Впервые у автомобилистов России появится нормативная база для изменения конструкции авто. Правила проверки таких машин накануне разработали в МВД. По этому регламенту инспекторы ГИБДД будут оценивать автомобили после тюнинга и выдавать свидетельства, на основании которых вносятся изменения в паспорт авто (ПТС). Эксперты считают, что новый документ снимет спорные вопросы при модификации авто — сейчас из-за отсутствия единого норматива в разных регионах действуют разные запреты, сообщает «Приморская газета».
Инфографика
Порядок проверки измененных авто учитывает требования технического регламента Таможенного союза и уточняет этапы легализации изменений. 22 мая проект постановления документа опубликовали на федеральном портале нормативно-правовых актов. Ранее, в начале апреля, был разработан еще один регламент на схожую тематику — по согласованию изменений в конструкции машины. Оба документа сейчас находятся на стадии общественных обсуждений.
Под изменением конструкции автомобиля подразумевается, что автовладелец может убрать или добавить детали машины, которые влияют на безопасность дорожного движения. К такому «тюнингу» можно отнести установку газовых баллонов, фаркопа, топливного бака большей емкости, обвеса, спойлера, необычного бампера, лебедки или монтаж дисков другого размера. Установка не предусмотренного заводом-изготовителем оборудования требует оформления в ГИБДД.
Как проходит процесс «тюнинга» автомобиля, прописано в техрегламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Но сейчас в документе обозначены только этапы этого процесса. Так, автовладельцу нужно получить заключение предварительной экспертизы о том, что он может провести «тюнинг», после чего следует обратиться в ГИБДД за разрешением. Далее можно вносить изменения, получив впоследствии документ от автосервиса о выполненных работах. Следующие этапы — это техосмотр, финальная экспертиза, регистрация изменений в ГИБДД.
Какие именно документы вправе требовать от автовладельца, и в каких случаях отказывать в изменении авто, в техрегламенте не сказано. Поэтому во всех случаях инспекторы принимают решения сами.
Разработанные МВД документы восполняют правовые пробелы. Так, утвержден перечень документов, которые потребуется предоставить. В их числе: заключение предварительной техэкспертизы, заявление-декларация об объеме и качестве работ по изменению конструкции авто, протокол проверки безопасности конструкции и диагностическая карта.
Определены и случаи, когда инспекторы могут отказать в выдаче свидетельства об изменении авто, на основании которого вносят изменения в ПТС. Отказать могут в случае отрицательного результата предварительной техэкспертизы, либо если автомобиль находится в розыске, или у машины есть признаки скрытия, подделки, несанкционированного изменения, уничтожения идентификационной маркировки.
Кроме того, нельзя легализовать автомобиль, который планируется использовать в качестве донора для изготовления уникальной машины. Также к недопустимым изменениям относят изменение габаритов рамы и массы автомобиля или замена кузова на «непредусмотренные заводом-изготовителем».
С другой стороны, постановление упрощает процедуру замены деталей: больше не нужно проходить предварительную экспертизу, если на автомобиль будут устанавливать сертифицированные детали.
В то же время, говорят эксперты, постановление фактически дает возможность органам ГИБДД требовать внесения изменений в свидетельство о регистрации ТС и паспорт ТС в случае замены любых компонентов, вплоть до тормозных колодок. Представители Национального автомобильного союза намерены добиться того, чтобы этих изменений не было в финальной версии документа.
— Необходимо четко зафиксировать, что установка неоригинальных запчастей, которые были корректно сертифицированы и снабжены инструкцией по установке, является ремонтом, а не тюнингом. Мы уже подготовили соответствующие поправки и в ближайшее время обсудим их внесение, — рассказал «Приморской газете» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Эксперт подтвердил, что национального законодательства, которое регулировало бы правила внесения изменений в конструкцию ТС, до сегодняшнего дня не было. Из-за этого у автомобилистов в регионах возникали проблемы. Новые регламенты помогут разрешить спорные вопросы.
— Например, в Орле запретили установку газовых баллонов, в Москве нельзя зарегистрировать силовые бамперы. Знаю, что были проблемы и в Приморье, и на Сахалине. Новое законодательство позволит четко обозначить, когда органы ГИБДД могут сказать «нет» при внесении изменений в конструкцию ТС, — заключил Антон Шапарин.