Подземелья Владивостока стали броскими точками на туристической карте Приморья

10:08 21 апреля 2019
1007
1
alt=

Столица Дальнего Востока — город строго вертикальный. Улицы, повторяя океанский прибой, стремятся вверх и круто падают вниз, но это та плоскость, которую видят все. А есть еще один Владивосток, горизонтальный и таинственный, тот, что проходит под наземной частью города. Форты, береговые батареи, бункеры, тоннели и даже подземные заводы, скрытые под скалами и асфальтом, с каждым годом становятся все популярнее в среде туристов, в том числе и иностранных. Японцы, корейцы, немцы, французы, англичане... Путешествия в недра Владивостока становятся признаком хорошего тона среди тех, кому интересна история форпоста России на Тихом океане.

Куда идем?

Ответ на этот вопрос очевиден: под землю. Здесь скрыты переходы, которые манят своей таинственностью. Про подземный Владивосток сочинено огромное количество мифов. «Знатоки» рассказывают про подводный тоннель на Русский. Есть очевидцы, которые видели таинственную красную плесень в недрах под бывшим административным корпусом ДВГУ на Суханова (ранее там располагалось НКВД), а особо отчаянные уверяют, что в подземельях Владивостока спрятаны сокровища адмирала Колчака.

Впрочем, как говорят диггеры, за всю историю своих спусков под землю ничего подобного они не находили.

— Именно невероятные мифы и легенды о подземельях Владивостока и потянули меня и моих друзей в конце 90-х в скрытое сердце города. Хотелось их (мифы) проверить, доказать или опровергнуть, — говорит председатель владивостокского диггер-клуба Артур Романенко. — Впрочем, вынужден разочаровать: тоннель на остров Русский не существует в реальности и даже не проектировался. У нас в городе много объектов в земле или в скале, но достоверно известно лишь о двух соединениях между разными сооружениями — это форт № 10 и 982-я батарея на острове Русский и знаменитый объект № 1 МПВО в горе Почтовая, сооруженный фактически из трех разных объектов. Сокровищ и всяких страшных монстров за 20-летнюю историю нашего диггер-клуба мы тоже в подземке не встречали, как и призраков и прочих мифических созданий.

Диггеры
 

Артур Романенко:
Все объекты крайне интересны и являются показателем того, насколько история Владивостока связана с историей всего мира: как холодная война, или Русско-Японская война, например, отразились на обороноспособности краевого центра и векторе его развития. И такие вещи знать важно, чтобы уметь проследить закономерности и сделать правильные выводы.

Именно диггер-клуб стал одним из основоположников моды на изучение подземной истории Владивостока.

Интересующихся необычными страницами истории приглашают в заброшенные подземелья спецсооружения, известного как объект № 1 для штаба МПВО, командных пунктов крайкома ВКП(б) и убежище НКВД под центром столицы Приморья.

— Путь занимает несколько сотен метров в полной темноте, с фонариками в руках, под скалой глубиной от 6 до 40 м от поверхности. Гости нашей экскурсии узнают факты из истории Владивостока, увидят условия, при которых глубоко в недрах горы работали высшие чины партийной элиты города и края, офицеры штабов, связисты, — рассказывает Артур Романенко.

Кто ходит?

Экскурсии под землю пользуются популярностью как у жителей, так и у гостей города. Ходят все: и дети, и пожилые, и новобрачные, и приезжие. Кстати, в 2019 году количество русскоговорящих гостей подземного Владивостока вновь начинает приближаться к докризисным показателям.

— Наиболее востребованы наши экскурсии были в 2012-2013 годах. В принципе, это вполне объяснимо: тогда в городе на федеральных проектах работало большое количество приезжих из других регионов России, — вспоминает председатель Владивостокского диггер-клуба. — Естественно, что в свободное от работы время им было интересно узнать историю города, в котором они вынуждены проводить длительное время. Дополнительным фактором, привлекающим на наши объекты русскоговорящих туристов, была мода на посещение Владивостока.

Но уже с 2014 года этот поток пошел на спад. Дело в том, что после присоединения Крыма и проведения Олимпиады в Сочи именно эти регионы стали в центре капризной туристской моды. Но на смену русским туристам пришли иностранцы. Сейчас походы в подземный Владивосток крайне востребованы у гостей из Азии и Европы.

— По статистике нашего клуба, я могу говорить только о наших гостях — экскурсии на форты и подземные сооружения крайне востребованы у жителей Японии и европейских стран. Практически не ходят китайцы — это не их история. Редко посещают туристы из Южной Кореи, но тут больше политика турфирм именно этой страны, возможно, они не готовы водить своих соотечественников на бывшие военные объекты. Хотя те корейские туристы, которые самостоятельно приходят на наши экскурсии, остаются более чем довольны, — рассказывает Артур Романенко.

Кстати, сам спуск под землю требует определенной экипировки, о чем всегда предупреждают гостей. Дело в том, что часто на самих объектах прохладно: примерно +12 градусов и сырой воздух. Кроме того, гостей водят не по музейным помещениям — многие сооружения заброшены, а из-за действий мародеров интерьеры местами неприглядны.

— Да и показываем мы не все объекты целиком, а только те части, которые безопасны для людей. Дополнительно даем рекомендации, как одеться в поход: необходима спортивная обувь, без каблуков, а иногда — теплая одежда и шапка, — говорит Артур Романенко.

Куда пойдем?

1. Форт № 3 им. Екатерины Великой.
Как говорят сами члены диггер-клуба, это увлекательный военно-исторический маршрут. Сам объект — один из уникальных в мировом масштабе с точки зрения фортификационного искусства и военного зодчества фортов Владивостокской крепости. Форт расположен в пригороде Владивостока (Дальхимпром), в 45 минутах езды на машине от центра. Кстати, в холодное время года в тоннелях форта иногда можно встретить спящих летучих мышей, отмечают диггеры.

— Самое впечатляющее для гостей экскурсии — это, конечно же, путешествие по тоннелям и галереям форта на глубине до 20 м от поверхности, протяженностью от 1,3 до 1,5 км (в зависимости от времени года). Экскурсовод расскажет, как строились, освещались и прогревались тоннели, как боролись с их затоплением и как собирали воду для питья, — рассказывает глава клуба Артур Романенко.

Участникам маршрута также предложат посетить остатки фундамента станции подвесной канатной дороги 1911-1914 годов.

2. Остров Русский (форт № 9 Владивостокской крепости и береговая батарея № 982 Тихоокеанского флота).

Это военно-историческая автомобильно-пешая экскурсия на южный рубеж обороны Владивостока — остров Русский. В программе маршрута исследование одного из самых красивейших объектов Владивостокской крепости и самого большого военно-исторического объекта на всем острове Русский — форта № 9 имени Князя Рюрика. Программа экскурсии предполагает подробный осмотр внушительных бетонных укреплений форта, глубокого рва, каземата для артиллерии и пулеметчиков. Путешествие занимает порядка 1 километра по подземным потернам и галереям, а также заезд на заброшенную батарею № 982 (здесь сохранились очень редкие орудийные установки МО-1-180, в мире таких осталось всего пять). Обычно маршрут длится пять или шесть часов вместе с дорогой.

Кстати, интерьеры форта прекрасно сохранились до наших дней благодаря малопосещаемости объекта в советское время и труду квалифицированных строителей.

3. Форт № 7 им. Цесаревича Алексея.
Легкая по прохождению военно-историческая экскурсия по бетонным укреплениям и большим подземельям форта № 7 Владивостокской крепости.

Объект находится в пригороде Владивостока, на вершине сопки имени инженера Торопова, которая располагается в 2 км от остановки транспорта «Фабрика «Заря». Экскурсии на этот объект проводят круглый год, почти в любую погоду.

Форт под номером 7 носит имя наследника престола — Цесаревича Алексея. Он строился в составе Северной линии обороны Владивостокской крепости согласно проекту августа 1910 года. Строительство началось в сентябре 1910 г. и длилось до начала Октябрьской Революции. Из-за нее и последующей гражданской войны постройка форта не была окончена и застопорилась навсегда на отметке около 95% от проекта.

4. Форт № 4 Владивостокской крепости (им. Императора Александра I Благословенного).

Экскурсия проводится в форме военно-исторического похода — пешком порядка 4,5 км по пересеченной, но легкопроходимой лесистой местности и по подземным галереям и потернам. Продолжительность маршрута — пять часов. Форт № 4 в плане визуального восприятия выгодно отличается от других доступных фортов Владивостокской крепости увеличенной высотой бетонного бруствера. Это инженерное решение может напомнить конструкцию южноамериканских ступенчатых пирамид древности. Также форт интересен наличием и хорошей сохранностью редкого типа подземелий — тоннельных казарм, в которых до недавнего времени располагался защищенный узел связи командного пункта Тихоокеанского флота.

Фото: Артур Романенко

 

Ольга Ильченко

Комментарии

Дмитрий

23 апреля 2019, 07:03
Диггерам Владивостока моё почтение! Если бы не вы, то все эти объекты мародёры давно растащили бы на куски. А подземелья действительно впечатляют. Бродил по ним и сам и в составе ваших экскурсий. Спасибо за вашу работу.

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
10.06.2019 — 24.06.2019
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
69%
20/29
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
10%
3/29
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
21%
6/29
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
0%
0/29

Добавить объявление