Ботанический сад Владивостока: тысячи растений со всего света, опасные «пришельцы» и цветочная мода

12:23 16 октября 2018
6113
0
alt=

Ежегодно Ботанический сад-институт ДВО РАН принимает около 200 тысяч посетителей. Прогуляться по реликтовому лесу, полюбоваться знаменитыми рододендронами, принять участие в занимательных мастер-классах — такой вид досуга особенно популярен у жителей и гостей Владивостока в октябре, пока природа еще не ушла зимовать. «Приморская газета» рассказывает, как дальневосточные ботаники создали уникальный сад и что грозит местной флоре в ближайшие годы.

Новые приморские

После окончания Великой Отечественной войны Академия наук СССР открыла сразу три ботанических сада по всей стране. Главный — в Москве, еще по одному — в Новосибирске и Владивостоке. Задача этих учреждений состояла в том, чтобы высаживать там полезные и ценные растения из дикой природы для укрепления послевоенной экономики. 

 Сегодня на территории дальневосточного ботсада высажены 5,5 тысячи сортов и видов растений. В основном, это «гости» из других регионов и даже континентов. Ботанический сад-институт ДВО РАН, как и еще три тысячи подобных учреждений по всему миру, участвует в специальной программе семенного обмена. В 2017 году около полутысячи ботанических садов мира получили семена от дальневосточного учреждения. Иностранные ботаники, говорит директор учреждения Павел Крестов, просят поделиться распространенными в Приморье видами, например, семенами клена и липы.

 А дальневосточный сад, в свою очередь, ежегодно пополняется тысячами видов растений из-за рубежа. Лучше всего в Приморье приживаются растения из Восточной Азии, Европы и Америки. Оттуда к нам прибыли, например, катальпы, магнолии, туи, клены. Цель внедрения новых видов — посмотреть, насколько они приживутся на нашей земле и как будут вести себя рядом с другими. 

— Зачем же нам нужен обмен семенами и беспрерывное выращивание растений, даже тех, которые не приспособлены к нашим условиям? Растения, прибывшие с разных уголков Земли — это ценный источник информации об уникальных адаптациях растений, записанной в генетическом коде. Эта информация очень важна при создании наших сортов пищевых, лекарственных и других полезных растений, — подчеркнул ученый. 

Директор Ботанического сада Павел Крестов

Если среди «пришельцев» есть виды, представляющие опасность местной флоре, за ними устанавливается наблюдение. Но приморская флора пока достаточно агрессивна и не оставляет шанса «пришлым» инвазионным видам закрепиться на своей территории. 

— Проблема инвазионных видов вообще очень актуальна: многие наши дальневосточные растения попросту разрушают природные экосистемы Северной Америки и Европы. Жимолость Маака, роза морщинистая и гречиха сахалинская, например, могут полностью заблокировать размножение других растений. Однако если приморские леса будут уничтожены, то для чужаков ворота окажутся открытыми, — объясняет директор Ботанического сада-института ДВО РАН Павел Крестов.

Коллекция
Почти 30 лет в Ботаническом саду формируется гербарий. Коллекции засушенных растений насчитывает уже 120 тысяч листов

Многие растения, представленные в Ботаническом саду, способны ужиться не только на комфортных грядках, но и в городской среде. Например, можжевельник даурский мог бы стать альтернативой газону. 

— Сейчас во Владивостоке много мест с голой землей. А это вызывает эрозию почвы, в дождь это оборачивается грязью,  в засуху —  пылью.  Есть два пути решения: либо газоны, либо почвенно-покровные кустарники, к которым и относится можжевельник даурский. Последний намного выгоднее: не требует большого ухода и устойчив к высоким концентрациям выхлопных газов, — добавил Павел Крестов. 

Вход не воспрещен
Еще одна важная часть этого уголка природы — лес, прилегающий к саду. Одних пернатых здесь 120 видов. Также есть зайцы, ежи, белки и другие звери. Однако они не спешат показываться посетителям. Их можно встретить разве что ранним утром.

— Часов в шесть утра все животные выходят позавтракать, а после — скрываются по своим норкам, — Павел Крестов смотрит на часы и добавляет, что еще нет полудня, поэтому есть шанс встретить белок. —  Обитают здесь и опасные змеи. Например, щитомордник или занесенный в красную книгу тигровый уж, рекордсмен по ядовитости среди всех российских змей. Яд тигрового ужа опасен для человека, но шанс быть укушенным минимален. Ядовитые зубы находятся глубоко в глотке и предназначены для мелких животных — добычи ужа.

Флора здесь еще более разнообразна: в лесу насчитывается около 500 видов растений. Их можно наблюдать на уникальной для Владивостока экологической тропе длиной в 2,5 км. Виды деревьев, которые располагаются вдоль нее, а также их названия, высота и другие характеристики, подписаны. Экотропа —  одна из главных площадок Ботсада, где юных посетителей знакомят с местной флорой. 

— Современное поколение очень любит природу, но нечасто туда выбирается. Наш лес — возможность обеспечить ребенку первый контакт с природой.  Мы проводим множество образовательных мероприятий для детей старше четырех лет. Рассказываем ребятам о том, как лес функционирует, что это не просто деревья, а экосистема, в которой каждая травинка и насекомое имеет свое предназначение, — рассказывает Павел Крестов.

Юбилей
В 2019 году Ботанический сад-институт ДВО РАН отметит 70-летие

Есть еще одна зона, которая закрыта от посетителей — экспериментальный заповедный лес. Там ученые наблюдают, как деревья растут и реагируют на климатические изменения. Теперь известно, например, что самое старое дерево леса — дуб, которому в 2018 году исполнилось 260 лет. А растущей здесь черной пихте, распространенной в России только на юге Приморья, немного меньше — 220 лет. Но самое главное богатство этого леса, поясняет Павел Крестов, это кедры.

— Кедр производит орех, который является самым ценным кормом для обитателей экосистемы. Примечательно, что кедр просто не может жить без животных, которые питаются его орехами. Такой вот замкнутый круг. Дело в том, что кедровая шишка не может раскрыться сама: ее кто-то должен расшелушить, достать орешек, а потом еще и посеять его. Только тогда может появиться новое растений кедра. Главные сеятели кедровых орешков в природе — сойка, кедровка, белка, бурундук и поползень, — рассказывает Павел Крестов.

Ботанический сад-институт ДВО РАН располагается во Владивостоке (ул. Маковского, 142). Режим работы: до конца с октября: с 10 до 18 часов

Made in Vladivostok
В структуре Ботанического сада-института ДВО РАН три учреждения: головное — во Владивостоке, и два филиала: в Благовещенске и на Сахалине. Всего там работают около 150 научных сотрудников, и 20 из всех заняты селекционной работой.

За всю историю работы ученые Ботанического сада-института вывели около 120 авторских сортов. Большинство из них — это сорта сиреней, роз, ирисов, хризантем, лилейников и флоксов. По словам специалиста, шанс вывести новый удачный сорт составляет всего 5%. При этом, в зависимости от культуры, на каждый уходит от 5 до 10 лет. 

—  К чему мы стремимся, когда работаем над новыми сортами? Во-первых, стараемся, чтобы растение было красивым и привлекательным. В ботанике тоже есть свои тенденции или мода. Сейчас, например, у ирисов популярны лепестки, располагающиеся в одной плоскости. Во-вторых, мы смотрим на устойчивость к заболеваниям. Если эти два фактора собираются воедино, то есть шанс, что у нас будет новый сорт, — отметил ученый. — Честно говоря, на Дальнем Востоке ситуация с грибными и бактериальными заболеваниями очень сложная. Например, сорта, привезенные из Европы, скорее всего, у нас погибнут. Поэтому для нас очень важны сорта, выведенные у нас. Они устойчивы к местной грибной и бактериальной биоте (исторически сложившаяся совокупность флоры, фауны и микроорганизмов — «ПГ»). 

Еще одна часть работы ученых — экспедиции. За новыми растениями ботаники отправляются в Бразилию, Мексику, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Вьетнам и другие страны. Прямо сейчас сотрудники Ботанического сада изучают мхи в Китае и Тибете. Несмотря на то, что мхи в местном ботсаду не культивируются, здесь сосредоточен один из самых больших в России центров по изучению этих растений, а также собрана крупнейшая в стране бриологическая коллекция (бриология — один из разделов ботаники, занимающийся изучением мохообразных — «ПГ»), в которую включены образцы мхов со всех континентов, в том числе из Антарктиды.

Кстати
Наибольшим спросом у покупателей Ботсада пользуются барбарисы, тюльпаны и хризантемы. Ученые продают только те растения, которые успешно размножаются в коллекциях ботанического сада

Большое внимание сотрудники учреждения уделяют и редким растениям, почти исчезнувшим из природы. Среди них и легендарный женьшень — один из самых редких видов в природе, и остролодочник Ханкайский, естественные популяции которого исчезли из-за повышения уровня воды на озере Ханка. Еще один редкий экземпляр — пролеска пролесковидная, которая почти полвека считалась исчезнувшей из флоры Приморья, но была найдена учеными Ботсада во время одной из экспедиций. Сейчас все перечисленные виды растут в здесь, а значит, их генофонду ничего не угрожает. 

— Вся жизнь ботанического сада — это непрерывный марафон выставок, конференций, просветительских мероприятий, которые позволяют показать его посетителям красоту и уникальность нашей дальневосточной природы. Так, уже в самом начале 2019 года мы устроим фестивали азалий и орхидей. А весной у нас зацветут новые растения: японские пионы, лилии. Также распустит свои иголки метасеквоя — ровесник динозавров. В следующем году посетителей также ждут новые экспозиции: сад рододендронов и река ирисов, — подчеркнул Павел Крестов.

Помимо организации красивых выставок, у ученых есть и куда более важная задача. И она не ограничивается периодом цветения.

— Сейчас зимние температуры в Приморье повышаются. Это, с одной стороны, влечет за собой положительный эффект, потому что ситуация благоприятствует развитию сельского хозяйства. Но, с другой стороны, на севере Дальнего Востока ученые фиксируют деградацию вечной мерзлоты. На юге осадки становятся всё обильнее, тайфуны — чаще, и через несколько лет наши истощенные рубками леса уже не смогут их сдерживать. Теплее становится не только нам, но и грибам, бактериям и насекомым, которые получают возможность продвигаться все дальше на север. Для многих наших видов растений, в том числе и для кедра, эти нежданные мигранты представляют серьезную опасность. Уже в обозримом будущем нашу флору и наши уникальные экосистемы ждут очень серьезные изменения. На место нашей уникальной Уссурийской тайги придут теплолюбивые виды. И наша задача — выяснить, какие виды мы хотим здесь видеть, а какие — нет, каким видам мы откроем зеленый свет, а каким должны поставить надежный заслон, — заключил директор Ботанического сада-института ДВО РАН Павел Крестов.

Анастасия Добровольская

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Вы будете прививаться этой осенью?
01.10.2024 — 01.12.2024
Да, я это делаю каждый год
38%
8/21
Нет, прививки - это обман
24%
5/21
Если на работе будут ее проводить - не откажусь
24%
5/21
Зависит от того - какую вакцину мне предложат
14%
3/21

Добавить объявление