В ближайшее время оптовые и розничные торговцы станут продавать алкогольную продукцию по-новому. С начала 2016 года им придется работать в единой государственной автоматизированной системе по учету объема производства и оборота спиртосодержащей продукции (ЕГАИС). В специальной программе будет фиксироваться, сколько алкоголя отгрузил производитель оптовику, а оптовик – точкам розничных продаж. Подключение к системе обойдется участникам рынка от 40 до 100 тыс. рублей. Такая сумма неподъемна для небольших сельских магазинов, уверяют эксперты. Поэтому алкоголь из них может вовсе исчезнуть, сообщает «Приморская газета».
С 1 января следующего года оптовые поставщики алкоголя начнут работать в ЕГАИС. Такие изменения содержат утвержденные поправки в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…».
Суть новых правил в том, что путь любой бутылки, от производителя до конечного потребителя, можно будет отследить. Производители алкоголя уже с 2010 года вносят в систему данные о каждой произведенной единице спиртного через уникальный штрих-код. Со следующего года во время продажи алкоголя оптовику предприятие-производитель будет отмечать движение товара в программе. По аналогичной схеме станут работать и продавцы – как оптовые, так и розничные.
К 1 января 2016 года учет в системе должны наладить оптовые организации. Через полгода, с 1 июля, подключатся розничные городские магазины. Еще через год, в июле 2017 года, пользоваться ЕГАИС будут и торговцы в сельских поселениях. Предприятия и магазины, вовремя не подключившиеся к системе, будут штрафовать: должностных лиц – на сумму до 15 тыс. руб., юридических – до 200 тыс. руб.
Освобождены от подключения к системе продавцы в заведениях общественного питания, магазины в сельских поселениях, где численность населения менее 3 тысяч человек и где нет подключения к сети Интернет (перечень таких поселений должны определить власти региона до 2017 года, – «ПГ»). Также могут не использовать ЕГАИС фермеры, которые из собственного винограда производят вина.
Чтобы легально продавать спиртную продукцию, торговые точки должны установить специальное кассовое программное обеспечение, купить 2D сканер и криптоключ. C этим поможет оператор системы ЕГАИС – федеральное предприятие «Центринформ». В Приморье сотрудники компании сейчас справляются с валом заявок от предприятий-оптовиков.
– Последние несколько недель мы работаем в авральном режиме. Очень много заказов на оборудование, – заявил «Приморской газете» директор Владивостокского филиала ФГУП «Центринформ» Станислав Ли. – Так, если несколько недель назад около 10% оптовиков и розничных продавцов алкоголя подключились к ЕГАИС, то сейчас эта цифра намного больше. Мы даже не успеваем подвести промежуточную статистику.
Стоимость комплекта оборудования обойдется каждой точке продаж от 40 до 100 тыс. руб. Для оптовиков и сетей сумма вполне посильная, уверена бизнес-омбудсмен Приморья. А для небольших сельских магазинов, скорее, критичная. Дело в том, что в регионе многие небольшие села объединены в сельские поселения с суммарной численностью людей более трех тысяч человек. Из-за этого маленьким сельским магазинам, выходит, также нужно подключаться к системе ЕГАИС.
– Таким магазинам проще вовсе отказаться от продажи алкоголя, чем платить те же 40 тыс. рублей за подключение к системе, – заявила «Приморской газете» уполномоченная по правам предпринимателей края Марина Шемилина. – И в этих деревнях станет процветать бизнес по продаже суррогата, с чем сейчас и борются власти.
С предложением освободить сельские магазины от подключения к ЕГАИС, Марина Шемилина уже обратилась к бизнес-омбудсмену при президенте РФ Борису Титову. Письмо приняли в работу. Сейчас уполномоченный готовит предложения по послаблению требований к сельским точкам продаж алкоголя. В ближайшее время документ должен поступить на рассмотрение президента РФ.
В целом эксперты уверены, что ЕГАИС во многом поможет решить проблему с реализацией в стране контрафактного алкоголя. Система просто не позволит пробивать чек на контрафакт.
– Уровень контрафактного алкоголя сейчас едва ли не зашкаливает, – заявил «Приморской газете» директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Разница между количеством проданного алкоголя в магазине от произведенного на заводе составляет 157 млн литров. Это и есть объем контрафакта. Помимо опасности для потребителей, он наносит еще и серьезный ущерб бюджету. Подключение к ЕГАИС – одна из основных мер по снижению оборота некачественной спиртосодержащей продукции. На контрафактной бутылке нет акцизной марки со штрих-кодом, соответственно такой алкоголь не смогут продать в магазинах. И на одну проблему с употреблением в России некачественного спиртного станет меньше.
гость
23 сентября 2017, 16:33