От танцев к сердцу: как во Владивостоке помогают ребятам с аутизмом

От танцев к сердцу: как во Владивостоке помогают ребятам с аутизмом

09:23 01 июня 2018
3278
0

Директор общества помощи «Маленький принц» Елена Пинчук смотрит вниз из окна третьего этажа. На улице сын ее подруги —  одиннадцатилетний Вадик —  вышел в соседний магазин. В пути он дергает дверные ручки машин, несколько раз останавливается. Но спустя пять минут возвращается. С заветным «Сникерсом» в руке. Вадику, ребенку с расстройством аутистического спектра, сделать это было непросто. Он, как и еще 20 ребят, сейчас ходит на занятия, которые проводит общество помощи «Маленький принц». Как ребят учат ездить в автобусах и покупать попкорн, рассказывает «Приморская газета». 

Подготовка к жизни

Пять «да» при общении с ребятами с аутизмом
— улыбнуться,
— протянуть руку,
— приобнять,
— спросить , что хочет ( вопрос должен звучать лишь трижды),
— установить границы безопасности.

Ребятам с расстройством аутистического спектра во Владивостоке начали помогать шесть лет назад. Мама ребенка с аутизмом, Елена Пинчук, собрала вокруг себя родителей таких же детей, как и ее сын Лёша. Сначала родители просто гуляли вместе, отмечали праздники и делились своими проблемами. 
— Очень многие считали, что только у них одних в мире ребенок с аутизмом. До сих пор помню, как я кинула первый клич на форуме и позвала всех собраться в кафе. У мам глаза округлились от того, как нас оказалось много, — добавила руководитель общества помощи.  

В 2014 году родители арендовали помещение для творческих уроков. Так появилось общество помощи «Маленький принц». С приставкой «неформальное».
 

«Маленький принц» разместился в просторном помещении

— Все мы, костяк этого движения, в молодости были неформалами — рокерами и хиппи, которые не подчинялись общепринятым нормам и жили, как хотели. И дети у нас такие же необычные, и ничего в этом страшного нет, — говорит Елена.

Просторное помещение, куда приходят ребята с родителями, напоминает большую детскую комнату. Повсюду рисунки, игрушки, мячи. Примерно через полчаса начнется занятие.


Сёма принес бублики к чаю. Следом за ним заходит мама. «Привет, Сёма!», — говорит ему Елена Пинчук. Мальчик не отвечает. Он «плюхается» на диван и крутит в руках чужой телефон.  Позже заходит Паша — он один из немногих, кто пришел без мамы. Подросток здоровается, снимает куртку и идет наливать чай. Кажется, ему все равно, что другие дети кричат, валяются на полу и бегают, хлопая дверьми. Паша говорит, что мальчишки в группе задираются и матерятся. Он предпочитает оставаться в стороне. 

— В основном, у нас занимаются ребята с синдромом Каннера.  Это тяжелая форма аутизма, при которой речь слабо развита или отсутствует вообще, чаще всего нарушено умственное развитие, —  объясняет директор общества помощи аутистам «Маленький принц» Елена Пинчук. — Сейчас тут собираются дети переходного возраста. Им просто необходимо выплеснуть энергию, неважно как: они могут ударить или стиснуть в объятиях, поэтому заниматься с ними непросто. Многие говорят, что очень важно подготовить ребенка с аутизмом к школе. Но я уверена, что куда важнее подготовить их к жизни. 

Через физику к лирике

Кстати
Проблему аутизма символизирует синий цвет. 2 апреля, во многих странах мира, в том числе и в России, проходит акция «Зажги синим». Ее запустила организация Autism Speaks («Аутизм говорит») в 2005 году. В это день здания и объекты по всему миру освещаются синим цветом. Это делается солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а также с целью привлечения внимания политиков и простых граждан к проблемам аутизма

Сейчас в «Маленьком принце» занимаются около 20 детей разного возраста и уровня развития, и к каждому нужен индивидуальный подход. Общество помощи аутистам является представителем питерской школы танцевально-двигательной терапии и цирковой педагогики для детей и подростков с РАС (расстройством аутистического спектра). Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны. Ученики «Маленького принца» выполняют несложные упражнения: бросают друг другу мячи, жонглируют, ходят по натянутой стропе, учатся держать баланс. За счет этого педагогам удается достучаться до эмоций ребят.

— Наши дети любое изменение в окружающей обстановке воспринимают как трагедию. Их может вывести из себя разлитая вода или фломастеры, лежащие не на привычном месте, — говорит Елена Пинчук. —  С помощью двигательной и танцевальной активности мы можем снизить их тревожность. Например, мы научили Лёшу кататься на коньках. И когда он понял, как тормозить, то этот тормоз сработал и в эмоциональном плане. Он теперь не такой агрессивный и непослушный, каким был раньше. 

Воспитанники центра стараются как можно чаще выбираться из четырех стен. Дети принимают участие в городских праздниках, ездят на пикники, ходят в кино и другу к другу в гости. Одно из недавних ярких мероприятий, организованных «Маленьким принцем», это праздник в честь Дня распространения информации о проблеме аутизма, 2 апреля.
 

Сейчас в «Маленьком принце» занимаются около 20 детей разного возраста и уровня развития. Они ходят на занятия вместе с родителями

Для ребят праздник стал своеобразной проверкой на прочность, и они ее с успехом прошли. Они вместе прыгали через скакалку, жонглировали мандаринами и танцевали. Также на празднике выступали творческие коллективы. Детям очень хотелось присоединиться к сверстникам: они выбегали на импровизированную сцену, прыгали и звенели колокольчиками. Мамы ласково уводили их в сторону. Никаких осуждающих взглядов на празднике, конечно, не было. Для ребят это очень важно, подчеркивает директор неформального общества «Маленький принц» Елена Пинчук.

Свой маленький принц
Сыну Елены — Лёше — 14 лет. Диагноз ему поставили десять лет назад. То, что с мальчиком что-то не так, Елена заметила еще когда ему было полтора года. Лёша почти не говорил, не смотрел в глаза, не выполнял просьбы, в одиночку играл в одни и те же игры. Диагноз «аутизм» Лёше поставили в четыре года.  Сегодня Лёша умеет мыть руки, разогревать еду, убираться и проверять электроприборы. Но больше всего мама гордится тем, что сын умеет читать. 

— Врачи говорили, что Лёша никогда не научится читать. Для меня, как для филолога, это было настоящим ударом. Но мы, как и всегда, пробрались через тернии к звездам. На то, что он не умеет считать, мне правда все равно.  Хотя немного, наверное, он все-таки понимает: недавно сам впервые купил попкорн и подарил его мне. Я наблюдала за ним издалека и очень переживала. Леша сам поговорил с продавцом, отдал ему нужную купюру и забрал сдачу. 

Елена Пинчук

Директор общества помощи аутистам «Маленький принц».

 

Занятие подходит к концу. Пока Лёша рисует на полу, еще один воспитанник центра — Паша — стоит на синем шаре для эквилибристики. Он держит баланс и умело жонглирует двумя мячиками. Елена протягивает ему третий. Сначала подросток отнекивается, а потом все-таки усложняет себе задачу. И у него получается. 

«Чтобы научить нас»

Пять «нет» при общении с ребятами с аутизмом
— не кричать,
— не делать замечания ни маме , ни ребёнку,
— не отталкивать,
— не одёргивать,
— не проявлять агрессивности.

Подсчитать, сколько всего в Приморье ребят с расстройством аутистического спектра — непросто, говорит Елена Пинчук. Не у всех детей есть инвалидность и не все родители обращаются за помощью к врачу. Между тем, за шесть лет помощь «Маленького принца» получили около 200 ребят.
Одна из мечт родителей «Маленького принца» состоит в том, чтобы у ребят появилась возможность получить профессиональное образование. Им под силу освоить навыки столяра и кулинара. 

— В нашей стране есть различные ступени образования и их выбирают исходя из собственных способностей: училища, университеты, техникумы. Думаю, у ребят с аутизмом тоже должен быть такой шанс, — говорит Елена Пинчук. 

К детям с аутизмом, говорит специальный педагог, дефектолог Людмила Авшарова, нужно относиться точно так же, как и к другим людям. Несмотря на то, что ребята с РАС могут внезапно закричать, сесть к вам на колени или войти в любую открытую дверь —  их не надо за это ругать.

— Не бояться и не злиться — это, пожалуй, главные правила взаимодействия с человеком, у которого есть аутизм. Ведь если он почувствует ваше раздражение, то его отрицательные эмоции только усилятся. Они чувствуют наши эмоции на два шага вперед, нам бы стоило у них этому поучиться, — заключила Людмила Авшарова. — Не стоит раздавать советы маме и оценивать ее воспитательские навыки. Лучше просто оставаться толерантным. Все мы разные. И очень важно понимать и принимать другого таким, какой он есть.
 

Анастасия Добровольская

Комментарии


Авторизуйтесь с помощью соц. сетей