Вернуть деньги за самые доступные авиабилеты больше не получится

09:49 01 июля 2014
4178
0
alt=

Авиаперевозчики «Аэрофлот» и «Трансаэро» вводят невозвратные тарифы. Сдать такие билеты и получить обратно затраченные средства уже нельзя. Нововведение, пролоббированное российскими авиакомпаниями и призванное удешевить дорогие билеты, на деле только ущемило права потребителей, говорят эксперты.

В России 21 июня вступили в силу поправки в Воздушный кодекс, позволяющие авиакомпаниям продавать билеты на борт по возвратному и невозвратному тарифу. Возвратный тариф подразумевает возможность пассажира вернуть авиабилет в случае изменения планов и вернуть потраченные деньги с удержанием комиссии. Невозвратный такую возможность исключает.

ЗАБОЛЕВШИМ ДЕНЬГИ ВЕРНУТ
Стоимость невозвратных билетов будет возвращаться при отказе от перевозки по инициативе авиакомпании (если состояние здоровья пассажира требует особых условий перевозки). Также деньги вернут в случае от отказа от полета в связи с ухудшением здоровья (болезнью) или смертью члена семьи. Плата также возвращается, если пассажир отказывается от перелета в связи с задержкой рейса или другими действиями перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Российские авиаперевозчики уже поспешили воспользоваться новым правом. Так, «Аэрофлот» ввел невозвратные тарифы уже с 21 июня, «Трансаэро» – с 1 июля. Как сообщили «Приморской газете» в Транспортной клиринговой палате (ТКП), с 21 июня в компании «Аэрофлот» тарифы группы «Бюджет» (классов бронирования Q,T,E,N) и «Промо» (R-кл.) переводятся в категорию невозвратных. Для тарифов группы «Оптимум» (M,U,K,H,L-кл.) экономического класса устанавливается один штраф в фиксированном размере (в зависимости от направления) за проведение операций возврата.

В «Трансаэро» с 1 июля невозвратными становятся билеты типа PROMO вне зависимости от класса обслуживания, минимальные тарифы «Туристического» класса обслуживания (класс бронирования W, I), минимальные тарифы класса «Дисконт» W, I, T, X – кл.).

Напомним, депутаты-инициаторы законопроекта о невозвратных билетах заверяли, что стоимость таких перевозок обойдется потребителю минимум на 25% дешевле обычных. Эксперты объясняли, что это произойдет за счет того, что компании перестанут закладывать стоимость рисков в авиабилет.

– У перевозчика появится уверенность, что рейс будет заполнен пассажирами, которые не смогут сдать свои билеты и потребовать свои деньги обратно, – заявил ранее «Приморской газете» руководитель аналитического отдела агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Директор департамента общественных связей авиакомпании «Аэрофлот» Андрей Согрин прикидывал, что невозвратные тарифы помогут сделать авиабилеты на 15-20% дешевле обычных.

Тем не менее, обращали внимание юристы, нет никаких нормативных обязательств, которые вынуждали бы авиакомпании устанавливать цены ниже или делать невозвратными определенный процент билетов. Как выяснилось, за два месяца, минувших с момента подписания закона, такого рода нормативов и не появилось.

В начале апреля ФАС выдала предупреждение авиакомпаниям, занимающим доминирующее положение, с требованием усовершенствовать систему продажи авиабилетов до 15 мая. Речь шла о требовании снижать цены на авиабилеты по мере приближения даты вылета в случае недозагрузки рейса.

– Тарифы должны не только повышаться, но и снижаться по мере приближения к дате вылета, с учетом динамики изменения потребительского спроса и объема реализованных авиабилетов, – объясняли свою позицию в ведомстве.

Компания «Аэрофлот» с предупреждением не согласилась. Как сообщали «Ведомости», в начале июня компания подала иск в Арбитражный суд Москвы о признании незаконным постановления антимонопольной службы.

– Если пассажир будет знать, что в последний день распродажа, то покупать билеты заранее он не будет, – заявил глава «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью «Коммерсанту».

По словам руководителя, в 2010 году был проведен эксперимент. Компания решила распродать места в бизнес-классе.

«Уже через месяц мои коллеги, кассиры и многие коммерсанты отговаривали пассажиров покупать, предупреждая о распродаже. В итоге наш рейс недозагружался», – цитирует главу «Аэрофлота» «Коммерсант».

Когда президент сказал, что перевозки должны быть дешевыми, почему-то все свели это к дешевизне билетов, добавил Виталий Савельев. По его мнению, «речь идет не только о билете».

– С чего вдруг мы должны снижать цену? Самый дешевый самолет в «Аэрофлоте», за исключением SSJ 100 (Sukhoi Superjet), стоит $40-150 млн. Можно взять машину 10-15-летней давности, стоимость которой будет $10-15 млн. У «Аэрофлота» самый молодой парк Европы, – объяснил свою позицию директор.

Невозвратные тарифы на авиабилеты – безусловное нарушение прав потребителя, уверен представитель центра защиты прав потребителей в Приморском крае Роман Шолохов.

– Поездки срываются достаточно часто по разным причинам. Права потребителя в любом случае должны быть защищены, – заявил собеседник. – Можно предвидеть огромное количество жалоб от россиян, которые будут терять весомые для многих деньги.

По мнению Романа Шолохова, не исключено, что поправки к Воздушному кодексу будут отменены.

 

СПРАВКА
Стоимость билета по маршруту Владивосток – Москва (туда-обратно) на 14 – 21 июля: «Трансаэро» – 25 150 (экономический класс, туристический уровень) «S7» – 26 350 (экономический класс) «Аэрофлот» – 25 144 (эконом, бюджет, Q,T,E,N)

 

Наталья Шолик

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы относитесь к запрету продажи алкоголя на майские праздники?
27.04.2024 — 09.05.2024
Правильно! Отмечать праздник нужно культурно. А напиться и дома можно
67%
2/3
Скептически. Кому надо - купит заранее и всё равно пронесет с собой на демонстрацию
33%
1/3
Отрицательно. Любой запрет порождает торговлю из-под полы. Просто кто-то на этом наживётся
0%
0/3
Равнодушно. В нашей семье никто не пьет, поэтому все эти запреты — мимо!
0%
0/3

Добавить объявление