Ворошиловская батарея: на страже Владивостока

19:44 30 мая 2015
4341
0
alt=

Русский остров в Приморье примечателен еще и тем, что здесь расположено одно из самых уникальных фортификационных сооружений в мире. Если докапываться «до корней», история нынешней Ворошиловской батареи должна отсчитываться от даты закладки военного корабля Балтийского флота – линкора «Полтава», то есть с 16 июня 1909 года. Почему так? Поясним ниже, а пока опишем, что из себя представляет эта батарея сейчас. Кстати, посетить ее достаточно просто – и самостоятельно, и в составе туристической экскурсионной группы.

Броня, скала, бетон

Береговая башенная батарея №981 (таково ее официальное наименование – «ПГ»), названная в честь Климента Ворошилова, находится в южной части Русского острова, недалеко от юго-западного берега бухты Новик, глубоко вдающейся в остров. Внешне – это две одинаковые трехорудийные башни, соединенные подземным ходом на глубине 20 метров. Подъехать к батарее достаточно легко, а вот со стороны ее абсолютно не видно. Конечно, и сами броневые башни, и стволы орудий впечатляют, но это только видимая часть сложнейшего устройства, безукоризненно работающего уже много лет.

Аналогичная батарея калибром 305 мм находится только в Севастополе, других похожих на территории бывшего СССР нет. Не надо быть артиллеристом, чтобы понять: главные части батареи находятся под землей. Это действительно так: над поверхностью возвышаются лишь круглые башни с орудийными стволами, а под ними – еще пять этажей. Фактически в скальный грунт помещено всё необходимое для боевой службы: зарядное и перегрузочное отделения, снарядные погреба, хранилища припасов, помещения для личного состава, электростанция и даже водяная скважина. Все это практически неуязвимо для обстрела и бомбежки. Что касается башен, то их форма и толщина брони (до 300 мм) позволяли выдержать любой артиллерийский и, как позже выяснилось, даже ракетный удар.

Вес каждой башни составлял 1200 тонн, ее вращающейся части, опиравшейся на 144 стальных шара, – 900 тонн. Вращение обеспечивалось электромоторами, но в крайнем случае это могли делать вручную 10–12 человек. Про миллиметры всем понятно, а 1200 тонн – вес состава из 20 вагонов…

История появления будущей Ворошиловской батареи восходит к маю 1931 года, когда Реввоенсовет СССР принял решение о разработке мер по усилению обороны Владивостока. Несмотря на наличие здесь мощной крепости (впрочем, разоруженной японцами в 1920-х годах), город был практически открыт для нападения с моря. Приехавший на Дальний Восток нарком обороны СССР Климент Ворошилов лично выбрал позицию под строительство новой 305-миллиметровой артиллерийской батареи. Было решено расположить ее на острове Русском, прикрывающем Владивосток, а вооружить батарею предписывалось двумя трехорудийными бронебашенными установками, снятыми с линкора «Михаил Фрунзе» (бывший «Полтава»).

 

«Полтава» и ее орудия

Линейный корабль «Полтава», как уже сказано, был заложен 16 июня 1909 года на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 27 июня 1911 года, вступил в строй действующих 4 декабря 1914 года. После приемочных испытаний перешел в Гельсингфорс, где находился в составе первой бригады линейных кораблей Балтийского флота, а в октябре 1918 года был переведен в Петроград для консервации. 24 ноября 1919 года на стоявшем у стенки Адмиралтейского завода линкоре возник сильный пожар. В результате полностью выгорели три паровых котла, центральный артиллерийский пост, нижняя и верхняя боевые рубки со сложенным в них для долговременного хранения артиллерийским имуществом, коридоры электропроводов, носовая электростанция.

Комиссия, расследовавшая случай пожара, не обнаружила злого умысла, но восстановление линкора в условиях разрухи было признано невозможным. Корабль разоружили, его механизмы и оборудование были использованы для ремонта трех других однотипных линкоров. 7 января 1926 года корабль был переименован в «Михаил Фрунзе»; его пытались отремонтировать и модернизировать, в том числе переделать в плавучую батарею и даже... в авианосец с 50 (!) самолетами на борту. В 1931 году его решили сдать на слом; именно тогда две его средние башни демонтировали для отправки на Дальний Восток. 9 июля 1939 года Главный Военный Совет ВМФ окончательно признал восстановление «Михаила Фрунзе» нецелесообразным…

Корпус хотели сделать мишенью для стрельб, но в июне 1941 года решили отбуксировать в Кронштадт для использования в качестве ложной цели для германской авиации. Осенью 1941 года при проводке через Морской канал в результате бомбежки он получил несколько пробоин с левого борта и лег на грунт. Вскоре на верхней палубе был оборудован артиллерийский корректировочный пункт, а корпус с высоко выступающим из воды бортом был использован в качестве прикрытия и базы сторожевых катеров, охраняющих подступы к Ленинграду с моря. В 1944 году велись работы по подъему затонувшего корпуса, после чего он был сдан на слом и в 1946 году окончательно разобран.

На Дальнем Востоке

В начале 1930-х годов вся береговая оборона Дальнего Востока была передана под командование Тихоокеанского флота, и с 1931 года на Русском острове, островах Попова и Аскольда, а также на мысе Гамова в Хасанском районе было начато сооружение семи новых батарей крупного и среднего калибра. Часть из них мы можно видеть и сегодня (к сожалению, в разоренном состоянии). После принятия решения о сооружении Ворошиловской батареи еще два года велись скальные, подземные и бетонные работы. Сами башни и орудийные стволы на остров Русский переправляли баржами; от мыса Полонского по берегу бухты Новик проложили железную дорогу, остатки которой видны и сейчас. Механизмы и конструкции к месту строительства батареи доставляли по льду тракторными волокушами. Разумеется, строительство было совершенно секретным.

Монтаж первой башни был закончен 1 февраля, второй – 1 апреля 1934 года. 11 ноября 1934 года приказом Реввоенсовета морских сил Дальнего Востока в составе Владивостокского укрепрайона была сформирована башенная батарея, получившая имя наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова. Боевой расчет каждой башни составлял 75 человек, в целом на батарее служило 399 человек. Вес каждого ствола – 51 тонна, длина – без малого 16 метров, угол наведения по вертикали изменялся от –5 до +25 градусов, а по горизонтали составлял 360 градусов. Снаряды весом до 470 килограммов могли пролететь после выстрела 35 километров. Фактически Ворошиловская батарея держала под обстрелом всю акваторию залива Петра Великого. Одним залпом шести ее орудий мог быть уничтожен тяжелый крейсер, что доказано в ходе учебных стрельб.

Надо иметь в виду, что снаряды, в отличие от ракет, нельзя сбить или заставить изменить траекторию. Сама батарея, находящаяся в ложбине, стреляла «вслепую», не видя цели, поскольку наведение орудий  производилось с командных постов. Главный из них – в 1575 метрах от башен – находится на горе Вятлина на высоте 107 м, вспомогательный – на горе Главной (279 м). Сообщения с командных пунктов на огневую позицию передавались через кабели связи. Каждое орудие могло стрелять отдельно. Очевидцы говорят, что залп сразу всех шести буквально производил впечатление конца света. Внутри башни орудия были отделены друг от друга переборками, устроенными так, чтобы они по возможности смягчали ударную волну при выстреле, защищая от нее находящихся здесь бойцов.

Огонь, батарея!

При учебных стрельбах в ближайших поселках, находящихся на расстоянии нескольких километров от батареи, от воздушной волны разбивались стекла, поэтому в такие дни жителей предупреждали, и окна закрывались матрацами. Крайний раз (так принято говорить на флоте) Ворошиловская батарея стреляла в 1992 году: тогда ее последний командир Г.Э. Шабот обеспечил попадание в бочку диаметром два метра с расстояния в 5 морских миль. То есть до последнего дня боевой службы орудия батареи сохраняли отличную точность, несмотря на свой преклонный возраст. В 1997 году, в ходе реформирования Вооруженных Сил России, батарея как боевая единица была расформирована, но, к счастью, на ее основе с 1998 года создан филиал Военно-исторического музея ТОФ «Ворошиловская батарея». В этом смысле ей больше повезло, чем орудиям полуострова Гамова…

Экскурсоводы на «ворошиловке» любят рассказывать историю о том, как в 1987 году здесь проходили съемки некоторых эпизодов художественного фильма «Моонзунд». Командование батареи получило инструкции всячески содействовать съемочной бригаде и выполнять все ее просьбы. Когда режиссер задумал снять настоящий выстрел из пушки, командир пытался отговорить его, представляя, каков будет «эффект», но безуспешно… В день съемки все, кроме оператора, зашли в башню, заблокировали вход и зарядили одно из орудий. Оператор установил камеру в нескольких метрах сбоку от пушки и приготовился снимать. По команде раздался выстрел. Когда люди вышли из башни, то увидели, что камера разбита и отброшена на несколько метров, а оглушенный оператор лежал в кустах…

Ворошиловская батарея занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая долго действующая – ей уже более 80 лет. Действительно, она была в боевом строю с 1934 до 1997 года.

Сейчас Ворошиловская батарея является предметом нашей законной гордости, поскольку таких «экспонатов» больше в мире нет. На взгляд автора, это пока единственный объект комплекса Владивостокской крепости, который можно показывать иностранным туристам. Но его ухоженность и внешний вид окрестностей, включая подъездные дороги, конечно, требуют доработки. Особенно в сравнении с самими башнями и стволами более чем 100-летней давности, на которых можно разобрать надпись: «Обуховский сталелитейный завод, 1916 год».

Иван Егорчев,

действительный член Русского географического общества

Использованы материалы книги О.Б. Стратиевского «Остров Русский: страницы истории»

фото kfss.ru

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Природное достояние: в каких заповедниках Приморского края вы бывали?
08.07.2024 — 01.09.2024
В нацпарке «Земля леопарда»
14%
10/74
В Дальневосточном морском биосферном заповеднике ДВО РАН
19%
14/74
В нацпарке «Бикин»
7%
5/74
В нацпарке «Зов тигра»
8%
6/74
Ханкайский заповедник
1%
1/74
Уссурийский заповедник имени В. Л. Комарова
4%
3/74
Бывал(а) во всех заповедниках — очень интересуюсь красотами Приморского края
5%
4/74
Не был нигде и не планирую
42%
31/74

Добавить объявление