Премьеру оперы «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова представили на Приморской сцене Мариинского театра. В основе сюжета спектакля — одноименная повесть Гоголя из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Об этом сообщает «Приморская газета».
Фото пресс-службы Приморской сцены Мариинского театра
В последнюю ночь перед Рождеством ведьма Солоха по древнему обычаю запевает колядку. Но тут появляется ее приятель — Черт. Он страшно зол на кузнеца Вакулу. Вакула — еще и художник, он нарисовал картину, где люди гоняют поленьями и прутьями всякую нечисть, в том числе и его — Черта. Рогатый хитрец подговаривает Солоху вместе насолить Вакуле и украсть месяц, устроив тем самым непроглядную темень в Диканьке. За невероятным началом следуют не менее удивительные события.
Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», давно волновал Римского-Корсакова. Но композитор считал, что не вправе взяться за его разработку, поскольку тот уже был использован в опере Чайковского «Черевички» («Кузнец Вакула» в первоначальной редакции — «ПГ»). Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков больше не считал себя связанным какими-либо обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастических элементов. Хотелось ему также связать сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта. Намеки на такие обряды были и в гоголевской повести.
Фото пресс-службы Приморской сцены Мариинского театра
Опера была начата весной 1894 года и в 1895 году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица, в повести Гоголя она была представлена Екатериной II, а представителей дома Романовы тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же Римскому-Корсакову удалось преодолеть сопротивление цензуры, и оперу исполнили — премьера в Мариинском театре состоялась 28 ноября (10 декабря) 1895 года.
В ноябре 2016 года мистическую оперу впервые представили и на Приморской сцене Мариинского театра. Главные партии исполнили солисты учреждения.
Фото пресс-службы Приморской сцены Мариинского театра
— Для каждой актрисы интересно сыграть роль Оксаны, поскольку это образ яркий, неординарный, запоминающийся, — рассказала исполнительница главной партии Анастасия Кикоть. — Внутри нее словно живет чертенок, в опере это наглядно показано, который вновь и вновь искушает ее, просит посмотреться в зеркало, ведь она такая вся красивая и нарядная. Но, когда Оксана думает, что Вакулы не стало, все меняется — взбалмошная, капризная и избалованная Оксана превращается в трепетную, искреннюю, любящую девушку. Вот эту трансформацию и интересно показать.
Гость
23 сентября 2017, 16:33