Хамство является комплексным феноменом, который отрицательно сказывается на психическом состоянии как тех, кто подвергается унижению, так и тех, кто проявляет агрессию. Психолог, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общепсихологических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета Руслан Кадыров рассказал, что главной целью хамства является установление психологической иерархии и достижение превосходства за счет унижения других.
По словам эксперта, психологические причины хамства могут быть связаны с низкой самооценкой, эмоциональной реакцией, желанием контроля и власти, завистью и ревностью, недостатком эмпатии и влиянием социального окружения.
— Хамство может быть использовано в качестве средства манипуляции и давления на других людей для достижения своих целей. Оно может служить механизмом защиты, реакцией на страх и неуверенность, а также способом отвлечения внимания от своих собственных недостатков, — подчеркнул Руслан Кадыров.
По результатам исследования, проведенного социологическим агентством «Вебер», установлено, что почти все россияне (89%) так или иначе сталкиваются с хамством. Кроме того, 92% россиян считают себя воспитанными, при этом обратной позиции придерживаются только 4%.
— В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Приятно осознавать, что грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета, — отметила руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
Для большинства опрошенных хамство — это неуважение, безразличие и высокомерие по отношению к людям, применение оскорблений и унижений с переходом на личности, вызывающее, грубое и провокационное поведение.
По мнению респондентов, в первую очередь воспитанного человека характеризуют вежливость и доброжелательность к другим, а невоспитанного — неуважение к окружающим.
Данные социологического агентства «Вебер» — проекта АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 11 марта 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 400 россиян старше 18 лет.
Карикатура — журнал «Крокодил» №14 (1965 год)