Алексей Репик: «В Приморье нужно создавать условия для эффективности предприятий в глобальной конкурентной среде»

17:30 30 декабря 2014
1380
0
alt=

В декабрьском послании Владимира Путина к Федеральному Собранию были намечены стратегические ориентиры, которые позволяют бизнесу, несмотря на угрожающую экономическую ситуацию, взглянуть в будущее с надеждой. О предстоящем изменении предпринимательского климата, предоставлении Владивостоку статуса свободного порта и законе о ТОСЭР рассказал в интервью «Приморской газете» президент «Деловой России» Алексей Репик.

- Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию поручил зафиксировать налоговые ставки на четыре года. Но при этом в следующем году начнут действовать неналоговые сборы с торгового бизнеса. По-вашему, уместно ли сейчас говорить о снижении налогового бремени? Ведь не секрет, что многие предприниматели ожидали все-таки определенных налоговых послаблений, а не заморозки налогов.

- Представители бизнеса всегда хотят снижения налоговой ставки. Кстати говоря, чтобы налоги не росли, налоги нужно платить. Если весь бизнес будет вести себя добросовестно и ответственно, у государства появятся возможности реагировать на запросы бизнеса о неповышении ставок. Тем не менее, даже зафиксированные налоговые ставки позволят создавать бизнес-кейсы в соответствии с правилами игры, прописанными на достаточно значимый период времени – 4 года. Можно, конечно, говорить о том, что у наших соседей в Казахстане налоговая нагрузка ниже. Но, с другой стороны, у нас значительно мощнее рычаг внутреннего рынка. Поэтому если мы, наконец, дадим российским компаниям этим рычагом воспользоваться, то текущий уровень налоговой нагрузки будет приемлемым, по крайней мере, для несырьевого перерабатывающего бизнеса. Возвращаясь к вопросу о сборах. С одной стороны, он затронет достаточно малое количество компаний. Сборы коснутся только торговых компаний в городах федерального значения, то есть – в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. На самом деле сборы будут способствовать выводу из тени определенных платежей, которые не администрируются. У законопроекта есть негативные стороны. Во-первых, отсутствие оценки регулирующего воздействия на момент принятия этого решения. Бизнес получил сигнал, что ситуация непредсказуема и она может ухудшиться в любой момент. Второе, изначально законопроект предполагал 22 сбора. И то, что их осталось 4 и  сборы не касаются производств и промышленных компаний, не воспринимается как шаг государства навстречу бизнесу. Инвестор всегда отыгрывает худший вариант, и даже разговора о введении такого набора сборов уже достаточно для того, чтобы остановить инвестиционные проекты. В итоге, когда часть этих сборов была отозвана, это было воспринято бизнесом не как шаг навстречу, а как слабость и непродуманность позиций. Поэтому инициатива президента о моратории на ухудшение налоговых условий – это обещание бизнесу не повторять прошлые ошибки.

- Учитывая, что в будущем году МВД и Следственному комитету возвращают право возбуждать уголовные дела за налоговые преступления, не будет ли нивелирован эффект от ослабления надзорного контроля?

- Идея о необходимости учета профиля риска при принятии решения о проверке относится ко всем ведомствам. То есть наибольшее количество проверок будет проходить на предприятиях с высоким уровнем опасности. Конечно, Федеральная налоговая служба (ФНС) не всегда друг для  бизнеса. Но с точки зрения транспарантного подхода к формированию профилей рисков ФНС сейчас – модельное ведомство. То есть критерии абсолютно прозрачные и понятные. Это ведомство, с которым законопослушный добросовестный бизнес работать может. Второй момент, «Деловая Россия» поддержала идею о введении института налоговых консультантов. Налоговый консультант несет часть солидарной ответственности за принятые решения, тем самым страхует бизнес от налоговых последствий. То есть положительное заключение налоговых консультантов может освободить предпринимателя от уголовной ответственности.

Реформы надзорных и регулирующих функций, каникулы для добросовестных предпринимателей – это не только хороший сигнал для бизнеса, но еще и снятие существенного обременения с федерального бюджета. Мы тратим колоссальные средства на ненужные проверки. Кроме того, бизнес проверяют на основании кодексов, норм, ГОСТов и правил, утвержденных 40-50 лет назад. Сейчас выстраивается следующая логика – вводим новые нормы, выводим старые.

- Можно ли по итогам Послания президента сказать, что бизнес в целом был услышан?

- Важно то, что Послание президента в экономической части повестки во многом состояло из тех запросов, которые бизнес озвучивал на протяжении последнего года. Дух Послания наполнен мыслями о либерализации предпринимательской деятельности, о необходимости дать больше свободы предпринимателям, а также о презумпции их добросовестности. При этом Послание достаточно функциональное, именно такое Послание было нужно бизнесу. Оно задает конкретную рамку взаимодействия бизнеса и государства,  позволяет восстановить слегка пошатнувшееся доверие бизнеса к государству.

- Владимир Путин также отметил, что готов «амнистировать» офшорные капиталы, возвращающиеся в Россию. Как вы считаете, на экономику страны эта мера окажет ощутимое влияние?

- Амнистия офшоров – заявление неожиданное. Я озвучивал эту идею на конференции по благоприятному инвестиционному климату за неделю до Послания. Фактически это был выстрел без особой надежды. Тем не менее, освободить юридические лица от уголовной ответственности – это хорошо, но ответственность физических лиц никто не снимает. Без амнистии шанс, что средства, запрятанные в офшоры, вернутся в российскую экономику, невелик. Мы должны обеспечить безопасность этим процессам для того, чтобы хоть как-то компенсировать сокращение источников финансирования. Сейчас частные компании могут рассчитывать только на кредит в госбанках по существенно возросшим ставкам. Есть шанс, что мобилизация внутреннего капитала, в том числе за счет возвращаемых из офшорных юрисдикций денег, сможет «докомпенсировать» выпадающие финансовые ресурсы. Что становится особенно актуально в условиях девальвации рубля и увеличения стоимости инвестпрограмм.

- Какого эффекта следует ожидать от присвоения Владивостоку статуса свободного порта с облегченным таможенным режимом?

- Деловые встречи с японскими коллегами показали, что идея свободного порта была воспринята крайне позитивно. Спецрежим, который делает Владивосток воротами России для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, – это очень серьезный эксперимент государственного масштаба, на мой взгляд, «обреченный» на успех. Безусловно, создание свободного порта будет способствовать развитию города и страны в целом. Приморский край может реализовать на практике, а не на словах восточный вектор смены фокуса российской экономики. И посмотреть, умеем ли мы работать с внешними рынками. Причем не только в части энергоресурсов, но и металлов, природных ископаемых. В Приморье нужно создавать такие условия, чтобы предприятия были эффективны в глобальной конкурентной среде.

- Как вы оцениваете идею создания ТОСЭРов на территории Приморского края (Надеждинский промышленный парк, порт Зарубино, рекреационная зона на острове Русском, проект ВНХК, свиноводческий комплекс в Михайловском районе)? Учитывая ряд конкурентных преимуществ региона: его географическое расположение, наличие богатых минерально-сырьевых ресурсов, на что краю нужно делать ставку в первую очередь?

- Даже с учетом климатических особенностей Приморского края проекты сельского хозяйства и, как следствие, пищевой промышленности имеют хороший экспортный потенциал. Кроме того, можно сделать ставку на развитие высоких технологий, обрабатывающей и медицинской промышленности, машиностроения. Что более важно, сейчас команда, отвечающая за развитие ТОСЭР, должна отрабатывать все возможности, поскольку вызовы стоят серьезные. Надежда на успех очень большая, и обмануть ожидания сейчас просто нельзя.

- Насколько удачна сама идея создания ТОСЭР? Способны ли такие территории стать точками роста для экономики всего края?

- Идея создания ТОСЭР сама по себе очень сильная. Комплекс мер, которые в нее заложены, не только налоговое стимулирование, но и регулирование трудовых отношений, вопросы миграционной политики, упрощение контрольно-надзорных функций – создает конкурентную среду для возникновения новых рынков. При этом мы видим достаточно четкую и проработанную позицию Министерства развития Дальнего Востока в вопросах создания равных условий для работы бизнеса на этих территориях. Решений может быть несколько:  и квота для субъектов малого и среднего бизнеса на создание инфраструктуры, и кластерный подход. Однако стоит также уделить внимание вопросам качественного правоприменения законопроекта о ТОСЭР. Важно то, как  власти будут превращать в жизнь задуманное. Мы будем внимательно наблюдать за тем, чтобы хорошая идея не обернулась разочарованием для бизнеса. Поскольку если пилот на Дальнем Востоке докажет свое право на существование, он получит распространение в других субъектах.

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы относитесь к запрету продажи алкоголя на майские праздники?
27.04.2024 — 09.05.2024
Правильно! Отмечать праздник нужно культурно. А напиться и дома можно
50%
2/4
Скептически. Кому надо - купит заранее и всё равно пронесет с собой на демонстрацию
50%
2/4
Отрицательно. Любой запрет порождает торговлю из-под полы. Просто кто-то на этом наживётся
0%
0/4
Равнодушно. В нашей семье никто не пьет, поэтому все эти запреты — мимо!
0%
0/4

Добавить объявление