Первые четыре судна ледового класса будут заложены на судостроительном комплексе (ССК) «Звезда»в начале сентября. Ими станут многоцелевые «снабженцы», которые смогут работать в зоне сплошных льдов практически метровой толщины и более тонкого ледового шельфа. Кроме этого компания «НК «Роснефть»»подготовила еще один заказ для судостроителей Большого Камня и заключила с ними договор о строительстве пяти танкеров для перевозки нефтепродуктов. Как отмечают эксперты, работа «Звезды» исключительно на ледовый шельф дело времени, после ввода в эксплуатацию всехпроизводственных цехов и блоков, ССК будет готов ставить на воду любые гражданские судна.
На этой неделе ход работ на судостроительном комплексе ССК «Звезда» в Большом Камне проинспектировал вице-премьер России Дмитрий Рогозин.
Особое внимание правительственная комиссия уделила блоку корпусных производств — участку, на котором в начале сентября пройдет торжественная закладка первых четырех многоцелевых судов снабжения ледового класса. Корабли будут построены по заказу компании «НК «Роснефть»», согласно проекту, подготовленному ЦКБ «Лазурит» и DamenShipyardsGroup. Сегодня в производственном блоке изготавливаются судовые конструкции для будущего монтажа.
Параллельно с работами в блоке корпусных производствна ССК «Звезда» подходят к концу работы по возведению крупнейшего объекта первой очереди строительства всегосудостроительного комплекса—тяжелого достроечного стапеля. Судостроительная платформа будет одной из самых крупных в стране — ее длина более 500 метров, в конструкции предусмотрены три специальные дорожки для строительства океанских судов длиной до 250 метров. На стапеле уже разместили крупнейший в России козловой кран «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн с высотой подъема 98 метров. Сдадут платформу в сентябре — к началу Восточного экономического форума.
Одновременно с «доводкой» стапеля, на ССК «Звезда» ведется строительство второй очереди производственного комплекса. Оно началось в июле 2017 года. Рабочие готовят площадку для сухого дока — специального судоподъемного сооружения, которое позволит строить все типы морских судов. Это будет крупнейший док в России и один из самых больших в мире: его длина — 485 метров, ширина — 114, глубина — 13 метров. Сдача объекта запланирована на 2019 год.
Строительство второй очереди верфи должно быть окончено в 2020 году, а к 2024 году введены в строй все цеха и производства. Общая стоимость проекта — более 140 млрд рублей.
По словам экспертов Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, изначально верфь строилась и «затачивалась» для судов ледового класса.
— Дело в том, что корабли для северных широт могут строить не многие, — рассказал«Приморской газете» генеральный директор АО «ДЦСС» Юрий Фильчёнок. — Этим искусством владеют корабелы Скандинавии, Канады, но прежде всего России, которая является лидером по проектированию судов для движения в тяжелых льдах еще со времен Советского Союза.
По словам Юрия Фильчёнка,приморские судостроители не растеряли свои компетенции в этой области, а потому «Звезда» в основном будет строить корабли для освоения шельфа. Эксперты уверяют, что «звездные» суда смогут работать в зоне сплошных льдов толщиной более 70 сантиметров.
— Спрос на такие суда сегодня есть, — заверил генеральный директор АО «ДЦСС».
Есть на «Звезде» заказыи на строительство судовдругих классов и модификаций. Вчастности, руководством ССК и совместным предприятием (HyundaiHeavyIndustries и ПАО «НК «Роснефть»), подписан договорна строительство пяти танкеров. Любопытно, что совместное предприятие, от которого поступил заказ, зарегистрировано в ТОР Большой Камень, и является одним из пяти совместных предприятий, образованных путем партнерства с мировыми лидерами по производству судового оборудования, которые также являются резидентами ТОР. Это говорит о том, что вокруг верфи достаточно активно формируется судостроительный кластер.
Как отметил заведующий кафедрой кораблестроения и океанотехники ДВФУ Константин Грибов,пока завершается строительство первой очередисудостроительного комплекса,приоритеты в заказахбудут отдаваться продукции, связанной с перевозкой и снабжением шельфовых платформ при освоении Арктики.
— Именно поэтому «Роснефть» финансирует проект строительства ССК «Звезда» и делает первые заказы, — пояснил эксперт. — В будущем,я уверен, на площадях обновленной «Звезды» будут размещаться и гособоронзаказы. Мощь этого предприятия будет эквивалентна мощи всех судостроительных комплексов страны, во всяком случае по количеству обрабатываемого металла, ведь оно приближается к 400 тысячам тонн в год.
По мнению губернатора Приморского края Владимира Миклушевского, современная верфь «СК «Звезда» — приоритетный проект для всей России. Запуск судоверфи позволит повысить уровень импортозамещения в крае, все промышленные предприятия Дальнего Востока получат заказы по межзаводской кооперации. Более того, предусмотрено создание более 7 тысяч новых рабочих мест.