Вопрос ребром: как найти общий язык с государством, обсудили музейщики Дальнего Востока

09:58 25 января 2019
969
0
alt=

В каком формате сейчас существует театральная критика, как сохранить культурное наследие и почему важно межмузейное взаимодействие — разговор на эти темы в стенах музея Арсеньева во Владивостоке получился неожиданно острым. На круглый стол, состоявшийся в рамках Года театра в России, собрались директоры музеев Владивостока, Хабаровска, Южно-Сахалинска, журналисты, пишущие о культуре, сотрудники институтов. За два часа диалога найти решения существующих проблем не получилось. Впрочем, как отметил главный эксперт круглого стола, генеральный директора Театрального музея имени А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов, готового рецепта нет ни у кого. Зато за время общения удалось обозначить перспективы сотрудничества между всеми учреждениями, сообщает «Приморская газета».

О театре и не только
Говорить в Год театра положено именно о нем. Практически, «первую скрипку» в вопросе сохранения театрального наследия должны играть музеи. Но, по словам Дмитрия Родионова, генерального директора музея имени А. А. Бахрушина, движение должно быть двусторонним: самим театральным деятелям хорошо бы изъявить желание работать совместно. 

Нас (Театральный музей имени А. А. Бахрушина) очень давно волнует проблема сохранения современного культурного, театрального наследия. Мы пытаемся всё время найти пути взаимодействия с нашим театральным сообществом, выстроить с ними творческий и человеческий контакт, чтобы мотивировать их на необходимость сохранять свои архивы, беречь свои музейные коллекции, обозначил проблему Дмитрий Родионов.

Впрочем, на данный момент вопрос пополнения коллекции актуален для всех музеев. Причем существующая государсвтенная стратегия развития музейного дела (между прочим, до 30-го года) на бумаге подтверждает: учреждения подобного типа должны пополнять коллекции и пропагандировать их. То есть сохранять на будущее реалии сегодняшнего дня. А вот позиция Министерства культуры этому утверждению противоречит, отмечает Дмитрий Родионов.
Зачастую нам говорят, что и так коллекция российских музеев значительна. Зачем нам увеличивать её ещё, если большая часть коллекций не имеет выхода к зрителю/посетителю? цитирует коллег генеральный директор Театрального музея имени А. А. Бахрушина.

Несмотря на то, что с момента появления первых музеев в России прошло довольно много времени, до сих пор практически единстенный источник пополнения коллекций — дары от жителей. И зачастую только сознательность и неравнодушие людей позволяют музеям выполнить свою основную задачу: сохранить для завтра важные моменты «вчера».

Продвигать культуру вместе
Сейчас музеям необходимо искать новые формы взаимодействия и привлечения публики, уверены представители дальневосточных учреждений культуры. Одним из прекрасно зарекомендовавших себя форматов являются трехсторонние договоры с коллегами из других регионов. 

Ничего нового в том, что привозятся коллекции из центральных регионов, нет. Но обращаю внимание на слово «трёхсторонний». Как оказалось, вместе гораздо легче реализовать глобальные проекты. В первую очередь, с финансовой точки зрения,  делится своим опытом построения работы директор Приморского музея имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.

Пример такого сотрудничества — проект «Коллекционируя Россию», благодаря которому жители Приморского и Хабаровского краев смогли увидеть уникальное культурное наследие центра страны. Пополнить ряды договорившихся готова и Сахалинская область.
Мы живём в регионе, где у большинства жителей нет доступа к основному объёму национального наследия. Его нет в силу географического положения, возраста территории. Поэтому межмузейное сотрудничество имеет хорошую перспективу и может стать серьезной помощью Минкульту. Возможно именно это и закладывалось в документ под названием «Основы государственной культурной политики», предложил свое решение Виктор Шалай.

Сейчас дальневосточное профессиональное сообщество работает над тем, чтобы хотя бы юг Дальнего Востока был охвачен межмузейным взаимодействием. Это один из вариантов создания единого культурного пространства. Впрочем, как отметила заместитель директора Приморской картинной галереи Светлана Руснак, сейчас макрорегиону жаловаться на отсутствие внимания власти не приходится.
Никогда ещё у Владивостока не было такого периода, когда мы настолько ощущаем поддержку в культурном пространстве, в реализации культурных проектов. Это связано и с открытием Приморской сцены Мариинского театра, потрясающим фестивалем «Мариинский», с большой государственной программой открытия здесь представительств Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея. Всё это открывает совершенно новые возможности, которые часто для жителей выглядят как вызов, отметила Светлана Руснак.

Зачем нужен критик?
На встрече профессионального сообщества подняли и далеко не праздный вопрос есть ныне место для грамотной и продуманной критики? Речь идет, в первую очередь, о журналистах.
Той критики, которая взращивала, воспитывала жителей края, работала системно, формировала дискуссию и задала ей градус нет, уверена общественник Марина Баринова.

Грамотная критика важна для общекультурного объединения. Без нее невозможно движение и развитие, уверены представители профессионального сообщества. Для того чтобы обеспечить ее появление, музеям приходится брать на себя ранее не свойственные функции.

Безусловно, люди, которые должны рассказывать о нашей деятельности, культуре и её проблемах, должны быть, их надо воспитывать и взращивать. Именно музеи могут объединять филологическую и культурологическую молодежь, отметил Дмитрий Родионов.

В советский период существовало довольно значительное количество профессиональных изданий, сейчас же сохранилось всего три. Это журнал «Театр», «Петербургский театральный журнал» и «Сцена». Каждый из них занимает свою нишу. Например, журнал «Театр» работает сейчас как альманах  берет какой-то один ракурс и посвящают ему целый выпуск. «Петербургский журнал» работает как периодика, рецензируя всю Россию. «Сцена» занимается в основном сценографией.

При этом именно критики крайне мало, отмечает театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Наталия Каминская.  
Отсутствие критики процесс глобальный, связанный с обществом потребления, с клиповым мышлением. Во всем мире очень нужна реклама и мало нужен анализ. Что касается наших российских реалий, то сейчас главным редакторам не нужно осмысление, рассказ, анализ. Кто через пять-десять лет будет знать о том, что происходило в драматическом театре Владивостока? Кроме заметок «состоялась премьера, пришла жена губернатора в таком-то платье», я имею ввиду, что проанализировано? Это же тоже наследие, да? Не останется рецензий, констатирует эксперт.

Время подумать
Москва, Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск как оказалось, представители культурного сообщества во всех регионах страны говорят об одном — важности коммуникации между собой и претворения ее в плодотворную, результативную деятельность. То, что сегодня это один из реальных способов выживания, не вызывает ни у кого сомнения. Хотя бы до тех пор, пока власть не признает специфику работы учреждений культуры и перестанет воспринимать их как бизнес-структуры, отмечает генеральный директор Театрального музея имени А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов.

У нас нет ни одного законодательного акта, который бы нам реально помогал. У нас есть законодательные акты, которые только нам мешают реализовывать наши задачи. Поэтому и музейное, и театральное сообщество сегодня ставит вопрос ребром: давайте приведём в чувство государство и всё-таки попытаемся отразить специфику нашей деятельности в тех нормативных актах, которые нам будут помогать выполнять свою миссию, а не приравнивать нас к отраслям народного хозяйства и подходить к нам как к бизнес-структурам, которые должны изо всех сил зарабатывать деньги и оказывать услуги, отмечает эксперт.

По мнению участников круглого стола, почти двухчасовой диалог помог найти точки взаимодействия и определить пути построения коммуникаций между самими музейными культурными институциями, которые в дальнейшем будут давать реально больший эффект для всей сферы.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Наступил новый учебный год. Для вас он отличается от предыдущего?
03.09.2024 — 29.09.2024
На год все старше стали, особенно это заметно в выпускных класах
0%
0/6
В начальной школе особой разницы нет, задания, разве что, стали сложнее
0%
0/6
Разница заметна — предметов стало больше, количество уроков выросло, спрашивают строже, задают много
0%
0/6
Вообще непонятно что происходит — ребенок учиться не хочет, в школу чуть ли не за руку приходится водить, домашнее задание не делает
100%
6/6

Добавить объявление