Надежда Артемьева: «Храмовый комплекс чжурчжэней открыл новую страницу в истории Приморья» 

09:19 03 ноября 2019
3315
0
alt=

Серьезное научное открытие совершили приморские археологи в Ханкайском районе. Впервые был обнаружен храм XII века. Культовое строение чжурчжэни возвели в 10 км от озера Ханка, на месте нынешнего села Первомайское. Что смутило ученых в древней архитектуре и захоронениях, а также о том, как чжурчжэни помогли современным археологам, «Приморской газете» рассказала заведующая сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Надежда Артемьева.

Кстати
Экспедиция провела на раскопках храмового комплекса более 80 дней. Так долго на одном месте археологи обычно не задерживаются. Но в этот раз было слишком много загадок, чтобы бросить все и уехать.    


Находка была сделана благодаря внимательному изучению снимков со спутников и Гугл-карт младшим научным сотрудником ИИАЭН ДВ Сергеем Макиевским. Именно он обратил внимание на возвышенность правильной геометрической формы — под землей явно находилось рукотворное строение. Съездив на место, ученый убедился в справедливости своих догадок и даже привез оттуда черепки. А в начале июля в Первомайское отправилась научная экспедиция. По словам Надежды Артемьевой, перед раскопками дальневосточные ученые терялись в догадках, что они найдут: храмовый комплекс или административный? 

 

Сохранилось немного  
— Площадь раскопок вышла немалой: 1200 квадратных метров, ведь кроме основного здания, размером 80х80 метров в комплекс входили строения поменьше, все они были обнесены земляным валом и окружены широким рвом, — рассказала заведующая сектором средневековой археологии. — Но самое главное, что этот объект стоял особняком на самой высокой точке мыса протекающей здесь реки, и вокруг него не было никаких поселений. С таким строительством мы столкнулись впервые, что еще сильнее подогрело наш интерес к объекту исследований. Когда мы сняли дерн и верхний слой земли, то обнаружили крышу храма. Мы сразу определили, что это культовое строение возвели чжурчжэни на рубеже XII-XIII веков. А вот к какой конфессии относится этот храм, мы до сих пор не определились.
Как пояснила Надежда Артемьева, изначально археологи решили, что нашли буддийский храм. По крайней мере, он был сооружен по канонам этой религии: углы здания сориентированы по сторонам света, деревянные стены были установлены на полутораметровой насыпной платформе, черепичную крышу удерживали семь колон, каждая из которых была установлена на каменной подставке.  

— Крыша была очень тяжелая, весила несколько тонн, поэтому, чтобы она не продавила само здание, использовали колонны. Это было очень красивое здание. Кроме привычных украшений, на крыше располагалось несколько драконов, а балки наверху держала голова еще одного, — уточнила археолог. — У чжурчжэней были храмы, посвященные и горам, и рекам, и просто большим водоемам. Поэтому здесь мы надеялись найти подтверждение тому, что храм был построен в честь озера Ханка. Ведь оно представляло большой интерес для людей еще в древности. Но внутри здания нас ждало разочарование. Мало того что весь периметр храма был изрыт барсучьими норами, так еще и люди порылись в самом центре, видимо, в поисках чего-нибудь ценного. Произошло это в XIX веке, еще до прихода сюда русских — в то время здесь располагались корейские и китайские поселения. 
В советское время из храмового комплекса исчезли плоские камни, служившие основанием для колонн. А уже потом его обжили барсуки. К счастью, этих животных семейства куньих не интересовали древние артефакты, поэтому ученые смогли найти много интересных вещей, включая нефритовое кольцо, служащее кому-то оберегом. Находки навели ученых на мысль, что храм был все-таки не буддийским, просто чжурчжэни проводили в нем ритуалы и свои, и во имя Будды. 

 

Храмовое окружение 
Когда археологи провели раскопки галереи, расположенной рядом с храмом, то обнаружили там хозяйственные постройки, административные здания, и пришли к выводу, что весь архитектурный ансамбль был хорошо продуман.   
— Храмовый комплекс был обнесен небольшим валом и окружен рвом, глубиной около двух метров и шириной полтора метра. И когда пошли дожди, мы наглядно убедились, что он действует до сих пор. Вода стекала с сопки и заполняла ров. Таким образом, дренаж, созданный еще в XII веке, свою функцию выполняет и в наши дни. Благодаря рву все постройки оставались сухими, точнее, не затоплялись, — отметила Надежда Артемьева. — Я уже неоднократно повторяла, что если бы наши предки, осваивающие Приморье, приглядывались, как селились здесь местные народности, то у нас не было бы подтоплений населенных пунктов после тайфунов. Причем это актуально и в наши дни. После того как в Уссурийске разрушили валы древнего города на улице Агеева, где в средние века был ров, город стало затапливать. Теперь на месте древнего вала будут устанавливать дамбу. Хоть и поздно, но опыт предков все же учтен, и город перестанет «плыть». 
Под конец экспедиции ученые сделали неожиданное открытие: перед входом в храм были обнаружены три кургана. В одном из них археологи нашли недостающие части драконов с крыши храма. То, что крыша рухнула в результате пожара, ученые установили сразу, но терялись в догадках, почему от драконов остались лишь отдельные фрагменты? Теперь нужно искать ответ, зачем чжурчжэни закопали их осколки в кургане над могилой явно перезахороненного человека? Есть надежда, что ответ найдется в двух оставшихся курганах.
Сделанные археологами открытия в дальнейшем дадут возможность больше узнать о заселении Ханкайского района, история которого пока мало изучена — сказывается отдаленность от краевого центра.

С младых ногтей
Большую радость сотрудникам Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока доставил проявленный местными жителями интерес к раскопкам, в частности к истории родного края в целом. Практически каждый день к храмовому комплексу приходили новые люди, чтобы посмотреть на остатки древнего храма и узнать немного о чжурчжэнях. Благодарные слушатели делились информацией об увиденных ими в округе прямоугольных возвышенностях, камнях правильной геометрической формы и даже о найденной ступе.
— Благодаря этим рассказам мы собрали много информации, которая нам пригодится для дальнейших исследований, — порадовалась заведующая сектором средневековой археологии. — Было приятно то, что в этом году в раскопках нам вновь помогали старшеклассники и кадеты из Артема, а также школьники из Воздвиженки. С началом учебного года к нам потянулись организованные экскурсии школьников Ханкайского района. Мы почувствовали себя очень востребованными. Хочу выразить большую благодарность администрации района за проявленное внимание.
Храмовый комплекс сейчас представляет собой музей под открытым небом. Пользуясь этим, жители села Первомайское теперь сами проводят экскурсии для своих друзей и заезжих туристов. 
В заключение беседы Надежда Артемьева посетовала, что хозяйственная деятельность в Уссурийском городском округе может уничтожить чуть ли не самый главный памятник истории Приморского края — Краснояровское городище. В свое время это была Верховная столица чжурчжэньского государства Восточное Ся. Других сохранившихся столиц в Приморье просто нет. На месте городища можно построить музей археологии, рассказывающий о Золотой империи чжурчжэней. Экспонатов и информации о ней собрано предостаточно. Именно так поступают соседи в Поднебесной, когда находят даже маленькое городище чжурчжэней. Более того, стараются каждое из них внести во Всемирное наследие ЮНЕСКО.  
 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление