Повышение акцизов на автомобильное топливо поднимет себестоимость литра бензина на 1,85 рубля за литр, дизтоплива — на 97 копеек. Но владельцы автозаправок вряд ли понизят свою долю прибыли, чтобы «удержать» цены топлива на сегодняшнем уровне. Аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев просчитал, стоит ли ожидать резкого повышения цен на автозаправках с 1 апреля:
— Если подойти формально, то влияние роста акцизов на цену топлива посчитать нетрудно. Дополнительное увеличение акциза на топливо с 1 апреля составляет 2,6 рубля на килограмм для бензина и 1,14 рубля на килограмм для дизельного топлива. Литр бензина весит приблизительно 0,71 кг. Соответственно, один килограмм бензина равен по объему 1,41 литра. В результате получается, что влияние дополнительного увеличения акциза на цену литра бензина можно оценить в 1,85 рубля, то есть в среднем около 5 % в зависимости от марки бензина и текущей цены. Для дизельного топлива соотношение немного другое: плотность летнего дизельного топлива составляет 860 кг/куб. м, зимнего — 840 кг/куб. м. Если возьмем среднюю величину за 850, то акциз добавляет в среднем 0,97 рубля на литр.
Однако не все так просто и не факт, что топливо действительно подорожает на эту величину. Например, в 2015 году средняя цена на бензин марки АИ-95 выросла на 1,2 рубля за литр (с 35,42 до 36,62 рубля за литр). С 1 января 2016 года ставка на бензин Евро-5 уже выросла на 36,1 %, а цена на 95-й бензин, напротив, снизилась в среднем на 60 копеек.
Дело в том, что практически все производители топлива и значительная часть автозаправочных сетей интегрированы вместе с добытчиками нефти в систему ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний). Расчеты между ними происходят по внутренним ценам, учитывающим массу факторов: их норму прибыли, налоговую долю государства, себестоимость добычи и транспортировки нефти и себестоимость производства топлива. Под влиянием рыночной конкуренции, а также снижения покупательской способности потребителей компании вынуждены сдерживать рост розничных цен, перераспределяя издержки и прибыли внутри своих холдингов. Поэтому рост акцизов мало влияет на цену, как и падение мировых цен на нефть.
Поскольку у производителей еще остаются внутренние резервы по сдерживанию цен, ждать их повышения после 1 апреля (повышения цены акциза на топливо) не стоит. Но если они будут исчерпаны, то рост розничных цен на бензин в 2016 году может составить от 5 до 10 %.
Эластичность цен на топливо подтверждается также и тем фактом, что на заправочных станциях одной и той же сети, но расположенных в разных регионах, цена варьируется в широких пределах в зависимости от конкурентной ситуации. В столице бензин дорогой, по мере удаления от нее он дешевеет, но по мере приближения к очередному областному центру он снова дорожает. В районах, отдаленных от производителя, он также дороже, чем в регионе дислокации. Скажем, по данным Росстата, в январе 2016 года средняя цена на бензин марки АИ-92 в России составила 33,86 рубля за литр, при этом в Москве он стоил 34,3 рубля, в Самарской области — всего 31,08 рубля за литр (сказывается наличие в регионе сразу нескольких нефтеперерабатывающих заводов), в Дальневосточном федеральном округе средняя цена 92-го бензина в январе, по данным Росстата, составила 39,48 рубля, а в Приморском крае — 37,55 рубля.
Теперь, по данным того же Росстата, сравним с ценами производителя: в январе 2016 года цена производителя за литр бензина АИ-92 по России составила 15,78 рубля, ДТ — 18,74. По Дальневосточному федеральному округу цены производителя в январе: бензин — 26,05, ДТ – 33,00 рубля за литр.
Как мы видим, в разнице цен еще заложены некоторые возможности для компенсации влияния повышения акцизов на розничные цены топлива, особенно на Дальнем Востоке. Так что мы не ждем, что 1 апреля цены на бензин вдруг резко подскочат. В противном случае повышение будет исключительно на совести продавца.
Нас рать
23 сентября 2017, 16:33Упсарин упса
23 сентября 2017, 16:33babai
23 сентября 2017, 16:33