Ефим Звеняцкий: «На «Меридианах Тихого» никогда не будет чернухи и бездуховности»

15:10 08 августа 2019
1270
0
alt=

Август — традиционно самое горячее время во Владивостоке. Это касается как погодных условий, так и эмоционального напряжения команд, готовящих грандиозные события в краевом центре. Каждое из мероприятий уже стало визитной карточкой Владивостока и заслуживает отдельного рассказа, но сейчас мы поговорим только о «Меридианах Тихого». Кинофестиваля, который уже 17 лет дарит приморцам сказку Большого Кино. О том, каким будет кинофестиваль 2019 года и какие задачи стоят перед его создателями,  «Приморской газете» рассказал генеральный директор и художественный руководитель «Меридианов» Ефим Звеняцкий.

— Ефим Семенович, до «Меридианов Тихого» осталось чуть более месяца. Каким кинофестиваль будет в этом году по настрою, тематике?
— Самое главное, что определяет любой кинофестиваль — это кино. В этом году мы отсмотрели 1 500 фильмов. Отборщики работали почти круглосуточно. В итоге на кинофестивале будут представлены для показа картины из 49 стран, это я говорю обо всех программах фестиваля. Но самое главное, на чем я хочу сделать обязательный акцент — то кино, которое будет представлено в сентябре во Владивостоке, оно живое. И пока я художественный руководитель «Меридианов», здесь не будет чернухи, не будет грязи, не будет пошлятины. И вот это главное, это прямо узаконено в кинофестивале. Ты можешь формулировать как угодно, но все бронзулетки вокруг кинофестиваля — это игрушки.

А вот кино и полные залы, и настроение людей, и отзывы зрителей — это именно то, что создает легенду «Меридианов Тихого». И, между прочим, учтем, что кино-то у нас почти не приближено к России ментально, мировоззренчески и так далее. Эту нишу — кино стран АТР — мы держим единственные.

Относительно изменений этого года: в начале августа прошел первый оргкомитет под руководством губернатора края. Не так часто глава региона обращает свой взгляд на кинофестиваль. Думаю, это далеко не праздная встреча.

— Можно тезисно перечислить ключевые фигуры и события кинофестиваля? Об этом писали уже не раз, мы же просто напомним читателям.
— В этом году будут, как понятно и как действительно говорилось не раз, Константин Хабенский и волшебная Анна Меликян, в этом году вернулся к нам Сергей Степанченко, почетный президент фестиваля, с которым 17 лет назад мы придумывали этот кинофестиваль. В рамках показа фильмов есть главное событие — Год театра в России. И мы это обязательно отразим в программе кинофестиваля. Мы покажем фильм «Маргарита Терехова»: его представит дочь великой актрисы и сама замечательная актриса Анна Терехова. Это прекрасное кино. Любить в России могут только мертвых, а, слава Богу, Маргарита еще жива, и пусть будет долго с нами. И мы горды, что имеем счастье отдать ей дань уважения и даже почтения, если хотите. Мы представим два фильма о театре Горького: один — это 3D-показ «Крейсеров», второй — «Папы театра», крайне интересная история, которую придумали кинематографисты о наследственности в театре. Герои — наши артисты: Александр Запорожец — Валентин Запорожец, Вадим Мялк — Яна Мялк, ваш покорный слуга и Инна Звеняцкая, и так далее. Это очень интересный фильм, я уже его посмотрел. В этом году 100 лет исполняется кино Республики Корея. Подробнее не буду — это частные вещи. Для меня же большое событие — возвращение Фестивальной деревни. И спасибо руководству края, что они нас услышали. Теперь важно не подвести и обеспечить интересное наполнение, потому как это крайне серьезное восполнение фестиваля.

— Место выбрано традиционное?

— Фестивальная деревня раскинется на набережной Спортивной гавани, и там будут все творческие встречи, актерские встречи, мастер-классы, показ фильмов, завтраки со звездами, встречи с молодежью.

— Вы сказали, что бронзулетки не так важны. Но это для тех, кто погружен в кино. Большинство же обращает внимание именно на форму. И каждый год фестиваль пытаются хоронить, говоря о том, что «Меридианы» уже не те.
— А может быть, изменились те, кто об этом говорит и пишет? Все же надо смотреть на кино, на то, что составляет содержательную часть кинофестиваля. Есть один вопрос, и самый главный, если вы хотите, — отсутствие роскошного киноконцертного комплекса на берегу океана, где можно было бы проводить грандиозные церемонии! Сейчас же спасибо Мариинскому театру, что они дают нам возможность хоть там делать открытие и закрытие кинофестиваля.

— Сложная площадка.
— Конечно, мы все помним, как было в кинотеатре «Океан». Только кинотеатр изменился. Там стало сегодня около 500 мест. Мы не можем позволить себе такую роскошь, как устраивать для столь небольшого количества открытие и закрытие кинофестиваля. И, кроме того, сам кинотеатр крайне серьезно переделан — сейчас там просто нет площадки для нас, для сцены. Мы уже пробовали в прошлом году сделать там закрытие — не то совсем. Но даже в Приморской сцене Мариинского театра, где 1 500 мест, с трудом могут разместить всех желающих. И потому мы опрокидываемся в кинотуры, организуем Фестивальную деревню. Я вышел с предложением охватить фестивальной активностью районы Владивостока. Но фильм открытия будет продублирован в «Океане», это будет «Фея» Анны Меликян с Константином Хабенским в главной роли, которые и представят картину. А что еще не нравится людям?

— Звезд мало, стандартное замечание.    
— Имейте совесть! Вот же — Ким Ки Дук, Пьер Ришар, Эдриан Броуди, Изабель Юпер! Посмотрите, кто к нам приезжает, какие имена! В прошлом году была Энди Макдуэл, Стивен Сигал, Эрик Робертс — звезды же. А такие замечания про звезд, про раньше было лучше — это дилетантизм. Надо всегда сначала залезть себе в карман и оценить свои возможности. Звезды? Надо подумать об изменении бюджета, ведь самолеты у нас стали «дешевле», гостиницы у нас стали «дешевле». Сентябрь месяц, рядом с ВЭФ цены вырастают в два-три раза. Ребята, соразмерьте свои желания и возможности. Я работаю в рамках того, что могу себе позволить. Есть такая история, как спонсорство, и, к сожалению, у нас нет огромного потока желающих поддержать кинофестиваль финансово. Да, я верю, что решу этот вопрос. Но не сегодня. Сейчас же мы делаем ровно столько, сколько можем в рамках имеющихся возможностей. Готовы ли мы на большее? Да. Но сейчас в крае слишком много проблем, чтобы можно было тратить огромные средства не на образование, не на здравоохранение — а эти все сферы далеко не в лучшем состоянии в глубинке края — и это я говорю уже как депутат.  

— Поговорим о приятном? Кинотуры  — по какому принципу идет отбор фильмов, которые увидят зрители районов Приморья?
— Мы фильмы не отбираем. Мы выбираем актеров, которые могут быть интересны в глубинках края. Чьи фамилии только вызывают аплодисменты и желание прийти. А они уже привозят те фильмы, в которых они играют. У меня нет сомнения в том, что за 17 лет мы придумали грандиозную историю! Охвачена вся территория, и спасибо главам администрации, которые откликаются на просьбы о встречах, о приемах и так далее.

Это же легенда кино, и мы ее доносим до зрителя. Да у нас вообще фестиваль международного класса. Мне кажется, что и команда, которая здесь трудится, и люди, которые приходят, они создали свой уникальный, единственный в мире фестиваль.

— Кстати, следующий кинофестиваль уже готовится?
— Сентябрь заканчивается, и все наши отборщики уходят в долгосрочный отпуск до февраля. И они ничего не зарабатывают у нас, а фестиваль должен жить по такому принципу: сегодня закончился, а позавчера начался уже следующий. Увы, мы пока себе такого не можем позволить.

— Ефим Семенович, а зрители откликаются на кино АТР?
— Первые кинофестивали зрители ходили и демонстрировали свою одежду, понты и так далее. Кто-то искренне это делал: впервые вдруг на дальневосточной земле возникла возможность пройти по дорожке. А потом люди стали заниматься фильмами. И зритель очень серьезно изменился. Если прийти к кинотеатру «Океан», то увидите востребованность азиатского кино. Особенно короткого метра и документалистики.

— И последний вопрос. На одном из кинофестивалей анонсировалась кинокомиссия, которая призвана была помогать снимать кино в Приморье. Что с ней сейчас?
— Пять лет назад я стоял у истоков ее создания. Но поскольку так часто менялась власть, и ее передавали из рук в руки, то сейчас кинокомиссия оказалась в руках у людей, которые не могут этим заниматься по отсутствию профессионального образования, понимания процесса. Истоки комиссии были во время съемок фильма «Тайфун», и тогда я вышел с предложением закупить оборудование, чтобы не приходилось кинематографистам везти дорогостоящую аппаратуру. И мы закупили самое современное, что было на тот момент. И где оно все? Просто все стоит? Так быть не должно. Это очень серьезно. И надо решать этот вопрос.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей

Популярное