Раздельный сбор отходов и «мусорная реформа», которая стартует в Приморье в 2020 году, давно стали одной из проблемных тем для жителей региона. Как утилизировать отходы, не вредя экологии, как бороться со стихийными свалками и не ударит ли новая система сбора мусора по кошельку граждан — ответы на эти вопросы «Приморская газета» узнавала у заместителя директора по НИР Инженерной школы ДВФУ Валерия Петухова, инициатора программы по очистке бухты Золотой Рог во Владивостоке.
— Какие существуют проблемы, связанные с организацией раздельного сбора мусора в Приморье? Насколько сегодня налажен этот процесс?
— Главной проблемой остается вопрос, что делать с собранным мусором после. Сортировать его можно на ранней стадии, но предприятий, которые будут заниматься переработкой, не так много. В крае есть компании, перерабатывающие картон и бумагу. Есть организации, занимающиеся пластиком. А, к примеру, пищевые отходы сейчас в Приморье можно только утилизировать. Отдельным пунктом можно выделить опасные отходы — к примеру, люминесцентные лампы. Утилизацией их занимаются несколько предприятий. В том числе фирма Сергея Лазарева — у них есть специальный участок для переработки опасных видов мусора. Все это происходит в довольно небольших масштабах, пока недостаточных для обслуживания всего края.
— А что мешает расширить работы в этой сфере?
— Главным образом, то, что нет достойной экономики в этой сфере. К примеру, в крупных мегаполисах вроде Москвы существующая система окупается: высокая численность и плотность населения позволяют вести неплохой бизнес в этой сфере. На Дальнем Востоке расстояния между населенными пунктами часто довольно большие, а жителей не так много. Поэтому объемы отходов, которые могут быть использованы как вторичные ресурсы, незначительны. По этой же причине не везде есть полигоны для переработке мусора — в отдельных частях края это слишком затратно.
Новое законодательство предполагало, что с 2019 года будут действовать региональные операторы по переработке мусора. К этому времени планировали выстроить транспортно-логистические схемы, что требует куда большего отрезка времени, чем был выделен изначально. Поэтому ряд регионов, в том числе и Приморский край, попросили правительство отложить этот вопрос на более поздний срок — до 2021 года.
— Многие приморцы опасаются скачка цен на услугу по сбору и вывозу мусора. Насколько такие тревоги оправданы?
— Цены на уборку мусора, скорее всего, повысятся. Тут главный вопрос состоит в том, насколько это будет оправдано с рациональной точки зрения.
Небольшое повышение тарифа при учете серьезного прогресса в мусоропереработке будет вполне логичным. Значительных скачков в этой области, скорее всего, не будет. Даже если и произойдет какой-то рост, он будет небольшим и постепенным.
— Насколько целесообразно вводить систему раздельного сбора мусора по примеру СССР? Когда собирали бутылки, макулатуру, металлолом?
— Такая система, думаю, будет очень полезна. В Советском союзе цена стеклянных бутылок закладывалась в итоговую стоимость товара. Потом эту тару сдавали на специальных пунктах. Таким образом, люди имели материальный стимул для того, чтобы не выкидывать такую упаковку, а сдавать ее за небольшие, но деньги. Такой же принцип применялся к макулатуре, металлолому. Мне кажется, такую практику нужно возрождать, это правильный и рабочий механизм.
— А как будет участвовать бизнес в системе раздельного сбора? К примеру, производить разлагаемую упаковку, эко-предметы и подобные товары?
— Производство экологичной разлагающейся упаковки, другие природоохранные мероприятия должны поддерживаться не только бизнесом, но и государством. Выстраивание специальных механизмов, направленных на поддержку окружающей среды, должно быть совместным мероприятием. Бизнес, который занимается таким делом, должен получать государственные субсидии, чтобы не работать себе в убыток. У нас же четких схем по такой поддержке пока нет.
Сегодня в Приморье существуют предприятия по переработке автошин и батареек. В примеру, работа с шинами уже на грани того, чтобы стать экономически целесообразной — сейчас резиновая крошка является полноценным продуктом, который используется в качестве покрытия на дорогах и площадках, и в других местах. Есть предприятия, у которых много автотранспорта. У них накапливается большое число покрышек, и, таким образом, они могут передавать их на обработку компаниям, которые заняты в соответствующей сфере.
Кроме того, есть хорошие примеры идей по использованию перерабатываемых отходов. К примеру, проект, который позволяет на 100% использовать имеющийся ресурс по вторичной переработке. Сейчас из области научных исследований этот проект перевели в практическую сферу совместно с компанией «Экомед». В ближайшее время планируется запустить технологическую линию на Лучегорском золоотвале.
— Что можно сказать о необходимости мусорных заводов в крае? Будут ли строиться новые?
— Количество необходимых мусорных заводов зависит от численности населения в каждом регионе. Вряд ли в Приморском крае есть необходимость в установке большого количества таких предприятий. Тут более целесообразно строить мусоросжигательные заводы, как, например, в Германии. То, что перерабатывать вредно или не выгодно, лучше сжигать. Однако, к этому вопросу тоже нужно подходить с умом: так, чтобы не было вредных выбросов в атмосферу, не загрязняло окружающую среду. Для этого нужно наладить хороший очистной механизм, который не позволит проходить выбросам в воздух.
Такой же контроль нужен и за свалками.
К примеру, полигон на Горностае сейчас законсервировали, ведут его мониторинг по количеству вредных испарений. Но нынешних исследований недостаточно. Не стоит забывать, что жизненный цикл полигона не заканчивается на том, что его закрыли и законсервировали.
Нужно наблюдать, как происходит трансформация вещества в этом полигоне. Такой род мониторинга в России пока налажен весьма плохо и работ в этой сфере недостаточно.
А для того, чтобы такой процесс был выгоден всем, нужны доплаты и субсидии фирмам, которые занимаются утилизацией отходов. Бизнес не будет работать себе в убыток, а существующая система поддержки пока что не достаточно отлажена.
Нужно помнить, что все предприятия такого рода должны быть вынесены за городскую черту и иметь довольно широкую «санитарную зону». К примеру, сейчас обсуждается вопрос по строительству в Приморье полигона с опасными отходами. Однако, на расстоянии в 10 километров, согласно требованиям, не должно быть никаких населенных пунктов и жилых построек. Ближайшее место, которое подходит по этим критерием — Спасский район. Это очень далеко, однако, законодательные требования вполне оправданы.
— Каким образом решается вопрос по ликвидации стихийных свалок?
— Пока что этот вопрос проработан плохо. В основном, это разовые акции и мероприятия, которые решают ненадолго лишь малую часть проблемы. Очень много мест в городе, где есть стихийные свалки. Один человек выбросит бумажку или оставит на обочине мусорный пакет, второй это увидит — и бросит свою бумажку или бутылку, положит второй пакет. И, таким образом, образуется куча из мусора и «стихийная» свалка.
Тут нужен общественный контроль, воспитание особого подхода среди самих граждан. Никакой мониторинг «сверху» не сможет решить этой проблемы. Нужно, чтобы к тем, кто мусорит, было соответствующее отношение, неодобрение общества. Пока к таким гражданам отношение нейтральное — ничего не поменяется в общей картине. Возможно, достаточно будет только общественного порицания, чтобы изменить нынешнее состояние.
Вообще, культуру обращения с отходами нужно прививать с детского сада. Старшему поколению трудно объяснить необходимость раздельного сбора — уже слишком сильны сложившиеся стереотипы.
Организовать точку сбора мусора на территории кампуса, с этой точки зрения, очень полезно — тут учатся будущие родители, чьи дети будут с ранних лет видеть пример правильного обращения с отходами. Сейчас общество стало более социально-ответственно, и это заметно. Работа по образованию граждан в этой сфере приносит свои плоды. Люди стали более трепетно относиться к своему здоровью, к окружающей среде. И это, безусловно, очень хорошо.