Творчество ради творчества — это прекрасно, однако, когда вы что-то пишите и делаете это хорошо, свои тексты стоит показать профессионалам. Если вы хоть раз написали пьесу, то наверняка, у вас возникал вопрос: «Что дальше с этим делать?». О том, что и как делать, «Приморской газете» рассказала молодой приморский драматург, организатор проекта «The Драма» Виктория Костюкевич.
Шаг первый
Прежде, чем куда-нибудь отправить текст, его стоит проверить на графоманство, стилистические ошибки и банальности. Важно оценить и уровень юмора, ведь плохие шутки могут испортить все.
Чего делать не надо:
— Не просите оценить пьесу со словами «умоляю прочтите и скажите мнение, вопрос жизни и смерти». Любой автор, скорее всего, ответит вам, что текст ваш очень хороший. Но это все потому, что мало кто способен обидеть незнакомого человека, — подчеркивает Виктория Костюкевич.
Николай Коляда, советский и российский актер, прозаик, драматург, сценарист, театральный режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации человек, который имеет свою драматургическую школу и театр в Екатеринбурге несколько лет назад описал нюансы, которых в хорошей пьесе быть не должно.
Очень условные характеристики сомнительной пьесы:
— Историческая драма про рыцарей, королев и королей, епископов. Можно, конечно писать и про них, но только если вы каждый день с этими личностями встречаетесь;
— Пьеса в стихах. Невероятно, но и такое иногда пишут. Запомните, пьесу в стихах дальше третьей страницы никто не прочитает;
— Никаких героев ангелов и демонов, Адама и Евы и прочего божественного.
— Забудьте про психбольницу. На эту тему написано много и сделать лучше вряд ли удастся. По крайней мере с первого же текста.
— Меньше ремарок. Есть исключения, когда ремарка это стиль, как у Павла Пряжко. Но если вы не Пряжко, то уделяйте меньше внимания тому, какого цвета футболка или кепка сейчас на герое.
Шаг два
Если ничего такого в вашем тексте не встречается, то пора переходить к правке логических, грамматических и орфографических ошибок. С последним лучше обратиться у умному другу или к человеку, который профессионально занимается вычиткой текстов.
Шаг три
Опытный автор остерегает и от пустой траты денег.
— Не платите за предложения случайных людей напечатать вас в никому неизвестном сборнике. Печатают всех в журналах, альманахах и книгах совершенно бесплатно. Есть целая мафия таких неприличных людей, которые наживаются на чужих амбициях, — отмечает драматург.
Когда текст избавлен от ошибок, можно отправлять его на конкурс.
Конкурс драматургии — это наиболее доступный и прямой способ заявить о себе. Как правило конкурсы проходят в несколько этапов. Сначала ридеры (дословно — чтецы) формируют лонг-лист. Уже отмеченные пьесы читает жюри. Как правило, это люди, зарекомендовавшие себя в драматургии, театроведении или режиссуре.
Если вы считаете свой текст абсолютно экспериментальным и никогда прежде вы таких форм не встречали, то вам дорога на фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Кроме основной программы, на «Любимовке» есть Fringe (в пер. с англ. — спорная). В этой номинации приветствуются пьесы, которые иногда и на пьесы-то не похожи. «Любимовка» вообще заточена как раз на неизвестных миру авторов.
Если вы абсолютно уверены в своем тексте — отправляйте его на международный конкурс новой драматургии «Ремарка». Прием текстов ежегодно проходит с 1 октября по 30 ноября.
Если вам кажется, что ваша пьеса сшита по классическим канонам драматургии — отправляйте ее на «Форум молодых писателей России и зарубежья». «ЛитоДраму», «Баденвайлер», «Исходное событие» или «Авторскую сцену», прием текстов на которую начинается в январе, а завершается 30 апреля.
Обязательно отправьте пьесу на конкурс Николая Коляды «Евразия», с 1 ноября до 1 апреля.
Еще есть «Волошинский конкурс». Выдвижение работ осуществляется с 1 июня до 1 августа.
«Действующие лица» — принять участие можно с 1 января по 1 июня. «Время Драмы» — подать заявку на участие можно с 1 мартапо 31 мая.
Участие в любом из этих конкурсов — «маст хэв» для начинающего драматурга, подчеркивает Виктория Костюкевич.
Если вы разослали пьесу везде, но ответа не получили:
В первый год может никто не откликнуться. Это означает лишь то, что автору надо садиться и писать новый текст, а потом работать еще и еще.
Чего лучше не делать совсем:
— Отправлять по издательствам и сразу ждать звонка;
— Пытаться продать авторские права на свою пьесу и в принципе волноваться за авторские права;
— Приносить в театр и ждать постановки;
— Пытаться напечатать свои первые же пьесы в книге;
— Пытаться продать свою книгу с первыми же пьесами;
— Вообще старайтесь не думать, как заработать на пьесе;
— Сжигать текст тоже не надо;
— Не пытайтесь никого копировать незаметно, поверьте это всегда заметно и видно, и слышно. Интересуйтесь делом, которым занимаетесь. Читайте пьесы, — рекомендует драматург.
Напомним, Театр Молодежи совместно с проектом «The Драма» проведет Тихоокеанский фестиваль читок «Метадрама-2018». Фестиваль читок будет проходить два дня. Мероприятие состоится в Театре молодежи 9 и 10 июня.
Илья Выговский
20 августа 2018, 08:11Илья Выговский
27 июня 2019, 14:53Василина
10 октября 2020, 06:33Илья Выговский
14 октября 2020, 03:12Владимир
9 февраля 2021, 09:36Анна
13 июля 2021, 21:26А.Д.
6 октября 2021, 22:27Александр
11 ноября 2023, 09:49Александр
11 ноября 2023, 09:55