Геннадий Лутченко: «Молодежь слушает про наш труд, чуть ли не как сказку»

11:01 27 марта 2018
2225
0
alt=

Владивостокский торговый морской порт работает круглосуточно, слаженно и бесперебойно, словно держит выбранный ритм, настраивая на него и жизнь всего города. Ежегодно порт обрабатывает более 7 млн тонн различных грузов, более 1 000 судов и 100 тыс. железнодорожных вагонов. Главная движущая сила здесь, конечно же, люди — тальманы, стивидоры, диспетчеры, докеры. Более 20 лет в ВМТП работает Геннадий Лутченко, имеющий высший класс докера-механизатора. О том, как начинать с нуля в «лихие 90-е», и кто такие «первоклассники», Геннадий рассказал «Приморской газете».

Геннадий Геннадьевич, почему Вы выбрали работу в порту?

Кстати
У докеров владивостокского морского торгового порта работы хватает: по итогам 2017 года грузооборот ВМТП достиг исторического максимума — 7,5 млн тонн товаров различной номенклатуры

По сути, сюда меня привел отец. Он и сейчас работает. Как пришел в порт в 1973 году, так и не хочет уходить (смеется). Я с детства хотел стать офицером, даже поступил в ТОВВМУ, но настали те самые «лихие 90-е», и армия просто стала разваливаться. Проучившись 1,5 года, я понял, что перспективы у меня на военном поприще самые мрачные, и подал рапорт на исключение. Отслужил в армии и, послушав рассказы отца о его работе, решил пойти в порт. Так, с 1997 года я здесь и тоже не хочу уходить, хоть мне и предлагали повышение.

Почему ваша профессия так называется? Ведь доков в торговом порту нет. 

Так сложилось исторически. Раньше корабельные доки предназначались не только для транспортировки (это плавучий док), ремонта и окраски судов, но и для их погрузки-выгрузки. Вот и называли портовых рабочих докерами. Сейчас суда разгружают без помощи доков, а название профессии осталось. Причем с начала 80-х годов, когда на смену ручному труду пришел механизированный, рабочих стали называть докеры-механизаторы. У профессии появилась классность от четвертого до высшего — первого класса. Например, чтобы получить 3-й, нужно уметь работать на кране и погрузчике, поднимающем до 10 тонн. Тем, кто научился водить 25-тонник, могут присвоить 2-й класс. Я всю технику освоил за пять лет и с тех пор хожу «первоклассником» (смеется).

А вы помните свой первый рабочий день?

Геннадий Лутченко за рулем погрузчика-ричстакера Фото Марии Куценко

Еще бы!  Как сейчас помню, это было 27 февраля. Знаний у меня не было, поэтому взяли просто рабочим и поставили на уборку территории. Вот я весь день и подметал 17-й причал, зато привел его в полный порядок. Через некоторое время сдал на 4-й класс, и мне разрешили мешки таскать. Второй успешно сданный экзамен, и я уже «стропальщик-сигнальщик». Теперь мог не только таскать груз, но и руководить действиями крановщика, этот груз забирающего. Убедившись в моей компетентности, отец забрал меня к себе в бригаду, и мы стали переносить мешки вдвоем. Тогда практически все грузы доставлялись в мешках, хоть цемент, хоть мука, да и овощи тоже. Из вагонов мы их перегружали на гидравлические тележки-полуторки, которыми управляли те самые докеры-механизаторы, доставляя груз в контейнеры. Ручная разгрузка занимала много времени: мы вставали вдвоем на вагон, и до чая (в 16:00) мы его выгружали. Такой вот семейный подряд получался. Чаще на разгрузку ставили по 4-5 человек, тогда один вагон успевали до обеда освободить, и после обеда — второй. Хотя время разгрузки сильно зависело и от степени сохранности груза при перевозке. Сейчас молодежь слушает про наш труд, чуть ли не как сказку. Современному докеру не нужно подставлять спину под груз, работник подъезжает к вагону-платформе на погрузчике, снимет контейнер и через несколько минут груз уже установлен на место хранения. Так что сейчас мы бригадой до обеда успеваем половину состава разгрузить.

С помощью погрузчика-ричстакера контейнеры можно устанавливать в три яруса
Фото Марии Куценко

Так что у вас теперь легкая работа?

Как я уже говорил, чтобы получить первый класс, я освоил всю технику докера-механизатора, ну разве что пара кранов осталась. Так вот, со всей ответственностью могу заявить, что на технике тоже работать тяжело. Причем на любой. Пусть и с перерывами, но весь день или всю ночь перевозить контейнеры — работа не из легких. Бывает, что и техника тебя не слушается, вроде делаешь все как всегда, а контейнер не встает, пока на второй круг не зайдешь. Причем такое бывало даже и на соревнованиях на погрузчиках, в которых я участвовал.   

Насколько изменилась техника за последние 20 лет?

Очень сильно! В конце 90-х, как я уже говорил, всё таскали вручную. Первые погрузчики, которые у нас появились — вилочные «Коматсу» грузоподъёмностью 25 тонн. Затем более серьезные 32-тонки. А сейчас мы перевозим контейнеры на ричстакерах грузоподъёмностью 45 тонн. С приходом нового руководства в порт парк техники стал обновляться очень быстро, только в 2017 году у нас появилось 24 новые машины. Повысилась и эффективность: оптимизировали существующие площади и увечили количество груза, которое возможно разместить на причалах. У нас все контейнеры сначала складируются на территории порта, а потом перегружаются на железнодорожные составы или грузовые автомобили и уходят заказчику. Благодаря новым технологиям контейнеры быстрее покидают порт.

Как вы не запутываетесь во всем этом обилии портовых операций?

Часть рабочего времени докеры проводят в комнате отдыха
Фото Марии Куценко

Всё очень просто. Все контейнеры разбиты на секции, каждой присвоена своя литера. Мы давно выучили и не путаемся. К тому же каждый рабочий день начинается с планерки, на которой ставят задачу, что сегодня будем делать. Плюс связь у всех рации. Если, допустим, другие грузы пошли, с нами связываются, и мы переходим на другой участок. Ничего сложного. Каждому контейнеру присваивается свой уникальный номер, который мы видим на компьютерах в своих машинах, там же высвечиваются две цифры ряд и высота, так что найти нужный груз достаточно просто. И с работой стали справляться намного быстрее.

Слова Геннадия Лутченко подтверждает статистика: по итогам 2017 года грузооборот ВМТП достиг исторического максимума 7,5 млн тонн грузов различной номенклатуры. Это абсолютный рекорд за 120 лет работы порта. В рекорд внесли свою лепту докеры-механизаторы, обработавшие на 42% контейнеров больше, чем в 2016 году, доведя объем до 468 тысяч TEU (двадцатифутовый эквивалент). В этом году ВМТП планирует продолжить модернизацию портовой инфраструктуры, наладить оказание полного комплекса услуг таможенного оформления непосредственно в порту в режиме 24/7, а также сократить время прохождения грузов до 1–2 дней. 

Справка:
Владивостокский морской торговый порт основан в 1897 году, входит в Транспортную группу FESCO. Расположен на северо-западном берегу бухты Золотой Рог. Глубина на подходах к порту более 30 метров. Навигация круглогодичная. Порт имеет соответствующую мировым стандартам сервисную структуру, включающую в себя стивидорные, агентские, экспедиторские, буксирные, сюрвейерские, тальманские и другие компании.

 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Природное достояние: в каких заповедниках Приморского края вы бывали?
08.07.2024 — 01.09.2024
В нацпарке «Земля леопарда»
14%
10/74
В Дальневосточном морском биосферном заповеднике ДВО РАН
19%
14/74
В нацпарке «Бикин»
7%
5/74
В нацпарке «Зов тигра»
8%
6/74
Ханкайский заповедник
1%
1/74
Уссурийский заповедник имени В. Л. Комарова
4%
3/74
Бывал(а) во всех заповедниках — очень интересуюсь красотами Приморского края
5%
4/74
Не был нигде и не планирую
42%
31/74

Добавить объявление