Виктор Шалай: «Возникновение музейщиков – сложный химический процесс»

16:40 29 декабря 2015
5456
0
alt=

2015 год ознаменовался для Приморского государственного музея имени Арсеньева запуском сразу нескольких новых проектов. Так, в течение года здесь начали работать над созданием выставки «Тихоокеанское время», посвященной живущим у моря людям, над проектом музея в доме Элеоноры Прей, проведением новых экскурсионных маршрутов для жителей и гостей края от лучших экскурсоводов Владивостока. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Приморской газете» рассказал директор учреждения Виктор Шалай.

– Расскажите, каким стал 2015 год для музея?

Фото Глеба Ильинского

– Успешным. Но успех этот продиктован не фантастическими достижениями в области репертуара или работы над коллекцией, а, в первую очередь, тем, что год нам удается закрыть без долгов, без снижения заработных плат сотрудникам, без единого сокращения в коллективе. На мой взгляд, именно в этом и заключается главное достижение этого года. Многие коллеги знают о кризисе потому, что цены повысились в магазинах, да потому, что работать теперь нам приходится намного больше, чем обычно. Приходится проводить больше экскурсий, открывать больше выставок, браться за коммерческие заказы, от которых раньше мы позволяли себе отказываться. Мало кто уходит домой в 18.00. Но это вынужденная мера, наш ответ наступившим трудным временам.

– Какие интересные проекты удалось реализовать в этом году?

– Говоря об интересных проектах, нельзя не вспомнить о том, что недавно музей стал региональным партнером крупнейшего в стране события, посвященного «Году литературы» – проекта «Война и мир. Читаем роман». В режиме нон-стоп одно из известных в мире произведений русской литературы прочитали сразу в нескольких странах, передавая эстафету друг другу. Телеканалы «Россия 24» и «Россия Культура» транслировали происходящее в разных уголках планеты. Напомню, в прошлом году так же была прочитана «Анна Каренина».

Фото Глеба Ильинского

Еще одно знаменательное событие – начало работы над созданием большого и современного морского музея во Владивостоке. Пока в режиме стартовых проектов, первый из которых называется «Общедоступные морские залы». В этом году мы получили под него грант Российского фонда культуры. В рамках этого проекта в 2016 году мы запускаем выставку «Тихоокеанское время», посвященную всем людям, живущим у моря.

Море – это только на первый взгляд безудержная романтика, приключения, сувениры и подарки. На деле – это драма, как для тех, кто уходит в рейс, так и для тех, кто остается и вынужден ждать на берегу, оставаясь все тем же сильным, любящим, верным и верящим человеком. Мы привыкли  романтизировать море, часто не задаваясь вопросом, а что скрыто за этой романтикой? В работе над будущей выставкой мы берем масштабные интервью у моряков и членов их семей. С целью получить объемную картину, на стыке воспоминаний и ощущений тех, чьего возвращения ждали, и тех, кто этого возвращения ждал.

Фото Глеба Ильинского

– В прошлом году на базе краевого музея Арсеньева появилось экскурсионное бюро «Время города». Удалось ли запустить в этом году новые маршруты, и не охладел ли интерес жителей края к старым?

– В этом году мы вместе с партнерской компанией запустили морские прогулки. Коллеги  назвали экскурсию «Мосты Владивостока», и она мгновенно стала одной из самых популярных экскурсий во Владивостоке. На мой взгляд, все объясняется очень просто. Раньше арендовать катер, яхту и выйти в море жители Владивостока могли только за довольно солидные деньги. Наличие собственного флота у наших партнеров позволило установить цену в 300 руб. Такая невысокая стоимость сказалась на необычайном спросе у жителей и гостей города.

На все пешеходные экскурсии в музейном экскурсионном бюро в этом году мы так же фиксировали стабильно высокий спрос: в среднем от 15 человек в группе. Традиционные хиты продаж – «Лабиринты китайской Миллионки», «Владивосток глазами Элеоноры Прей», «Японские места Владивостока».

Фото Глеба Ильинского

Кстати, возможно, в будущем году одна из наших самых популярных экскурсий – «Владивосток глазами Элеоноры Прей» – станет еще интереснее. Администрация Владивостока выкупила и передала музею в пользование несколько квартир в Почтовом переулке. И теперь нам предстоит разработать проект создания там музея. Оговорюсь сразу, что работа, в том числе и в связи с кризисом, затянется надолго. Но мы сможем начать с малого – создания выставочного зала в одной из квартир усадьбы. Пока, к сожалению, водить туда людей мы не можем. В этом районе ведется всем известная скандальная стройка, и пока нахождение там небезопасно. Поэтому сейчас администрацией города прорабатывается проект восстановления сквозного прохода от деревянных домов торгового дома «Кунст и Альберс» напрямую к дому Элеоноры Прей. Это было бы удобнее и безопаснее для всех экскурсантов. 

Фото Глеба Ильинского

Кстати, об успехе наших экскурсионных программ можно судить еще и потому, что в этом году у нас появились сомнительные конкуренты. Некоторые мелкие турфирмы предлагают в Интернете пешеходные экскурсии от нашего имени. А люди, у которых прогулки по Владивостоку уже прочно ассоциируются с музеем имени Арсеньева, даже не уточняют подробности.

Конечно, для нашей репутации происходящее не очень хорошо. Мы не знаем, какого качества текст на этих экскурсиях, кто и как его рассказывает. Поэтому с будущего года, думаю, мы начнем серьезную борьбу с такими конкурентами. Ведь наше преимущество в том, что мы – большое, мощное предприятие с собственной образовательной базой и таким ресурсом, как репутация.

– Говоря про образовательную базу, вы имеете в виду школу экскурсоводов? Насколько я знаю, объявлен уже второй набор. Есть спрос? Даже несмотря на то, что по окончанию курсов вы даже не даете диплома?

– Да мы не даем диплома, но мы отвечаем за качество знаний и предлагаем работу. Мы заинтересованы выучивать людей настолько хорошо, чтобы сразу их у себя же и трудоустраивать. Когда мы объявили второй набор, поступил вал заявок. Люди идут совершенно разные. Многие из них знают о результатах первой школы и потому приняли такое решение. Мы заинтересованы в том, чтобы принять всех – нам нужны кадры. Даже если человек не устроится экскурсоводом, мы с удовольствием заберем его на ведение детских программ, в службу маркетинга и т.д. На музейных специалистов никто и нигде не обучает, поэтому мы учим их у себя и для себя.

Фото Глеба Ильинского

– Если на них нигде не учат, откуда музейщики берутся?

– Возникновение специалиста музейного дела – сложный химический процесс, который наука пока еще не описала. Можно выучиться на сотрудника архивной службы, библиотекаря, историка, филолога, но специальности «работник музея» в списке профессий учебных заведений сейчас не существует. В музей приходят отовсюду. Сам музей – сложносочиненная, но очень интересная структура, которую до конца немногие понимают. Чем занимаются те же библиотекари? Учетом, хранением и выдачей книг. Учителя учат, врачи лечат. А что делают музейщики? Большинству наших зрителей доступен только итог: выставки, книги, лекции, экскурсии. Повседневная жизнь музея скрыта от глаз широкого круга людей. Хранители работают у себя в фондах, реставраторы – в мастерских, исследователи – в лабораториях. Бывает так, что они подолгу между собой не пересекаются. Но когда это происходит, тогда и появляется тот самый музейный продукт, который мы предлагаем своей целевой аудитории.

– В этом году краевой музей Арсеньева отмечал день рождения. С чем учреждение подошло к этой дате? Правда ли, что в ближайшее время планируют закрывать один из его филиалов – тот, что находится в Чугуевке?

Фото Глеба Ильинского

– Последнее время меня часто об этом спрашивают, но нет, закрывать ни один из филиалов мы не планируем. Единственное, чего мы хотим – это реформировать существующие способы взаимодействия с широкой филиальной сетью музея. Сделать так, чтобы филиалы в Дальнереченске, Лесозаводске, Партизанске и Арсеньеве подчинялись не головному музею во Владивостоке, а  главам муниципалитетов на местах. Существующая структура музея была рождена в далекие 70-е годы. В другой стране с другой экономической моделью. Тогда это объяснялось возможностью сделать музейную карту региона интересней. Сейчас – все с точностью наоборот. 

– Почему вас не устраивает существующая система взаимодействия с филиалами?

– Получается так, что здесь во Владивостоке находится все руководство музея, начальники производственной и экономической служб, а так же главный хранитель. Всё бухгалтерское и материально-техническое обеспечение филиалов, отчетно-плановая работа в крае идут через Владивосток. Здесь люди с утра до вечера работают, обеспечивая деньгами, программами, репертуаром учреждения на местах. Говоря проще – чем больше музей во Владивостоке вынужден делать для филиалов, тем меньше он делает на своих площадках. Потому что ресурс для деятельности изначально ограничен.

Фото Глеба Ильинского

Спасти ситуацию можно, только передав ответственность за музеи администрациям тех городов, в которых они находятся. Если это произойдет, то количество музеев в Приморье, вероятнее всего, даже увеличится. Высвободившиеся у нас силы и ресурсы мы сможем направить на создание новых музеев. Поэтому если мы уберем все домыслы и слухи и посмотрим на ситуацию внимательно, то окажется, что реформирование филиальной сети Приморского музея имени В.К. Арсеньева – благо для региона, для самих филиалов и для тех городов, где они находятся.

В отношении литературного музея Фадеева в Чугуевке ситуация обратная. Вероятнее всего, он навсегда останется нашим филиалом. Потому что размер музея, его специализация, затратная часть на содержание и много других обстоятельств несоизмеримы с возможностями администрации Чугуевского сельского поселения. Но в случае, если четыре других филиала уйдут в подчинение главам городов, у нас появится возможность не только содержать музей в Чугуевке, но и активнее его развивать.  

Наталья Шолик

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление