Как Приморье встраивается в международную транспортно-логистическую систему перевозок

17:56 30 августа 2017
2667
0
alt=

На III Восточном экономическом форуме обсудят развитие  международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2». Они обеспечивают кратчайший путь к морским портам на юге Приморья северо-восточным китайским провинциям Хэйлунцзян и Цзилинь, улучшают логистику и сокращают сроки транспортировки грузов в Японию, Южную Корею и другие страны региона, между которыми идет активная торговля. Российской стороне это дает возможность зарабатывать на транзитных перевозках. Подробности — в материале «Приморской газеты».

Шаг за шагом

Мнение
Первый вице-губернатор Приморского края Василий Усольцев:
— Модернизация международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» — один из важнейших макроэкономических проектов всего Дальнего Востока, позволяющий реализовать его транзитный потенциал, стать по-настоящему интегрированным в экономику АТР регионом и, что немаловажно, зарабатывать на этом. Еще один плюс — развитие транзита неизбежно повлечет совершенствование всех видов перевозок в крае и в целом по стране, обеспечит дополнительные доходы в краевой бюджет и новые рабочие места для приморцев.

Консалтинговая компания McKinsey подготовила финансово-экономическую модель формирования приморских МТК. Правительство России утвердило в декабре 2016 года концепцию их развития. Документ предусматривает модернизацию приграничной инфраструктуры, включая строительство и расширение портов, пунктов пропуска, автомобильной и железнодорожной инфраструктуры. Также предусмотрено значительное упрощение приграничных процедур для транзитных грузов с российской и китайской стороны. Проекты хорошо вписываются в договоренности глав государств РФ и КНР о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
4 июля текущего года в Москве глава Минвостокразвития Александр Галушка и председатель Госкомитета КНР по развитию и реформе Хэ Лифэн подписали меморандум о сотрудничестве в области развития МТК «Приморье-1» и «Приморье-2». На церемонии присутствовали президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпинь. Стороны договорились оказывать содействие в развитии инфраструктуры МТК, поддерживать строительство логистических парков и стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции.

От слов — к делу
Власти совместно с бизнесом работают над совершенствованием транспортной инфраструктуры и административных процедур. Сделано немало.
Идет расшивка узких мест на подходах к портам и создание новых перегрузочных терминалов. Одно из инфраструктурных ограничений в крае — нехватка современных автотрасс, сдерживающий фактор — прохождение дорог через населенные пункты. Для увеличения пропускной способности МТК «Приморье-1» краевые власти строят альтернативную существующей дорогу Владивосток — Находка — порт Восточный. Она проложена в обход Артема, Штыково, Шкотово и Смоляниново, чтобы обеспечить скоростной проезд из Владивостока до Большого Камня, в том числе к судостроительному комплексу «Звезда» и жилым микрорайонам. В августе 2016 года был сдан в эксплуатацию первый 18-километровый участок автотрассы, в феврале 2017-го началось сооружение второго, его протяженность — 25 километров.
Также администрация края ведет с привлечением средств федерального бюджета реконструкцию регионального  участка автодороги Уссурийск — Пограничный — госграница. Дополнительно рассматривается возможность строительства дальнего северного обхода Уссурийска и Михайловки, чтобы вывести транзитный транспорт с улиц города на федеральную трассу Хабаровск — Владивосток. Его ориентировочная протяженность — около 22,5 км.
 Важнейший элемент МТК «Приморье-2» — дорога от госграницы до порта Зарубино протяженностью 71 км и нуждающиеся в кардинальной реконструкции региональные дороги: Краскино — госграница,  Раздольное — Хасан, Раздольное — Хасан — Зарубино и строительство обхода Краскино. Их предстоит расширить до четырех полос, усилив дорожное полотно для проезда большегрузов. В рамках Концепции рассматривается вариант строительства параллельной платной автодороги.
— Реализация проектов МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» принесет Приморью и Китаю большой экономический и социальный эффект. Чрезвычайно важно, чтобы развитие транспортных коридоров было синхронизировано с развитием пограничных пунктов пропуска. Надеюсь, что с передачей полномочий по их развитию на уровень Минтранса эта работа ускорится, — отметил губернатор Владимир Миклушевский.

Не  трассой единой
Железная дорога — одно из важнейших звеньев приморских транспортных коридоров. К 2020 году для увеличения ее пропускной способности и улучшения перевозок на Дальнем Востоке будет построено 514 км новых железнодорожных линий и дополнительных главных путей. РЖД также установлены понижающие коэффициенты к действующему тарифу на групповые отправки и контейнерные поезда по МТК «Приморье-1». Для транзитных контейнерных поездов время в пути по территории России — не более 13 часов.
Не менее важный элемент транспортных коридоров — морские порты. Большие надежды возлагаются на расширение мощностей порта в бухте Троицы (Зарубино). Здесь планируется построить контейнерный, зерновой, глиноземный и универсальный терминалы. Проект продвигают группа «Сумма» и группа инвесторов, в том числе из КНР. Объединенная зерновая компания завершила изыскательские работы для строительства зернового терминала и разработку проектной документации: мощность первой очереди —10 млн тонн в год. Терминал в Зарубино включен в схему территориального планирования в области федерального транспорта, здесь действует режим свободного порта, с налоговыми льготами и административными преференциями.

Транзиту — зеленый свет
Привлекательность приморских транспортных коридоров значительно повысил закон «О свободном порте Владивосток». С 1 октября 2016 года морские пункты пропуска Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино и железнодорожный пункт пропуска Пограничный работают круглосуточно.
При прохождении контроля на границе действует режим «одного окна», предварительное электронное декларирование товаров, «зеленый коридор» для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и режим свободной таможенной зоны для резидентов.
— С 2016 года ДВТУ проводит ежемесячный мониторинг работы МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» — от прибытия до отправки грузов, — сообщил начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин. — Отмечу значительное увеличение веса перевезенных товаров: в первом полугодии 2017 года оформлено 262 транзитные декларации на товары общим весом 5,2 тысячи тонн, что в 12 раз больше, чем за тот же период 2016 года. Декларирование грузов проходит в электронной форме, среднее время оформления транзитной декларации — 38 минут, что в полтора раза быстрее, чем в прошлом году.
Для стимулирования перевозок по приморским коридорам и сокращения времени доставки транзитных грузов из КНР правительство своим постановлением, подписанным в июне 2017 года, определило перечень железнодорожных пунктов пропуска на границе, через которые грузы будут следовать в определенные морские пункты пропуска, где и станут проходить процедуры таможенного оформления. По МТК «Приморье-2» — через Махалино в пункты пропуска «Зарубино» и «Посьет», по МТК «Приморье-1» — через Пограничный в пункты пропуска «Восточный», «Владивосток» и «Находка».
Подготовка межправительственного соглашения между Россией и Китаем о развитии этих транспортных коридоров находится на финальной стадии. Как только оно будет подписано, начнется формирование совместной управляющей компании, которая займется решением оперативных вопросов.

Справка:
Потенциал грузовой базы МТК «Приморье-1» и МТК «Приморье-2» — 45 млн тонн в год, суммарный объем инвестиций – около 300 млрд рублей, срок окупаемости —10 лет, доходность —10 % годовых. Приморье готово заключить с партнерами концессионное соглашение, предусматривающее возврат инвестиций и дивиденды от дохода. Такая финансовая модель была одобрена правительством РФ. Экономический эффект для Приморского края — ежегодный прирост ВРП на 4−5 процентов и создание более трех тысяч новых рабочих мест, экономия от перевозки грузов для китайской стороны составит, по оценке компании McKinsey, около $700 млн. Сейчас транспортная инфраструктура обеспечивает около 20 % валового регионального продукта Приморья



 

Ирина Дробышева

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление