«Через 20 лет в Арктике построят турбазы и комфортное жилье» — Александр Беккер

09:45 06 декабря 2017
2980
0
alt=

В 2014 году Дальневосточный федеральный университет запустил проект по исследованию проблем освоения Арктики и создал международный научно-образовательный центр «Арктика». Его участники исследуют лед в новейших лабораториях, выезжают в экспедиции и планируют построить арктический кампус. О том, почему работать в Арктике психологически тяжело и как скоро регион станет популярным среди туристов, «Приморской газете» рассказал руководитель проекта, директор Инженерной школы ДВФУ Александр Беккер.

 

Александр Тевьевич Беккер. Фото пресс-службы ДВФУ

— Александр Тевьевич, сегодня Арктика — одно из приоритетных направлений развития для всего мира. Откуда такой интерес?
— Действительно, сейчас Арктика у всех на слуху. И это не неспроста. По мнению экспертов, в частности академика Леонида Канторовича, арктический бассейн уже в этом веке будет играть такую же важную роль в обеспечении углеводородными ресурсами, какая сейчас отведена бассейну Ближнего Востока. На шельфах арктических морей сосредоточено 30% объёма мировой добычи газа и 15% —  нефти.

Большую роль играет и северный морской путь. Он дает огромные преимущества перед южным путем из Азии в Европу. Так что туда устремлены все юго-восточные страны Азии, в том числе и те, которые не имеют выхода в Арктику. 

Северный морской путь уже действует, его грузооборот измеряется десятками млн тонн, зимой ледоколы проводят там караваны судов. Тем не менее, работы еще много. На всем протяжении пути нужно построить порты, обеспечить безопасность. Сейчас там уже строятся десять баз МЧС, а также военные базы. При этом в восточной Арктике, например, всего один порт, заходить больше некуда. В случае опасности, нехватки топлива или продовольствия, у судов должна быть возможность получить помощь.

— Какие у России есть преимущества по сравнению с другими странами?
— Во-первых, это географическое расположение. Именно в российском секторе Арктики проходит северный морской путь. Во-вторых, на нашем шельфе находится больше всего запасов углерода и газа. 
В-третьих, у нашей страны многолетний опыт исследований и обустройства жизни в холодных районах. Когда мы осваивали Север и Заполярье, проблем тоже было много. И так как определенный опыт уже есть, осваивать Арктику надо смело и решительно. 

— Но ведь Арктика — далеко не райский курорт. Так что ехать туда, наверняка, хотят далеко не все исследователи. 
— Безусловно, нужно создавать технологии не только для добычи, но и для людей. Им должно быть комфортно в Арктике: чтобы была удобная и теплая одежда, хорошие условия для работы, безопасность. Если мы даже в Приморье от ветра закрываемся и в суровые дни не хотим выходить из дома, то в Арктике так не пойдет. Необходимы технические средства для работы при любых погодных условиях. Современные технологии это позволяют. 

Трудиться в Арктике тяжело и с психологической точки зрения. На буровой вышке люди обычно не выдерживают дольше двух недель, потому что они видят только однообразный горизонт: сплошной лед или воду. К тому же, во время проведения буровых работ формируются вибрационные воздействия, которые ощущаются в виде постоянного гула.

Сначала люди его не замечают, но постепенно он начинает «мешать». Хотя все условия для рабочих созданы —  питание как в лучших ресторанах, комфортные каюты —  люди не выдерживают более двух недель. Поэтому чаще всего работники трудятся вахтовым методом.

— В 2014 году ДВФУ запустил проект по освоению Арктики. Какие у проекта ключевые направления?

Кстати
ДВФУ в 2015 году стал частью сетевого Университета Арктики (University of the Arctic — UArctic) — сети университетов, колледжей и научно-исследовательских институтов 14 стран, занимающихся обучением и проведением исследований в области Арктики

— У исследователей Инженерной школы ДВФУ уже есть серьезные научные наработки и опыт в освоение Арктики. В частности, наши специалисты реализовали ряд проектов, участвуя в разработках по обустройству морских месторождений нефти и газа на шельфе Сахалина. В частности, наши разработки были использованы при строительстве гравитационного основания платформы (платформа «Беркут») для Аркутун-Дагинского месторождения нефти в рамках проекта «Сахалин-1».  
В последние годы специалисты Инженерной школы ДВФУ, собрав и отредактировав тысячи информационных источников, разработали информационную базу об Арктике. Она имеет практическое значение, базу используют несколько компаний.

Также мы провели теоретические и экспериментальные исследования по моделированию ледовых нагрузок, экспедиционные работы по изучению вечной мерзлоты. Выяснилось, что цунами может нагрянуть из-за подводных оползней (смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки, — «ПГ»). 
 

Ледовая лаборатория. Фото Глеба Ильинского

В рамках МНОЦ «Арктика» мы открыли три базовые лаборатории — ледовую, моделирования сложных систем, новых материалов, подводной робототехники. Успешно работает Центр по разработке и конструированию морской техники, Центр по исследованию и конструированию инженерных сооружений для обустройства месторождений в Арктике, в том числе проектно-конструкторское бюро, которое будет участвовать в реальном проектировании.

Мы проводим эксперименты по определению всех свойств льда, по истиранию льдом различных материалов. В лабораториях работают около 40 человек. В основном это наши исследователи: от студентов до профессоров и докторов наук. 

А в саму Арктику выезжать приходилось?
— Конечно, но пока не так часто, как хотелось бы. В 2015 году аспирант Андрей Уманский первым из нашей команды отправился в арктическую экспедицию на ледоколе «Ямал». В этом году мы по заказу «Роснефти» организовали экспедицию в море Лаптевых: исследовали вечномерзлые грунты, отбирали образцы грунта для полевых и лабораторных исследований. В следующем году, возможно, отправимся в еще одно путешествие.
 

Ледовая школа
В феврале 2015 года в рамках реализации проекта «Освоение Арктики» в ДВФУ впервые в России была проведена «Ледовая школа» для российских и иностранных студентов и аспирантов

Несмотря на то, что выезжаем на местность мы не часто, каждый год проводим зимнюю школу-семинар Ice Mechanics по ледовой механике. Ближайшая школа откроется в конце января 2018 года. На «Ледовой школе» собираются несколько десятков студентов и аспирантов, профессоров и сотрудников научных центров со всего мира. Обычно около половины наших гостей —  иностранцы, в том числе из Китая, Норвегии, Финляндии, Англии, Япония и других стран. Они проводят полевые эксперименты с природным материалом и отбирают образцы для лабораторных испытаний. Студенты, с одной стороны, изучают физические и механические свойства морского льда, а с другой —  учатся новым технологиям работы на реальном ледяном покрове. Эти технологии фундаментальны и могут одинаково применяться и на острове Русский, и в Охотском море, и в Арктике. Ребята собирают материалы для собственных исследований и заодно помогают нам. Примечательно, что у нас уникальные условия: ДВФУ — единственный в мире вуз, рядом с которым есть природный морской лед в шаговой доступности. 

Александр Тевьевич, как будет развиваться проект по освоению Арктики?
—  Мы разрабатываем проект «Арктический кампус». Это один большой корпус и несколько вспомогательных, чтобы наши ученые смогли проводить исследования на его базе. Наверняка кампус станет площадкой для ученых со всего мира. Они смогут обмениваться опытом и вместе работать.
 

Междисциплинарные арктические исследования
В проекте «Освоение Арктики» помимо Инженерной школы участвуют и другие школы ДВФУ. В частности, в лаборатории арктических исследований Школы естественных наук ведутся исследования атмосферы Арктики и экологии Северного Ледовитого океана. Другие перспективные направления — морская арктическая геология и геофизика и исследование льда методом лазерного зондирования

Арктический кампус —  очень дорогой проект, так что, скорее всего, его реализация возможна совместно с другими странами. Но важно понимать, что задумка очень значимая. Выезжать в Арктику —  удовольствие не из дешевых, к тому же некоторые процессы нужно наблюдать круглый год. Конечно, в настоящее время используются различные методы мониторинга ледового режима в Арктике. Однако все параметры ледяного покрова не удастся узнать даже при круглосуточном наблюдении.

Также планируется строительство судна ледового класса, которое позволит проводить исследования Северного Ледовитого океана, а также по всему Тихому океану. 

—   В заключении хотелось бы узнать, какое будущее ждет Арктику?
—  Освоение Арктики — непростая задача, которую будет решать еще не одно поколение. Пока мы только в начале маршрута. Несмотря на это, я уверен, что через пару десятков лет Арктика кардинально изменится. На всем северном морском пути построят новые порты, а грузооборот вырастет до 500 млн тонн в год. Шельфовые объекты по добыче углеводородов и соответствующая инфраструктура будут неотъемлемыми ее составляющими. 

Скорее всего, через 20 лет в регионе уже заработают туристические базы, комфортное жилье, дома отдыха на побережье, будет развернута современная инфраструктура. Тогда Арктика станет популярной у туристов. Японцы, например, не видят снега и поэтому выезжают на горнолыжные курорты за рубеж, в том числе на Камчатку. Не исключено, что в будущем на карте их отдыха появится и Арктика. Людей, которые ищут новые впечатления, в мире много. Романтичная и экстремальная Арктика как раз способна подарить незабываемые эмоции.

Анастасия Добровольская

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Наступил новый учебный год. Для вас он отличается от предыдущего?
03.09.2024 — 29.09.2024
На год все старше стали, особенно это заметно в выпускных класах
0%
0/6
В начальной школе особой разницы нет, задания, разве что, стали сложнее
0%
0/6
Разница заметна — предметов стало больше, количество уроков выросло, спрашивают строже, задают много
0%
0/6
Вообще непонятно что происходит — ребенок учиться не хочет, в школу чуть ли не за руку приходится водить, домашнее задание не делает
100%
6/6

Добавить объявление