Марина Шемилина : «Уссурийск вновь обогнал Владивосток в бизнес-рейтинге»

09:58 20 апреля 2019
1466
0
alt=

Лучший климат для ведения бизнеса в Приморье создан в Уссурийском городском округе. Это следует из рейтинга муниципальных образований по созданию благоприятной деловой среды. Анализ бизнес-климата в муниципалитетах аппарат уполномоченного проводит в третий раз. Подсчет данных происходит по пяти основным показателям — это экономический блок, административные барьеры, взаимодействие бизнеса и власти, контрольно-надзорный прессинг, анкетирование предпринимателей.  О том, где в Приморье лучше всего вести бизнес, «Приморская газета» узнала у бизнес-омбудсмена края Марины Шемилиной.

— Марина Анатольевна, вы третий раз проводите рейтинг бизнес-климата в районах края. Расскажите, какова его значимость?

— Рейтинг является реальным механизмом улучшения условий ведения бизнеса в муниципалитетах.  Я много езжу по краю и вижу, что в разных районах предприниматель живет по-разному. Где-то ежегодные конференции для местного бизнеса проходят постоянно,  где-то  — встречи бизнес-сообщества  с властью  случаются лишь после моего приезда. Эту ситуацию необходимо менять, ведь от того, как живется предпринимателям в отдельных районах, зависит социальная и экономическая стабильность во всем регионе. 
Наш рейтинг характеризует состояние деловой среды в каждом муниципалитете, он должен мотивировать глав  начать соревнование за предпринимателя и инвестиции. Ведь активность бизнеса напрямую зависит от действий руководителя района и его команды. С помощью нашего рейтинга  глава каждой территории может узнать показатель своего муниципалитета, сравнить его с данными «соседей». Руководители  могут обратиться за консультацией в наш аппарат по конкретному блоку. Некоторые главы в прошлом году звонили, интересовались. Несмотря на то, что мы делаем рейтинг третий год подряд, это все равно новый механизм  для муниципалитетов и пока, к сожалению,  не все понимают ее значимость.
Кроме  этого, исследование помогает выявить проблемы, с которыми сталкивается бизнес-сообщество, и проработать варианты  исправления ситуаций совместно с местными властями.

— Расскажите подробнее про показатели, на основании которых происходит оценка  муниципалитетов?

— У нас всего четыре главных показателя. Первый — экономический блок. Он характеризует уровень развития и поддержки бизнеса. Второй блок — «взаимодействие  с  бизнесом» — отражает  открытость  власти  предпринимательскому  сообществу. Оценивается он по пяти внутренним данным, среди которых -  наличие документов, регулирующих проведение процедуры оценки регулирующего воздействия, количество встреч главы муниципалитета с бизнес-сообществом.
Третий блок — «административное давление». В нем отражается динамика показателей,  улучшение которых направлено на снижение административных барьеров. Это может быть снижение сроков выдачи разрешений на строительство или  на  оформление земельных участков.  Так же учитывается наличие схемы нестационарных торговых объектов (НТО) — небольших ларьков и палаток, в том числе доля таких объектов, которые муниципалитет предоставил в пользование местным производителям. 
Четвертый блок —  «контрольно-надзорный прессинг» отражает количество судебных исков, по решениям которых  действия  должностных  лиц  признаны  незаконными. Также отражает количество  правовых актов, нарушающих  права  и  интересы  предпринимателей,  количество  проверок, суммы начисленных и взысканных штрафов.

Последний блок «анкетирование» позволяет получить от бизнеса оценку состояния  предпринимательского  климата  в  муниципалитете. 

— Тройка лидеров рейтинга в этом году осталась неизменной, но в общем перемены мест произошли.

— Да, тройка лидеров не изменилась. Первую строчку хоть и с небольшим снижением показателей, по
сравнению с прошлым годом, оставил за собой Уссурийский ГО. На втором месте — Владивостокский ГО, тройку лидеров замыкает Арсеньевский ГО.

— Почему Владивосток на втором месте? Разве не ему нужно быть лидером?

— Конечно, он должен быть лидером. Я думаю, что Владивосток назад тянет несколько параметров,  и  один из них — анкетирование. Это субъективный показатель и свою долю в рейтинге он все равно имеет. Владивостокские предприниматели очень требовательны, у них достаточно повышенное ожидание, а в муниципалитетах бизнес проще. Во Владивостоке больше проблем с землей, арендой недвижимости, чем в муниципалитетах.
В столице Приморья бизнес мало чем можно удивить. Например, если для Пограничного района конференции — это большое событие, то во Владивостоке они проходят очень часто.

— Как рейтинг может влиять на ситуацию в муниципалитетах?

— К сожалению, пока для большинства глав — это просто констатация факта, но мы уже ни один год ведем работу, чтобы рейтинг стал реальным механизмом. Нами предложено поднять его статус и чтобы по результатам рейтинга принимались какие-либо управленческие решения не только на муниципальном уровне, но и на краевом. Например, муниципалитеты с хорошей динамикой можно поощрять в виде различных преференций, может даже отчислений в бюджеты..

— Ваша команда проводит рейтинг третий год подряд исключительно силами аппарата уполномоченного. Каким вы видите будущее вашего рейтинга? 

— В итогах этой работы есть большой потенциал. Как я уже сказала, мне хотелось бы поменять статус рейтинга. Сделать его не просто рейтингом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморье, а поднять его на губернаторский уровень. Повышение уровня нужно для того, чтобы органы местного самоуправления активно работали над исправлением ошибок и думали об улучшении бизнес климата. Если использовать результаты этого рейтинга с умом, то мы реально можем сдвинуть с мертвой точки ситуации в муниципалитетах, особенно там, где в развитии предпринимательства есть отрицательная динамика или где ее вообще нет.

— В этом году внедряется Муниципальный инвестиционный стандарт (разработанный Инвестагентством), который также будет делать срезы предпринимательского климата в районах. Возможно, что в будущем он объединится с вашим рейтингом? 

— Конечно. Это не возможно, это нужно делать. Нужно делать единый рейтинг с учетом данных муниципального стандарта и достижений районов по реализации дорожных карт, которые они уже разработали.
У нас есть задача помочь муниципалитетам выяснить слабую точку и преодолеть трудности, которые есть. Многим своим коллегам из других регионов я направляю нашу практику для тог чтобы они у себя могли делать такие проекты.
Стоит отметить, что сбор данных — это большая нагрузка, которая ложится на плечи муниципалитетов. 
Мне кажется, что должна быть унифицированная система сбора информации. В этом смысле введение муниципального стандарта как раз поможет упорядочить работу. Он даст кальку, на которую накладываются данные.
Снять нагрузку по сбору данных нужно и с бизнеса — многих предпринимателей уже замучили разными опросами. Я предлагаю создать единую анкету и делать срезы мнений раз в полгода. Плюсы такого подхода в том, что можно будет тщательнее продумать вопросы, увеличить выборку среди предпринимателей. Главное, с умом использовать цифры, которые получаются в результате. 

Ксения Курдюкова

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление