Стендап-комик из Владивостока Сергей Агафонов принял участие в шоу «Открытый микрофон» на ТНТ. Выпуск с ним выйдет в эфир 5 октября. Комик рассказал «Приморской газете» о страхе тишины, казусах во время выступлений и развитии стендапа во Владивостоке.
— Сергей, расскажите, как вы оказались в стендапе?
— С юмором я связан уже лет десять, не меньше. Попал в этот жанр, наверное, как и большинство: из КВНа. Еще до «Открытого микрофона» участвовал в «Comedy Баттл» (еще одно юмористическое шоу на ТНТ, — «ПГ»).
— А в шоу «Открытый микрофон» как попали?
— Каждый год в Москве проходит большой Stand Up фестиваль, где из комиков со всей России отбирают лучших. В первый раз поехал туда в 2017-м, и не прошел. Выступление судьям, грубо говоря, не зашло: за три минуты, которое дается на выступление, я не смог раскрыться. Но во второй раз все получилось.
— Говорят, главное правило стендапа — шутить о том, в чем разбираешься. Согласны с этим утверждением?
— Думаю, в юморе главное правило — чтобы было смешно. Я видел на фестивале парня, который шутил про пиратов. Но он же совсем не пират! Конечно, в юморе есть определенные правила, но это не догма. Существует множество примеров идеальной репризы, куча теорий, в том числе теория трех смехов: когда зрителю нравится и заход в шутку, и кульминация, и добивка. Но невозможно писать шутки по теории. Это как с изобретательством: физику может освоить любой, а вот изобрести что-то — далеко не каждый.
— Расскажете подробнее о процессе написания шуток?
— За десять лет лишнего глаза и уха у меня не появилось. Но вот гаджеты значительно облегчают процесс написания. Раньше я всегда носил с собой ручку и писал на всём, что попадется под руку: на визитках, на пачках сигарет. Дербанил верхушку от пачки, разрывал ее, чтобы получилось нечто вроде полотна, и писал.
Но важно помнить: если ты просто будешь сидеть на стуле и пытаться что-то написать, ничего не выйдет. Нужно сделать так, чтобы твоя жизнь текла, бежала и летела. А ты только успевал записывать.
— Часто стендаперы сосредотачиваются на чем-то одном: например, шутят про развод или родной город. У вас есть такая фишка?
— Не-а. Знаете, я вообще не очень люблю такую историю. Когда комик зажат в рамках одной темы, он рано или поздно себя изживет. У большинства лучше всего получается шутить про отношения между мужчиной и женщиной. Мне кажется, тема самая благодатная. Не знаешь, что написать? Пиши про отношения!
— Есть ли для вас в юморе какие-то запреты?
— На самом деле, в России юмор на многие темы в той или иной степени табуирован: например, шутки о том, что касается церкви или власти. Меня это не особо волнует, но я точно знаю, что есть, как минимум, одна вещь, которую я никогда не буду «обшучивать» со сцены. Я сейчас говорю про смерть. Комики шутят про это между собой, обычные люди делают то же самое на кухне. Но со сцены это будет смотреться по-другому, вот в чем фишка. Зритель, глядя на всё это действо, обязательно подумает: «Ты чё, чувак, так нельзя!».
Фото предоставлено ТНТ
— Вы когда-нибудь сталкивались с тишиной в зале?
— Конечно! И не раз. Прекрасное чувство, между прочим. Думаю, любой человек, выступающий на сцене, должен хотя бы однажды услышать, как горят фонари.
В барах, как правило, перекати-поля не бывает. Если ты людям не интересен, они просто начнут общаться между собой и есть. Ты будешь слышать какие-то звуки. Короче, выступаешь в шуме, тарабанишь текст и уходишь домой.
А вот большая сцена — другое дело. Там страшно. Но это надо пережить каждому комику.
Лучше выступать в тишине, чем когда зрители тебя выгоняют со сцены. Я с таким не сталкивался, но если что — готов постоять за себя. Закатаю обидчика, переведу в шутку. Для молодого комика это тяжело. Представьте, он свой первый текст зубрил всю ночь, и так волнительно, а тут еще какое-то подпитое «чудо» вылезает... Такие ситуации надо переводить в шутку. Но очень искусно, чтобы вы не показались высокомерным и в то же время чтобы выскочке стало стыдно за свое поведение. Ну и, конечно, чтобы другие посмеялись.
Примечательно, что начинающие комики могут выезжать на диалоге со зрителем. Знаменитый прием, между прочим. Знаете Илью Соболева? Он начинает свои концерты с того, что задает вопросы залу. И это получается дико смешно. Еще один плюсик заключается в том, что дальше Илье проще выступать. Он может нести полную чушь, но это зайдет, так как он уже расположил к себе зал.
Читайте также
Участник шоу «Comedy Баттл»: «Когда рассказываешь о Приморском крае, всегда есть о чем поговорить»
— Есть ли у вас какие-то кумиры в стендапе?
— Мне много кто нравится. Есть классика: Джорд Карлин, Луи Си Кей. Нет такого человека, который бы сказал про них: «Это дрянь». Также одним из первых на ум приходит Джимми Карр. Он может сказать со сцены любую, даже самую мерзкую шутку на планете, и все над ней посмеются.
— А какой из жанров самый сложный: КВН, камеди или стендап?
— У каждого из них есть своя кухня и подводные камни. Думаю, ключевой параметр здесь — уровень сцены. Исходя из этого, в камеди сложнее всего.
Там ты находишься на одном уровне со зрителем, лицом к лицу. Стендап в этом плане проще: особенно, когда софиты лупят в глаза, ты не особо задумываешься о том, что происходит в зале. Про КВН вообще молчу: вас на сцене много, так что если юмор не заходит залу — порядок действий прост: отбарабанили, как смогли, включили песни-перебивки и ушли восвояси.
— Наверняка за 10 лет, что вы выступаете на сцене, случались какие-то казусы…
— Когда я в первый раз выступал в камеди, в номере были песенные вставки, и моя задача состояла в том, чтобы не только спеть, но и сыграть. Первое, что надо сделать в таком случае: взять провод, лежащий на сцене, и воткнуть его в гитару. Казалось бы, что тут сложного? Мне даже в голову никогда это не приходило!
В общем, на сцене затупил я знатно. С меня сошло семь потов. Казалось, за этим занятием я провел не пару минут, а часа четыре, и зрители скоро пойдут домой. Но в итоге справился. Потом увидел, как более опытный человек выполнил эту «задачу». Он вышел, повернул гитару, посмотрел, куда вставляется провод, воткнул и начал играть. Чертов гений!
— Как, на ваш взгляд, развивается стендап-культура во Владивостоке?
— Не так быстро, как хотелось бы. Каждую среду наша команда Edwin Group устраивает открытый микрофон в одном из баров Владивостока, где выступить может любой желающий. Зачастую выступающих больше, чем зрителей. А каждый год осенью проводим масштабный стендап-фестиваль. В общем, мы медленно, но верно движемся к тому, чтобы жители Владивостока выбирали такой вид досуга, как сходить на стендап вечером. Еще несколько лет, и мы свое нагоним!