Дорогие друзья! Это новая версия сайта primgazeta.ru. Если вы заметите ошибку в работе сайта, пожалуйста, сообщите о ней на электронную почту primgazeta@mail.ru

Дмитрий Козуб: «„Безопасный город“ должны запустить к 2020 году»

14:23 20 августа 2017
441
0
alt=

В крае готовят к запуску программно-аналитический комплекс «Безопасный город». Если возникнет критическая ситуация, система подаст сигнал контролирующей службе и службе экстренного реагирования, а также предоставит все необходимые данные вплоть до количества людей, которых необходимо эвакуировать. О том, зачем понадобилась такая система, как она поможет ловить беглых преступников и почему ее стоит бояться черным лесорубам, «Приморской газете» рассказал руководитель ситуационного центра Приморского края Дмитрий Козуб.

— Дмитрий Александрович, расскажите, пожалуйста, что такое «Безопасный город»?

— «Безопасный город» — это совокупность различных сегментов, конечных устройств и программных комплексов, призванных обеспечивать безопасность жителей края. К примеру, датчики, которые контролируют уровень воды в реках. Как только он становится критическим, система дает тревожный сигнал. Это является поводом для реакции спасателей. Или система противопожарного мониторинга. С 2007 года специальными датчиками, которые реагируют на дым, оснастили порядка 2000 учреждений. Оборудование установлено в школах и больницах, на вокзалах.

— Если все необходимое оборудование установлено и уже успешно работает, зачем понадобился «Безопасный город»?

— «Безопасный город» — специальная система, которая объединит информационные потоки со всей аппаратуры. Она начнет собирать информацию из самых разных источников и в самых разных форматах, будь то фотографии, видеозаписи или голосовые сообщения, чтобы сделать эффективнее совместную работу различных оперативных служб и ведомств. Им не придется уже тратить время на запросы, переговоры, обсуждения. Можно будет сразу делать выводы о ситуации  и  приступать к спасению людей.

— Можете привести пример?

— Конечно. Система «Безопасный город» уже частично запущена в Тульской области, в городе Новомосковске. Мы были там в служебной командировке по обмену опытом. Чтобы продемонстрировать возможности комплекса, специалисты сымитировали утечку хлора с объекта. Программа тут же спрогнозировала масштаб территории заражения с учетом направления и силы ветра, узнала, сколько в потенциально зараженном районе согласно прописке живет людей, подсчитала, сколько автобусов понадобится, чтобы их эвакуировать, и запустила сирены, сообщающие о чрезвычайной ситуации. На все ушло несколько секунд. То есть вместо того чтобы,узнав о случившейся ситуации, писать запросы в различные службы, звонить и что-то обсуждать, специалисты могут сразу эвакуировать население.

— По каким  направлениям работает система «Безопасный город»?

— Условно можно выделить несколько сегментов. Один из них — правоохранительный. Это все те камеры, которые установлены на дорогах, улицах в районах края, во Владивостоке. Они призваны снижать аварийность. Пока при помощи таких камер можно выявлять нарушителей скоростного режима. Когда заработает система, можно будет  находить людей, которые числятся в розыске. Программа станет сравнивать лица людей, попавших в поле видимости камеры с фотографиями или фотороботами, которые находятся в розыскной базе. Как только появится похожий человек, она даст сигнал.

Другой важный сегмент — антитеррористический.  Специалистывыберут объекты, подлежащие особой защите, например, транспортные узлы, железнодорожные станции и автовокзалы, места массового скопления людей. Что и где там поставить, а именно металлоискатели, камеры видеонаблюдения, станут решать уже соответствующие правоохранительные органы. Система также будет считывать информацию. Но большей частью здесь она, вероятно, будет уже конфиденциальной.

Следующий сегмент — экологический. Что сюда можно отнести? Например, подсистему экологического мониторинга, которая действует на базе «Примгидромета». Она включает метеорологические станции, гидрологические датчики рек, приборы замера атмосферного воздуха. В учреждении регулярно собирают необходимую информацию и по запросу передают ее нам. На этот процесс сейчас тратитсяочень много времени: сначала специалисты «Примгидромета» проводят вычисления, анализ, оформляют письмо. А затем мы получаем его, тоже изучаем. Только для передачи данных с обеих сторон задействовано множество людей. «Безопасный город» позволит этот этап исключить.

— Получается, что в поле деятельности  системы будет попадать все, что происходит в городе?

— Не только в городе. К комплексу, в частности, будет подключена система лесопожарного мониторинга. Что на деле она собой представляет? Спутник фотографирует местность, выявляет световые и тепловые отклонения от нормы и дает сигнал соответствующим службам на отработку. А они уже проверяют, что там за отклонения. Действительно ли пожар или, может быть, кусочек стекла, который на солнце дал яркий блик. Но чтобы это ни было, каждая термическая точка обрабатывается, на место выезжают люди и проверяют, что случилось.

— А черных лесорубов система «Безопасный город» способна заметить?

— Этот вопрос сейчас решается. В департаменте лесного хозяйства Приморья разрабатывается новый программный комплекс — система космического мониторинга лесоизменений «Кедр», благодаря которому через спутник можно будет отслеживать не только возникновение пожаров в лесу, но и загрязнения воды, хождение льда, незаконную рубку деревьев. Дело в том, что сейчас черных лесорубов тоже можно заметить, но только тогда, когда после вырубки деревьев остаются большие проплешины. И здесь они идут на хитрость: рубят по одному дереву в разных местах, из-за чего их становится сложнее выявить. «Кедр» позволит своевременно выявлять незаконные рубки и пресекать их.

— То есть, если какая-то ситуация еще не попала во внимание инспекторов,  спасателей, пожарных, система даст сигнал?

— Да, она запрограммирована на обнаружение и прогноз критических ситуаций. Например, событие может еще не произойти, а «Безопасный город» уже просигналит, что вот-вот что-то может случиться. К примеру, в службу скорой медицинской помощи поступают разрозненные телефонные звонки:люди жалуются на расстройство желудка. Один-два похожих вызова — еще ничего, а если их будет 10–20? Система тут же это заметит, у нее, скажем так, появится интерес к этой теме, и она просигнализирует о массовом отравлении людей. Может, это будет ложная тревога. Но ответственные службы будут обязаны отреагировать и проверить. Преимущество «Безопасного города» в том, что можно увидеть тенденции, которые пока не проявляются в больших цифрах, предсказать или вовремя обнаружить критическую ситуацию, оперативно приступить к ликвидации ее последствий.

— Все ли готово в крае к запуску системы «Безопасный город»? Хватает ли, например, камер видеонаблюдения?

— Как раз количество камер видеонаблюдения сейчас планируется увеличить. Дело вот в чем:те камеры, которые стоят у нас, как правило, обзорные. Они позволяют отследить дорожную обстановку, посмотреть, что происходит на улицах, подсчитать, сколько человек сейчас находится на той или иной площади, перекрестке. Но они не отличаются высоким качеством картинки. Рассмотреть чье-то лицо, а тем более его идентифицировать вряд ли удастся. Поэтому нам нужно закупить идентификационныекамеры, через которые можно увидеть номер автомобиля и того, кто сидит за рулем. Такие камеры обычно устанавливают в подземных и надземных переходах, чтобы выявить, например, проходил или не проходил там интересующий правоохранительные органы человек.

Также предстоит закупить серверы высокой мощности, подсчитать, где и сколько их нужно установить, состыковать старые системы и новую, а они не всегда совместимы, явно какому-то оборудованию придется пройти модернизацию. Сейчас как раз идет подсчет затрат, которые придется понести краю, чтобы достичь нужного эффекта.

К подсчетам привлекают высококвалифицированных специалистов, в частности из Совета главных конструкторов при МЧС России в Москве. Буквально месяц назад зампред правительства РФ Дмитрий Рогозин подписал единые технические требования к системе «Безопасный город», параметры, по которым она должна действовать. Нам необходимо будет этим параметрам соответствовать, чтобы в дальнейшем можно было обмениваться данными с соседними субъектами, учреждениями федерального уровня.

— То есть я правильно понимаю, что установка системы «Безопасный город» — это всероссийская тенденция?

— Именно так. К 2020 году систему «Безопасный город» должны запустить все регионы России. Есть соответствующее поручение президента страны Владимира Путина. Думаю, до 2018 года в Приморье все просчеты уже закончат и заключат долгосрочный контракт с компанией, которая станет реализовывать этот проект. Уложиться в положенные сроки, думаю, наш регион успевает.

Комментарии

Читайте также:

Приморские дети попадут на «Территорию смыслов»

На крупнейшем молодежном форуме юные приморцы смогут пообщаться с экспертами и первыми лицами государства
10:14 02 сентября 2017

Приморский край и Владимирская область подписали допсоглашение о сотрудничестве

Регионы активизируют совместные проекты, связанные с фармацевтикой, организацией детского туризма, сотрудничеством Дальневосточного федерального и Владимирского государственного университетов
20:07 31 августа 2017

Неделя из жизни Приморья: спасение японского туриста, инвестиции из Южной Кореи и новый главврач

Чем запомнилась уходящая неделя жителям Приморья – в обзоре primorsky.ru.
15:00 01 июля 2017

Владимир Миклушевский: «У Приморского края исключительная судьба»

Поздравление губернатора Приморского края с 78-летием Приморского края
13:30 19 октября 2016

В крае небольшой дождь: погода на 19 сентября

Синоптики прогнозируют в большей части края переменную облачность, но в некоторых районах возможны осадки
09:03 19 сентября 2016

Полицейские изъяли у приморцев пять единиц оружия

Владельцы опасных предметов жестко нарушили российское законодательство
14:32 17 сентября 2016

Команда Примринга покажет класс на дрифт-чемпионате в Китае

Приморские гонщики PRIMRING Team Russia примут участие в международных соревнованиях по автомобильному дрифтингу D1GP in China
18:30 16 сентября 2016

Дмитрий Дементьев: «Уложили асфальт там, где его никогда не было»

Заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморья рассказал, на каких улицах в следующем году планируют устроить ремонт, и как долго продержатся обновленные дороги

Центр по подготовке огранщиков алмазов откроют во Владивостоке

В перспективе выпускники смогут трудоустроиться на предприятия, работающие в сфере нефтедобычи, медицины и судостроения

Новый инструмент господдержки появился у крупного и среднего бизнеса Приморья

Специальный инвестиционный контракт заключается между предприятием, решившимся на реконструкцию или расширение производства, и госструктурами