Герман Зверев: «Рыбопромышленная отрасль переживает инвестиционный рывок»

16:34 12 сентября 2019
884
0
alt=

Рыбодобывающий комплекс априори является ведущим для Дальнего Востока. Последние годы государство предпринимает шаги по возрождению отрасли. Совсем недавно произошла смена принципа распределения крабовых квот, утверждена стратегия «где ловим, там и строим». Какие еще проблемные точки отрасли удалось оздоровить и какие перспективы ждут рыбную промышленность Дальнего Востока, «Приморской газете» рассказал президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев.

— Герман Станиславович, каково в общем состояние отрасли по Дальнему Востоку?
— Есть много перспектив, над которыми надо работать. Есть инерция мышления работников отрасли, которую предстоит еще преодолевать. Предприятиям надо больше вкладываться в строительство, в продвижение рыбопродукции на внутренний рынок, в маркетинг.

— А чего еще не хватает отрасли для эффективного развития?
— Пока еще объем готовой продукции на внутреннем рынке недостаточен.

В 2018 году мы выпустили 157 тысяч тонн филе, 110 тысяч тонн консервов и пресервов, 126 тысяч тонн продукции в готовом ассортименте. Объективно — этого мало, надо наращивать объем.

Еще одна проблема: перевозка мороженой рыбы поездами без соблюдения температурного режима. Естественно, что качество продукции от этого страдает. И последнее, надо каким-то образом корректировать размер розничной наценки. Она составляет от 40 до 80 % к отпускной цене продукции по разным видам. И пока мы наценку не снизим, говорить об увеличении объемов продаж не приходится. Люди просто не могут позволить себе покупать рыбу выше определенной цены.

Досье
Зверев Герман Станиславович
Президент некоммерческой организации «Всероссийская ассоциация
рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ)».
Президент некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая».
Член Правления, Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей.

Родился 4 июня 1968 года в селе Усть-Большерецкое, Камчатский край. Факультет журналистики окончил в 1990 году. Учился в Московской высшей партийной школе при ЦК КПСС, Московской школе политических исследований, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности «Финансы, денежное обращение и кредит». В 2004 году занял должность директора Института финансового анализа регионального фонда «Тихоокеанского центра стратегических разработок» во Владивостоке. Параллельно был заместителем генерального директора ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» в 2005-2006 годах. В 2006 году был назначен генеральным директором ООО «Восточный логистический контейнерный терминал» и исполнительным директором Ассоциации добытчиков минтая.
Герман Зверев является экспертом Центра стратегических разработок при Министерстве экономического развития, экспертом постоянной российско-китайской рабочей группы по приграничному сотрудничеству, членом Экспертного совета по гражданской авиации при Министерстве транспорта РФ, членом рабочих групп Экспертного совета по государственно-частному партнерству при Министерстве транспорта.

— То есть тенденция к тому, что рыбу до сих пор недостаточно берут, сохраняется?
— Объективно говоря, жители страны стали есть больше рыбы. Росстат регулярно проводит исследования среднедушевого потребления того или иного продукта. Так вот, касаемо рыбной продукции: анализ среднедушевого потребления рыбы показывает динамику. Так, на одного россиянина приходится 21,7 кг. А на Дальнем Востоке этот показатель даже выше: он составляет 28-29 кг на одного человека

— В одном из интервью вы говорили, что проблема отрасли, проблема в доступности рыбы заключена в несовершенной логистике. Есть ли перспективы изменения в этом направлении?
—  В 2015 году после заседания Госсовета сдвинулась история, связанная с тарифами на перевозку рыбы, с формированием специальных поездов. И этого ежегодного коллапса с подвижным составом, который регулярно происходил в августе-сентябре в Приморском крае, сейчас уже нет. Сервис достаточно аккуратно и дисциплинированно формирует необходимое количество подвижного состава, с расценками тоже нет такого баловства, как это было три-четыре года назад. И это видно по объему перевозок железнодорожных. Кроме того, сейчас появился конкурент в виде автомобильных перевозок — порядка 200-300 тысяч тонн рыбы перевозится из портов Приморья фурами.

— Какие основные проблемы рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока удалось исправить за последнее время?
— Прежде всего — увеличить объем инвестиций. Три года назад  сумма отраслевых вложений не превышала 7-8 млрд рублей. В прошлом году инвестиции превысили 27 млрд рублей. В 2019 году заявлено порядка 55 млрд рублей. Поэтому тот инвестиционный рывок, который наблюдается в отрасли, тот интерес к строительству флота, к строительству береговых заводов, совершенно очевиден. Я уверен, что существующую в отрасли инерцию, самоуспокоенность все же переломим.

— Современная портовая инфраструктура... Уже не первый год говорят о том, что нужна модернизация. Есть ли какие-то конкретные шаги?
— На Дальнем Востоке она действительно не самая совершенная, но никаких препятствий для увеличения объемов перевалки рыбы в приморских портах с нынешних 800-850 тысяч тонн до 1 миллиона нет. На Камчатке был дефицит портовых мощностей — теперь же они там восполнены крупными рыбодобывающими компаниями. В регионе введен в строй современный терминал для перегрузки рыбы. И уже сейчас он представляет собой явную конкуренцию для приморских портовиков, и определенная часть грузов идет через Камчатку, через терминал Сероглазки. Я не считаю, что инвестиционный климат и система регулирования настолько враждебна рыбопромышленникам, что нет возможности для развития. Все-таки те решения, которые были приняты в 2016 году, поправки в закон, всколыхнули отрасль. И это правильно. Более того, насколько мне известно, сейчас во Владивостокском морском рыбном порту идет строительство холодильника на 25 тысяч тонн единовременного хранения. Есть еще проекты, так что возможность побороться с южнокорейскими портовиками, думаю, у нас есть. По цене хранения мы вполне конкурентны.

— Герман Станиславович, строительство судов приведет к росту объемов произведенной продукции?
— По плану за ближайшие 4-5 лет должно быть построено 33 новых рыбопромысловых судна и 21 перерабатывающее предприятие. Конечно, такой рост количества игроков на рынке приведет к тому, что увеличится объем производства.

Предполагаем, что рыбного филе будут производить от 157 тысяч тонн до 300-400 тысяч тонн — это такой объем продукции, который способны производить новые построенные заводы и корабли. Ведь никто не ждет нас с распростертыми объятиями на экспортных рынках. Необходимо думать над тем, как увеличить продажи на внутренний рынок.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей