11 февраля 2017 года глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому пять ранее безымянных островов Курильской гряды получили названия. Им присвоены имена известных людей, в том числе Анны Ивановны Щетининой — простой советской девушки, ставшей известным на весь мир капитаном дальнего плавания.
Капитан Анна
Бывают люди, имена которых иногда еще при их жизни становятся символами эпохи, страны, города. Таким символом Владивостока советского периода стала Анна Ивановна Щетинина, капитан дальнего плавания, Герой социалистического труда, кавалер многих орденов, почетный член Международной федерации ассоциаций морских капитанов, член Союза писателей России.
Ее отец и мать, Иван Иванович и Мария Философовна, были обычными, некоренными (как и большинство на Дальнем Востоке) жителями Приморья родом из Кемеровской области. Отец работал стрелочником на железной дороге, потом — лесником в Шкотовском районе, а мать воспитывала троих детей.
Девочка Аня родилась 26 февраля 1908 года на станции с символическим названием Океанская в пригороде Владивостока. Тогда никто не мог и предположить, что обычная девчонка, получившая первоначальное образование дома, «за печкой», станет в буквальном смысле слова женщиной-легендой.
А началось все с первого ее далекого путешествия на пароходе в устье Амура, куда отец Анны выезжал на рыбный промысел. Ей в ту пору было всего 16 лет, и возникшая мечта стать моряком могла показаться обычной юношеской блажью. Но уже тогда Анна проявила вполне взрослое упорство в достижении цели, которую поставила перед собой.
Сама она вспоминала: «Во Владивостоке было мореходное училище. Но как туда поступить? Я продолжала учиться в школе, работать и думать. И наконец написала письмо начальнику училища. Это была и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма. Я бы дорого дала, чтобы сейчас увидеть это письмо».
Вскоре пришел ответ: начальник техникума приглашал Анну «явиться лично». Он долго отговаривал девушку поступать, пугал трудностями морского быта, но Анна оказалась настойчивой. Вступительные экзамены были успешно сданы, и осенью 1925 года Анна Щетинина начала овладевать штурманской профессией на судоводительском отделении.
От Океанской до океана
Во время учебы в техникуме Анна подрабатывала санитаркой и уборщицей, даже разгружала суда в порту. Личная жизнь не очень-то складывалась: ее первый близкий человек погиб от рук хулиганов; в 1928 году Анна вышла замуж за Николая Качимова, который работал радистом на рыболовецких судах. Понятно, что работа в море не давала им возможности часто видеться. Учеба Анны Щетининой (фамилию она после замужества не сменила) продвигалась успешно, но чтобы стать профессиональным моряком, обязательно надо пройти морскую практику. А какая была жизнь на судне в 20-х годах прошлого века, среди одних мужчин, сейчас даже представить невозможно! Не говоря о бытовавшей в то время примете: «Женщина на борту — к несчастью».
За время обучения Анна побывала палубным учеником на пароходе «Севастополь» и охранном судне «Брюханов», матросом — на «Первом краболове». Позже она ярко и подробно написала обо всем этом в своих книгах: «По разным морским дорогам» и «На морях и за морями». Весной 1929 года, после окончания Владивостокского морского техникума, Анна была направлена в Акционерное Камчатское общество, где на рыбацких судах всего за шесть лет прошла путь от матроса до старпома. Капитаном дальнего плавания Анна Щетинина стала в возрасте 27 лет, когда ее направили в Германию принимать новое судно.
Первый рейс Анны в этой должности — перегон парохода «Чавыча» из немецкого Гамбурга на Камчатку в 1935 году — вовсе не случайно привлек внимание всей зарубежной прессы по маршруту судна. Журналисты описывали, как выглядит советская «леди-капитан», сколько ей лет, во что одета, как командует мужским коллективом...
По разным морским дорогам
Потом опять была тяжелая работа в Охотском море на той же «Чавыче», перевыполнение плана, за что в 1936 году капитана Щетинину наградили первым орденом — Трудового Красного Знамени. А в феврале 1938 года 30-летняя Анна Ивановна прямо в море получила радиограмму о назначении ее... начальником Владивостокского рыбного порта. При этом ей было прекрасно известно, что рыбпорта в городе в то время еще не было. Все оказалось просто: именно Анне Щетининой было поручено создать его с нуля. Заметим, что с этим заданием она успешно справилась всего за полгода. Чего ей это стоило, трудно даже предположить. К тому же именно в это время, в 1938 году, был арестован ее муж — год он содержался под следствием во Владивостокской тюрьме. Правда, потом его освободили...
После создания рыбпорта во Владивостоке была учеба в Ленинградском институте инженеров водного транспорта (ЛИИВТе). В это время (1939–1941 годы) ее муж Николай Качимов работал в Москве, в радиоцентре Наркомрыбпрома. Потом грянула Великая Отечественная война, и Анна Ивановна получила назначение в Балтийское пароходство. Командовала судами на Балтике под обстрелом фашистов, там же впервые попала под бомбежку, была награждена медалью «За оборону Ленинграда». В 1941 году пошел добровольцем на фронт и Николай Качимов — он служил на кораблях в Ладожской военной флотилии. Тогда супруги увиделись в последний раз.
Осенью 1941 года Анна Щетинина в составе группы моряков была направлена во Владивосток, в Дальневосточное пароходство. Здесь ее ждали знаменитые тихоокеанские «огненные рейсы» — перевозка стратегических грузов из США и Канады во Владивосток. Анна Ивановна работала на судах «Карл Либкнехт», «Родина», «Жан Жорес»; в декабре 1943 года участвовала в спасении разломившегося пополам парохода «Валерий Чкалов» (такова была конструктивная особенность судов типа «Либерти»). А в следующем рейсе на «Жоресе» и сама попала в аналогичную аварию в Аляскинском заливе, но сумела довести судно с трещиной поперек всей палубы до ближайшего американского порта, а это 500 миль по штормовому морю...
Женщина с капитанским характером
Ее находят очередные высокие награды Родины: июнь 1942 года — орден Красной Звезды, август 45-го — орден Ленина. В самом конце Второй мировой войны, в последних числах августа победного 1945 года, Анна Щетинина в составе конвоя ВКМА-3 перебрасывала 264-ю стрелковую дивизию на южный Сахалин. После окончания войны с Японией подала рапорт с просьбой отпустить ее в Ленинград для окончания обучения. До 1949 года Анна Щетинина работала в Балтийском пароходстве капитаном судов «Днестр», «Псков», «Аскольд», «Белоостров», «Дмитрий Менделеев». Кстати, на «Менделееве» под ее командованием были доставлены в Ленинград статуи, похищенные фашистами из Петродворца в период оккупации.
С ноября 1949 года Анна Щетинина стала доучиваться в бывшем ЛИИВТе, ставшем уже Ленинградским высшим инженерным морским училищем (война не дала получить диплом). В 1950 году окончила ЛВИМУ и стала преподавать там же. В 1951 году Анна Щетинина стала старшим преподавателем, а затем деканом судоводительского факультета ЛВИМУ, в 1956 году ей было присвоено звание доцента. Через четыре года, в сентябре 1960-го, Анна Ивановна была назначена доцентом кафедры «Управление судном и его техническая эксплуатация» в ДВВИМУ (Дальневосточное высшее инженерно-морское училище) имени адмирала Г. И. Невельского во Владивостоке. С тех пор ее жизнь стала связана с Дальним Востоком уже навсегда.
Во время работы в ДВВИМУ Анна Ивановна Щетинина была капитаном судов ДВМП «Орша», «Орехов», «Охотск»; в 1962–1963 годах — главным руководителем практики курсантов на учебно-производственном судне «Меридиан». Плюс Клуб капитанов, депутатство, работа в Комитете советских женщин, даже культурная жизнь Владивостока не обошлась без ее участия...
Не первая..., но самая известная
В представлении многих Анна Ивановна — женщина-легенда, парадная иллюстрация социалистических времен, особенно если судить о ней по официальным снимкам и газетным заметкам. Именно многолетнее повышенное внимание прессы, всегда писавшей о ней в восторженных тонах, привело к тому, что Анна Щетинина стала одним из символов советской эпохи. К тому же она сама никогда не рассказывала о своих чувствах и слабостях, о личной жизни. И в своих книгах она предстает, прежде всего, волевым капитаном, сильной личностью — в общем, этаким бесстрашным морским волком в юбке. Действительно, «капитан Анна» никогда не хотела говорить о чем-то сокровенном и поэтому не любила давать интервью.
Возможно, причина этого в том, что ее личная (в женском понимании) жизнь не задалась — как бы в противовес общественной. После расставания с Николаем Качимовым она не вышла замуж, детей у нее не было... За ее плечами — непростая судьба; она пережила вместе со страной сложные годы, «сделала себя сама», как говорят американцы. Об этом Анна Ивановна говорила так: «Я прошла весь тяжелый путь моряка от начала до конца. И если я сейчас капитан большого океанского корабля, то каждый из моих подчиненных знает, что я явилась не из пены морской!».
Интересно, что Анна Ивановна в ответ на многочисленные обращения к ней никогда не советовала девушкам связывать свою судьбу с морем и постоянно повторяла, что ее пример является исключением, а не образцом для подражания. Хотя как минимум две женщины, в чем-то повторив ее путь, позже стали советскими капитанами.
Интересными воспоминаниями спустя много лет поделился Виктор Ломакин, бывший первый секретарь Приморского крайкома КПСС. Оказывается, когда Анну Щетинину представляли к званию Героя социалистического труда как первую в мире женщину-капитана, из Москвы потребовали документальное подтверждение этой формулировки. Местные власти задумались: какими справками можно доказать, что до Анны Ивановны капитанов среди «слабого пола» не было? К тому же имелись сведения, что в 17-м веке вроде бы была некая мадам – капитан пиратского судна. В итоге звание Героя Анна Щетинина получила к своему 70-летнему юбилею как «первая в Советском Союзе женщина-капитан», что уж точно не вызывало сомнений.
Анна Ивановна Щетинина ушла от нас 25 сентября 1999 года, торжественно отметив свое 90-летие, окруженная славой и почетом. На Морском кладбище во Владивостоке ей установлен памятник, сооруженный на средства судоходных компаний и портов. Именем Анны Щетининой названы сквер и мыс на полуострове Шкота во Владивостоке, средняя общеобразовательная школа № 16 и улица в микрорайоне Снеговая Падь этого же города. А теперь еще и один из Курильских островов.