Тайком на войну: в списках призывников не было фамилии Анастасии Симаковой

11:00 16 мая 2015
3821
0
alt=

У многих ветеранов хорошая память, и то время, несмотря на все трудности, войну, послевоенную разруху они вспоминают как удивительно светлое, потому что люди всегда оставались людьми. Впрочем, если бы было по-другому, Советский Союз не смог бы победить…

Начала с третьего класса

Анастасии Ивановне Симаковой (в девичестве – Кириленко) в этом году исполнился 91 год, но у нее по-прежнему хорошая память, сохранившая много мелких подробностей, и правильная речь, а уж как она рассказывает… Казалось бы, у родившейся в 1924 году в многодетной семье в маленьком селе Андреевка, что в Казахстане, старшей дочки объективно должно быть нелегкое детство. Но почему-то о том, что мама была неграмотной, не работала, а растила детей, что работал только отец и потому жили они очень бедно, Анастасия Ивановна упоминает вскользь. Зато с каким задором она вспоминает, как научилась читать! Однажды папа купил деревянные кубики с буквами и показал их маленькой Насте. Одну букву девочка забыла. В тот момент папа был на работе, и ребенок решил отправиться за помощью к деду. Дело было зимой, малышка оделась, как сумела: влезла во взрослые валенки и пошла. Дома у дедушки оказался папин брат, он-то и сказал ей, какую букву она забыла – «Н». Больше она ее никогда не забывала! И о том, как набрала тогда полные валенки снегу, помнит до сих пор.

– А в первом классе я не была, – весело рассказывает Анастасия Ивановна.

– Отец, механик на МТС, все время на работе, а мама была постоянно занята с младшими. Поэтому я и отправилась первого сентября в школу с соседкой-подружкой, которая пошла в третий класс. Держалась вместе с ней. В школе спросили:

– Девочка, ты новенькая?

– Да, новенькая! – ответила я.

– А сколько тебе лет?

– А сколько Шурке!

 Родители узнали обо всем, только когда после окончания третьего класса я принесла похвальную грамоту за успехи в учебе. Отец тогда ахнул: «Как? В третьем классе?!». Так и пошла вместе с одноклассниками дальше.

А ведь рассказывать эту историю можно по-разному. Можно упирать на то, что старшей недоставало родительской заботы: мол, не только на линейку в День знаний не отвели, но и ничего не узнали о будущей учительнице. Даже не заметили, что ребенок не в первом классе учится! А Анастасия Ивановна помнит только хорошее.

Вместо института – на войну

В 1941 году девушка окончила школу. Она собиралась поехать поступать в Харьков: услышала, что там есть институт, где готовят специалистов по ткацким станкам.

– Хотелось хорошо одеваться, вот и решила пойти учиться делать ткацкие станки, – рассказывает Анастасия Ивановна. – Если создателей ткацких станков будет больше, то и тканей на наряды станет больше, правильно? А шить я умела.

В планы вмешалась война. Как только узнали о вероломном нападении Гитлера на Советский Союз, все выпускники, да и не только они, отправились в военкомат. Много их было, вчерашних мальчиков и девочек, написавших на рюкзаках и вещмешках «Победа будет за нами!» и без колебаний ушедших на фронт.

В военкомате, однако, отобрали проходить медосмотр только мальчиков, девочек отправили домой. Лишь в 1942 году пришла повестка из военкомата и Анастасии Ивановне. Дома никто удерживать не стал, отец был очень горд, что дочка будет служить в армии. Хотя на дворе был не первый год войны, все были уверены, что Красная Армия сметет врага за две недели. Насте собрали смену белья, соседка отдала почти новое сатиновое платье, и отправилась девушка в военкомат на медосмотр, а затем в областной центр – Актюбинск (центр Актюбинской области Казахстана). Призывников на площади было очень много, почти все незнакомые… Анастасия Ивановна не услышала своей фамилии. Знакомые предложили ей отправиться домой, но зря она, что ли, собиралась? Уже когда проехали полпути, сопровождающий офицер спохватился: «Ты откуда такая? В списках нет твоей фамилии!». Но не высаживать же девушку на ближайшей станции, в незнакомом месте – поехали дальше. Прибыли в Спасск-Дальний, дальше пошли пешком в воинскую часть в Воскресенке. Там первым делом всех вновь отправили на медосмотр. Здешний врач, майор Зырянов, возмутился: «Ты как сюда попала? Должны были забраковать по здоровью!»

Тут-то и вскрылось, что в списках призывников не было фамилии Анастасии Симаковой – она сама решила приехать. Добралась после карантина в Вознесенку вместе со всеми, врач велел идти к командиру части, во всем признаваться, потому что служить нельзя, надо возвращаться домой.

– Возвращаться не хотелось, – вспоминает героиня. –  Узнала, что наши парни, отправившиеся воевать, до фронта не добрались – попали под обстрел фашистов… Я и заявила командиру: раз благополучно добралась, то могу пригодиться. Не ехать же обратно! И командир развел руками: «Чтобы тебя отправить, нужно выделять сопровождающего, а у нас каждый человек на счету! Ты послужи пока, мы тебя трогать не будем. Будешь при штабе…»

Анастасия Симакова служила в батальоне аэродромного обслуживания. Фото из архива А.И. Симаковой

Бралась за любую работу

Воинская часть, в которой служила Анастасия Ивановна, была батальоном аэродромного обслуживания под номером 635. Первое время у девушки не было своих обязанностей – но что же, сидеть и смотреть, как другие работают? Хотелось быть полезной, Анастасия все время предлагала свою помощь, заменяла всех заболевших или ушедших в наряд. Заболел начальник продовольственного снабжения – пришлось учиться рассчитывать пайки, заказывать продовольствие. Проверяла горючее на пригодность к полету, отбраковывая негодный бензин. И девчонкам-радисткам помогала, если нужно было заменить человека – словом, за любую работу бралась. Когда начальник продовольственного снабжения заболел, девушке вновь поручили заниматься снабжением, поскольку она уже справлялась с этой работой.

В 1943-м Анастасия Ивановна познакомилась с офицером – своим будущим мужем. Поженились уже после Победы, 27 сентября 1945 года.

– Когда началась война с Японией, наш батальон по тревоге двинулся через Пограничный в Японию, – вспоминает героиня. – Остановились в Маньчжурии, в селе Тайпилин, там был аэродром и дислоцировались три авиаполка, обслуживать которые должен был наш батальон. После капитуляции Японии вернулись в Россию.

Когда завершилась Вторая мировая война, Анастасию Ивановну за участие в боях с японскими захватчиками наградили Почетной грамотой от Верховного главнокомандующего «За отличные боевые действия при разгроме японских захватчиков». Тогда же, 16 сентября 1945 года, она получила и заслуженную медаль «За боевые заслуги». В 1946 году, 27 марта, ее наградили медалью «За победу над Японией», и в 1985 году – орденом Отечественной войны II степени. Похоже, скромничает Анастасия Ивановна, считая, что не нужно хвалиться своими заслугами, поскольку другие сделали больше...

Анна Чалая

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление