Понять, как думал удэге: в селе Красный яр открыли памятник Дерсу Узала

17:35 19 октября 2019
4247
0
alt=

27 сентября в селе Красный Яр — самом сердце национального парка «Бикин»  — состоялось торжественное открытие памятника Дерсу Узала, легендарному проводнику Владимира Арсеньева. Бронзовая скульптура стала выражением благодарности всем проводникам, когда-либо помогавшим исследователям Уссурийского края, а также символом дружбы между народами Приморья. Как создавалась работа, «Приморской газете» рассказал ее автор — скульптор Алексей Степаненко. 

Дерсу Узала (настоящее имя — Дэрчу Очжал) был коренным жителем Приморья. Он увековечен в книгах Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». А также в кинокартине известного японского режиссера Акиры Куросавы. Исследователи полагают, что, создавая литературный образ Дерсу, Владимир Клавдиевич использовал некоторые черты других проводников, с которыми ходил по тайге.


Создавая образ легендарного проводника, приморский скульптор Алексей Степаненко освежил в памяти все перечисленные выше источники, хотя задолго до этого у него сложился собственный образ Дерсу. Вылепив в пластилине эскиз, Алексей предложил свою концепцию памятника заказчику — генеральному директору автономной некоммерческой организации «Центр «Амурский тигр» Сергею Арамилеву. Защитник природы внес некоторые коррективы и посоветовал уточнить детали костюма проводника у главного научного сотрудника Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Анатолия Старцева. 

В такой обуви Дерсу ходил по тайге

— Изначально на ноги Дерсу я «надел» унты, но, по мнению заказчика, такая обувь не вязалась с создаваемым образом проводника. Я отнес пластилиновую модель в институт истории и показал Анатолию Федоровичу. Он согласился, что такая обувь не подходит для памятника, — вспоминает Алексей Степаненко. — После чего он где-то раздобыл настоящие, поношенные чуни и охотничью сумку, чтобы на скульптуре все выглядело точь-в-точь как это было 100 лет назад. Кроме того, в руку Дерсу мы вложили курительную трубку — стандартную китайскую, с удлиненным мундштуком и маленькой чашкой для табака. 

В натуральную величину
После того, как 30-сантиметровый пластилиновый образ Дерсу был утвержден, наступила вторая часть изготовления памятника — в полный размер из глины. На это ушел целый месяц кропотливого труда. И 200 килограммов скульптурной голубой кембрийской глины, добываемой в Ленинградской области.

Памятник уже готов, но пока еще в мастерской

— Я не стал его изображать мудрым старцем, сидящем на камне. На момент встречи с Арсеньевым ему было 54 года и, судя по фотографиям и рассказам, он не был немощным стариком. Наоборот, совершал пешие переходы по тайге с огромной понягой за спиной. То есть он достаточно бодро себя чувствовал и выглядел, — рассказал скульптор. — Мой Дерсу словно снова идет по лесу и ведет за собой людей. Он хорошо знает местность, поэтому расслаблен и курит трубку. И вдруг увидел след тигра: остановился на секунду и где-то в стороне услышал шорох. Теперь он сосредоточен и очень внимателен. Такой вот сюжет.   

Натура с четвертью
На отливку памятника в металле ушло еще около 2 месяцев. Этот процесс выполняют сразу несколько человек. 

Справка ПГ
Алексей Степаненко работает скульптором как индивидуальный предприниматель. Пока не наступили холода, его можно застать за оформлением парка развлечений на Набережной Спортивной гавани.
Созданием скульптур занимается с детства, учась в школе, неоднократно выигрывал различные конкурсы, для которых лепил из пластилина различные фигурки и барельефы. Повзрослев, увлечение не бросил и пошел учиться на инженера-архитектора в технический университет (сейчас ДВФУ). Полученные в вузе знания позволили заняться любимым делом на профессиональной основе.
В самом центре Владивостока (на выходе из цветочного Пассажа) туристы невольно замирают, увидев барельефы киношного Чужого и Хищника. Обе работы также вышли из-под штихеля Алексея Степаненко.

— Нужен технолог холодной формы, которая делается из кварцевого песка, и как минимум два литейщики, причем это должны быть профессионалы высокого уровня. Иначе скульптура будет безнадежно испорчена, я видел это не раз, — отметил Алексей Степаненко. — Но наибольшая часть работы ложится на скульптора, потому что нужно следить за всеми процессами, контролировать их и консультировать специалистов, как выбрать толщину воска, какой вязкости должен быть металл и что нужно делать, чтобы на памятнике не появились «раковины».  

Рост Дерсу Узала решили сделать 160 см, а поскольку памятник создан размером «натура с четвертью», то фигура получилась двухметровой. Но проводник не кажется таким высоким, потому что, находясь в движении, он как бы немного присел и наклонился вперед. 

Теперь автор скульптуры мечтает воплотить в металле образ самого Владимира Арсеньева, памятник которому уже давно хотят поставить во Владивостоке.

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Голосование и опросы

Природное достояние: в каких заповедниках Приморского края вы бывали?
05.11.2019 — 19.11.2019
В нацпарке «Земля леопарда»
14%
7/49
В Дальневосточном морском биосферном заповеднике ДВО РАН
12%
6/49
В нацпарке «Бикин»
4%
2/49
В нацпарке «Зов тигра»
6%
3/49
Ханкайский заповедник
0%
0/49
Уссурийский заповедник имени В. Л. Комарова
4%
2/49
Бывал(а) во всех заповедниках — очень интересуюсь красотами Приморского края
8%
4/49
Не был нигде и не планирую
51%
25/49

Добавить объявление