В государстве Восточное Ся работают наши люди

18:37 15 августа 2018
5081
0
alt=

Накануне Дня археолога «Приморская газета» побывала на раскопках Шайгинского городища, самого известного памятника истории XII века, расположенного в Приморье. Изучение Шайги ведется 55 лет, и каждый год приносит дальневосточным ученым новые сюрпризы. Уже сейчас, как говорит заведующая сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН Надежда Артемьева, найденные экспонаты позволяют переписать некоторые страницы истории нашего края. А затем и соседних стран. 

Надежда Артемьева более 40 лет посвятила археологии

Впервые Шайгинское городище было открыто в 1891 году. В конце XIX века шло активное освоение Приморского края, для этого в регион было приглашено много геологов и топографов, снимавших всевозможные параметры приморской земли. Один из «разведчиков» — горный инженер Дмитрий Иванов — обратил внимание на странные складки на безымянной сопке в семи километрах от поселка Фроловка неподалеку от Сучана и провел шурфирование. Найденные в извлеченной горной выработке древние артефакты заинтересовали специалиста. Вернувшись из экспедиции, он передал находки в Общество изучения Амурского края, которое было учреждено во Владивостоке в 1884 году. Сотрудники этой научной организации тщательно описали каждый артефакт и место находки.

— Сделанные записи попали в руки знаменитого археолога Эрнеста Шевкунова лишь в 1962 году, когда он переехал из Ленинграда во Владивосток, — рассказала Надежда Артемьева. — Заинтересовавшись данными разведки, Эрнест Владимирович немедленно отправился в указанную на схеме долину и по заданным ориентирам зашел прямо в городище. Оценив масштабы находки, он в 1963 году отправился сюда с первой экспедицией. Эта дата и стала отправной точкой в изучении Шайгинского городища. Так что в этом году мы отмечаем 55-летний юбилей проведения раскопок.

Ученый призналась, что в последний раз у Фроловки копали 5 лет назад. Но в юбилейный год решили вернуться в городище.
—15 августа, в день археолога ждем наплыва гостей в наш палаточный городок, — улыбается Надежда Артемьева, — В первую очередь — «шайгинцев», тех, кто за эти годы успел поработать с нами на раскопах и помнит о нас. А здесь побывало очень много людей. Первые археологи привозили с собой детей. Дети выросли и стали привозить своих. Кроме того, в советское время сюда привозили школьников и студентов, причем не только вузов, но и ПТУ. И не только на экскурсии. У ребят была возможность официально заработать деньги на летних каникулах.


— Много было желающих провести каникулы на раскопках, а не на море?
 — Очень! Я ведь и сама стала археологом потому, что 15-летней девчонкой попала в одну из экспедиций. Причем именно на Шайгинское городище. Тогда в палаточном городке под сопкой собиралось до 100 человек, это сейчас едва дюжина набралась. Благодаря народному образованию школьники помогали ученым на раскопках. Центр занятости оформлял ребят на временную работу, и они получали не только сильные впечатления, но и деньги за свой труд. Кроме того, ребята общались с интересными людьми, увлеченными историей. А такое запоминается на всю жизнь. Мое первое письмо, которое я написала из экспедиции, начиналось словами: «Мама, какие здесь замечательные люди!». Жаль, что сейчас у школьников нет такой возможности — прикоснуться к истории родного края, самим сделать очередное открытие на раскопках. К тому же это жизнь на природе: речка, палатки, костер. Считаю, что нужно создать программу по привлечению молодежи к истории своей малой родины. Это очень важно.



Приморский край — это рай. Для археологов 

Кстати
У нас в Приморье очень яркая средневековая археология, это я как специалист заявляю. На территории края располагались целых два государства: Бохайское и империя Цзинь. Мы очень рады, что у нас есть такие памятники, даже в соседнем Хабаровском крае вы таких не найдете, не говоря уж об остальной России.

— Что именно на шайгинском городище есть  такого, чего нет в других регионах?
— Огромное количество артефактов. Люди ушли из Шайги, оставив в домах даже предметы первой необходимости. В дымоходах мы находили спрятанные мечи, а также посуду, утварь и зеркала. Мы полагаем, что город пал в результате измены. Измором взять его защитников не получилось бы — у них имелась вода, а амбары были полны зерна (значит, дело было осенью). Кроме того, городские ворота не были взломаны, так что, скорее всего, их просто кто-то открыл и впустил врага.

— Чем же так был важен этот город, что монголы решили его во что бы то ни стало захватить?
—  Шайгу был окружным центром государства Восточное Ся, о существовании которого долго время никто не знал. Когда в 60-е годы прошлого века начались раскопки городища, ученые сначала наткнулись на ремесленные мастерские. Поэтому стали называть Шайгу городом ремесленников. Чжурчжэни умело обрабатывали металлы: чугун, железо, бронзу. Были найдены большие плавильные мастерские, как потом выяснилось — государственные. Поэтому доставка руды и топлива сюда были поставлены на поток. И только в 1995 году мы узнали, что раскопали окружной центр государства Восточное Ся. Город занимал площадь в 42 гектара, а протяженность земляного вала вокруг него составляет 3 километра. Все это возводилось вручную, причем за короткий срок. И на то у чжурчжэней были веские причины.

— Какие же?
— Долгие годы ученые вели споры: почему чжурчжэни кроме долинных городов, располагавшихся вдоль русел крупных рек, вдруг начали строить горные поселения, представляющие собой крепости? Ответ на этот вопрос был найден лишь в 1995 году, когда в Краснояровском городище, что под Уссурийском, при раскопках мы обнаружили печать. На ней был вырезан девиз императора, имя которого до этого никто не знал. Мы стали поднимать всю историю, и выяснилось, что империя чжурчжэней Цзинь не прекратила своего существования в 1234-м году из-за монгольского нашествия. 30 лет маленький народ сопротивлялся натиску врага, но каждый раз вынужден был отступать. Когда стало ясно, что империя обречена, император Пусянь Ваньну из рода Ваньянь собрал огромное войско (по некоторым источникам — стотысячное, — прим. ред) и ушел. И до 1995 года никто не знал — куда. А увел он своих людей на территорию современного Приморья. И организовал здесь новое государство, которое назвал Восточное Ся. Столицей было выбрано Краснояровское городище. Это был 1215 год, и чжурчжэни понимали, что новые города нужно строить не в долинах, где их легко захватить, а именно в сопках. И отстроили как минимум 33 горных города-крепости. Государство, образованное Пусянь Ваньну, просуществовало достаточно долго, монголы в сопки не полезли.

Цифры
В Приморье найдено 33 горных поселения чжурчжэней и лишь семь — долинных. Но это не окончательная цифра, ведутся поиски.

— Получается, что в Приморье существовало государство, которое не вписывается в историю Китая?
— Именно! Государство Восточное Ся не было китайским. Оно было тунгусо-маньчжурским. И просуществовало достаточно долго — до 1233 года. Затем все же стало монгольским вассалом. В таком виде и просуществовало до конца Юаньской империи (1368 г.). В 14-м веке на территории Приморского края городов уже не строили, сохранились лишь ранее возведенные поселения и посты по сбору дани. Возможно, что через пару лет мы узнаем еще что-то новое. Потому что каждый год открытия позволяют нам если не переписывать, то уточнять историю. Как Приморского края, так и прилегающих к нему государств — Китая и Кореи. Ведь государственность чжурчжэней распространялась и на их территории.
 

Фото Глеба Ильинского


Эталонный город. Для исследователей
— Кажется невероятным, что столько исторических фактов вы достаете буквально из земли. Но вернемся к нашему юбиляру — что вы узнали о Шайгинском городище за 55 лет, кроме того, что это областной центр?
— Мы составили план города и теперь можем точно сказать, где жил военачальник, где чиновники, а где — ремесленники. Благодаря тщательно выверенной топографии мы понимаем, как планировались другие поселения, которые находим на территории Приморья. Так что для нас Шайгинское городище — это уже эталонный памятник чжурчжэньской культуры 12-13 веков. Когда мы находим артефакты в других городищах, мы их сравниваем с материалами из Шайги. За несколько столетий в городищах почти ничего не сохранилось из органики, даже костяные гребни и деревянные рукоятки рассыпались в прах. От домов не осталось ни крыш, ни стен. Реконструкцию зданий мы проводим по ямкам, выкопанным под столбы, удерживающие деревянные стены. Крыша стелилась соломой. Чтобы зимой не замерзнуть, чжурчжэни использовали систему, заимствованную у корейцев — «теплый пол», он же кан. Для этого в левой половине жилища выкладывался каменный очаг, от которого в земле были прорыты дымоходные каналы, ведущие в дом, и вытяжка, которая заканчивалась трубой, обычно выводимой за пределы жилища. В очаге разжигался огонь, он нагревал дымоходные каналы, которые были обложены камнями и обмазаны глиной, а сверху застелены шкурами. Таким образом удавалось сохранить тепло в доме на всю ночь.

Дом обычной семьи занимал 48 квадратных метра, богатой — более 100. В каждом доме была вкопана в землю ступа для перемалывания зерна. Питались чжурчжэни в основном зерновыми культурами, риса мы пока не нашли. В рацион также входило мясо и рыба — в каждом доме мы находили стрелы для охоты и рыболовные крючки. Хозяйки пекли пирожки и различную выпечку, а на десерт готовили орешки с медом.


— Вы описываете достаточно высоко развитую цивилизацию. Насколько у чжурчжэней были развиты наука и искусство?
— С науками было очень хорошо. Когда мы исследовали крепостной вал, то убедились, что он построен со знанием геометрии, более того, он строился методом трамбования, а это уже знания о плотности тел. На зеркалах мы находили изображение Большой Медведицы, так что с астрономией они тоже были знакомы. Летописцы вели историю своего государства, но издана она была позже — в 14 веке. У чжурчжэней было свое письмо: большое и малое. Но пока их письменность не до конца расшифрована. Основывалась она на киданьских иероглифах. Товарно-денежные отношения в империи тоже имели место. В хождении были как девять видов собственных монет, так и иностранные — ханьские, ранние китайские (начиная с 3 века). Чжурчжэни даже ввели систему бумажных денег. Но она не прижилась. Люди больше доверяли звонкой монете. Кстати, деньги запрещалось переплавлять на украшения и прятать в кубышку — во избежание инфляции.
Мы сейчас знаем о культуру чжурчжэней даже лучше, чем китайцы, несмотря на то, что на территории Китая гораздо больше найдено городищ. Просто наши соседи очень не любят маньчжур, как они называют чжурчжэней, считая их захватчиками. Поэтому долгое время не хотели изучать их историю. И лишь в последнее время ученые начали активные раскопки в Поднебесной.


— Подождите, если у них есть свои городища, да еще в большем, чем в Приморье, количестве, то зачем китайцы стараются вывезти артефакты из Приморья, рискуя попасться на границе?
— Действительно, раскопок у них ведется сейчас больше, чем у нас, и некоторые вещи с них можно приобрести совершенно официально. Все это пользуется большим спросом на рынке, но коллекционеры опасаются подделок. Дело в том, что китайские кустари наладили выпуск настолько искусных подделок, что отличить их от оригинала сможет разве что специалист. В Приморье нет таких рукодельников, поэтому привезенным от нас артефактам доверяют. Это гарантированные древности, имеющие большую ценность.

— Следовательно, «черные археологи» продолжают вам досаждать?
— Уже не так массово и нагло, как в 90-е годы. Нам помогает и полиция, и ФСБ, за что мы им очень благодарны. Но на рубеже веков урон был нанесен колоссальный. В силу различных причин мы несколько лет не появлялись на Шайге, и когда приехали весной 2000 года на разведку и увидели, что тут творится, нам стало плохо.

Почти треть городища была перекопана «черными археологами». Тем самым был испорчен огромный культурный слой и исчезло большое количество артефактов, в том числе — зеркал. Из-за этого наука лишилась части важной информации. И то, что удалось задержать на таможне, — лишь маленькая толика от утерянного нами.

— В завершение беседы хотелось бы узнать, что ожидает Шайгинское городище в будущем?
— Хотелось бы сделать из него музей под открытым небом в той части, где мы уже закончили раскопки, а параллельно продолжать экспедиции. Музей стал бы привлекательным туристическим объектом Приморья, причем не только для его жителей, но и для иностранцев. Уже сейчас во время раскопок к нам приезжает много туристов, чтобы прикоснуться к истории. Нужна специальная губернаторская программа, которая включала бы в себя летний трудовой лагерь для студентов и школьников, музей под открытым небом для туристов и поддержку экспедиций по изучению городища. Если этого не сделать, то по завершению исследований мы будем обязаны городище вновь закопать и вернуть ландшафт в первоначальное состояние. Нельзя его бросать в таком виде, чтобы не провоцировать людей на незаконные раскопки. Музей же принесет огромную пользу всему региону.

Справка:
За 55 лет на Шайгинском городище раскопано 293 жилища.


 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление