляли на верную службу Отечеству и благородный и честный труд.