Рабочий стол директора филармонии завален бумагами: здесь папки с партитурами, концертные планы, договоры, справочная литература. Оформление кабинета — смелое сочетание классики и современности. Точно такой же стала и сама филармония всего за один год под руководством нового директора. О том, как идет поиск новых форм и в каком направлении будет развиваться старейшая культурная организация региона, «Приморская газета» поговорила с директором Приморской краевой филармонии Анной Алеко.
— Анна Николаевна, не могу не спросить: переход с позиции директора департамента культуры на должность директора филармонии тяжело дался?
— Нет. Обе эти должности — назначаемые. Сегодня можно работать здесь, завтра — в другом месте, главное, чтобы были подходящий опыт и квалификация. Так как у меня опыт работы в гражданской государственной службе более 15 лет, подобные переходы входят в привычку. Конечно, любое увольнение, даже по собственному желанию, это в любом случае стресс, но не такой сильный, как, например, в случае потери собственного бизнеса.
За все время своей работы я уже несколько привыкла к различным поворотам судьбы, и мне удалось легко и войти в новую должность, и «пережить» уход из департамента.
— Год назад не было страха заходить в филармонию?
— У страха только глаза велики (смеется — прим. «ПГ»). Эта специфика близка мне по духу, я всегда занималась организацией творческого процесса.
В принципе, чем мы здесь и занимаемся — организацией. Филармонии нужен хороший менеджмент, чтобы предприятие росло и приносило доходы. Если говорить о творческой составляющей, то для этого есть специалисты: художественный руководитель, два дирижера. Это и концертмейстеры Тихоокеанского симфонического оркестра и эстрадного оркестра филармонии. Именно эти люди формируют новые программы, которые уже выносим на суд зрителя. В дальнейшем мы с ними уже коллегиально обсуждаем предложения, решаем, утверждаем их или нет. И ровно таким же образом мы с концертным отделом принимаем решение о приглашении звезд, которые выступают у нас на сцене.
— То есть сейчас филармония — это такое предприятие, которое нужно сделать популярным?
— Да, это одна из задач. Сейчас есть некоторые пробелы, которые надо восполнить. Это и гастрольная деятельность — 10 лет мы никуда не ездили, это и международное сотрудничество, в рамках которого мы прилагаем массу усилий. Ведь самое сложное — это успешные переговоры.
Работы действительно много. Да и штат в филармонии очень большой — 200 человек. Это при том, что у нас нет филиальной сети, так что все работают здесь, в здании на Светланской. Кстати, по этому показателю филармонию признали социально значимым учреждением края. Таких всего четыре на все Приморье: это мы, Приморский краевой театр им. М. Горького, объединенный музей им. В. К. Арсеньева и Краевой колледж искусств. Так что на нас лежит и дополнительная ответственность.
— Сложно было входить в коллектив? Помню, когда вы вступали в должность, появились слухи, что придет новая команда и всех, скажем так, «старичков» начнут увольнять?
— Задачи увольнять кого-то не было совершенно. Но пришлось принимать управленческие решения относительно штатного расписания, и первое, что мы сделали, — поменяли структуру управления. Раньше в филармонии не было технического отдела как такового, не было заместителя, на которого бы как раз и замыкались все технические службы. Именно это мы и сделали в первую очередь — выстроили вертикаль. А уже исходя из нее появились понятные всем объемы работы, были определены точные задачи, кто и чем должен заниматься. Конечно, на этом пути становления некоторые коллеги покинули наш коллектив, которым, как говорят, оказалось не по пути. И это естественный процесс.
Фото Глеба Ильинского
— Ждет ли филармонию ребрендинг?
— Хочется продолжить ваш вопрос: ребрендинг, как у музея имени Арсеньева? Нам намного сложнее, чем Виктору Алексеевичу и его команде — у нас в крае только один музей (не будем считать выставочные площадки узкой направленности, такие как Музей связи или музей при Погрануправлении). А вот по поводу концертных площадок так не скажешь. В нашей нише очень высока конкуренция: это Приморская сцена Мариинского театра, «Фетисов Арена», Fesco-hall, «Сан-Ремо».
Нам это дает стимул придумывать нечто новое, развиваться и расти. И все же за предыдущий год нашими усилиями была подняты планка и статус учреждения.
Мы закрепили в умах и сердцах приморцев, что Филармония — старейшая, а значит, главная концертная организация Владивостока и Приморского края. И наше первенство мы никому не отдадим.
— Что же может предложить старейшая концертная площадка жителям края?
— Наша целевая аудитория в возрасте без ограничений. В репертуаре филармонии каждый может найти что-то интересное для себя. У нас порядка 350 программ в год: это и детские, и малые формы, романсы, к примеру. Есть что предложить и любителям высокого искусства — это те произведения, которые исполняет Тихоокеанский симфонический оркестр. Есть новая аудитория, которой полюбился Дмитрий Бутенко и эстрадный оркестр филармонии, которые делают уникальные вещи для всего Дальнего Востока. К примеру, недавно с успехом прошла программа мелодий из фильмов о Джеймсе Бонде «Агент 007». Мы сейчас привлекаем разных солистов: для нас это новый опыт, но тем он интересен и важен. Плюс у нас есть такое направление, как джаз. Это уже практически визитная карточка филармонии. Джазовые программы, помимо уже существующего традиционного фестиваля джаза, включаем в репертуар в течение всего года.
— До появления Приморской сцены Мариинского театра, откровенно говоря, конкурентов у филармонии не было. Однако, с моей точки зрения, учреждение всеми плюсами такого положения не воспользовалось.
— Что уж скрывать, оркестр находился в плохом состоянии. Был у нас период, когда Тихоокеанским симфоническим руководила женщина, не будем сейчас называть имен. И оркестр серьезно расслабился. Потом, говорю уже от имени своей бывшей работы, мы включились в процесс и объявили открытый конкурс на соискание должности главного дирижера. И из 7 претендентов был выбран Анатолий Смирнов, которого на тот момент пригласили дирижером в тогда еще Театр оперы и балета.
Но даже приход нового дирижера не смог помочь: дело в том, что при формировании нового театра часть людей перешли работать туда. И оркестр был опустошен: из 80 музыкантов от нас ушли 60 %. Как может оркестр работать с 32 музыкантами? Никак. Но надо отдать должное, оркестр был заново сформирован. Новая команда, понятное дело, требует более тщательного подхода, формирования сыгранности, и этот процесс еще продолжается.
В апреле 2017 года на XXVI Международном фестивале классической музыки «Дальневосточная весна» господин Но Тэ Чол, южнокорейский дирижер, который открывал нашу программу, в приватном разговоре отметил, что пять лет назад оркестр был в ужасном состоянии, а теперь виден рост. И если бы не было процесса развития, то нас вряд ли пригласили бы в Южную Корею — губернатор Приморского края не подписал бы участие оркестра в Днях Приморского края в провинции Хэйлунцзян…
— Если говорить о международной деятельности, в каком направлении планируете идти?
— На сегодняшний день мы дружим со всеми дипломатическими корпусами, которые у нас представлены. Мы получили узнаваемость. При этом необходимо было поработать над интеграцией творческого процесса в международное сотрудничество. И одним из самых ярких примеров является фестиваль «Дальневосточная весна». Не всегда он имел статус международного, не всегда к нам приезжали гости из-за рубежа. Часто бывали только коллективы из Российской Федерации. В этом же году у нас были представлены 25 стран-участниц, чем мы очень гордимся.
Следующее мероприятие — это фестиваль культур стран АТР, ранее называвшийся «Фестиваль классической музыки». Мы его переименовали, так как во время переговоров заметили, что нашим партнерам из Китая и Южной Кореи интересно представлять не только классическое искусство, но и другие направления в области культуры. К счастью, мы успешно провели переговоры — о своем участии заявили Южная Корея, Китай, Япония.
Еще большой сюрприз — 1 ноября мы ждем Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского. Это важная история не только для Приморской филармонии, но и для всего региона. Большой симфонический никогда ранее не выступал во Владивостоке. После выступления на сцене Приморской краевой филармонии этот коллектив будет представлять российскую культуру на «Русских сезонах» в Японии, в рамках проекта Минкультуры РФ.
— И в завершение нашего разговора хочу спросить, планируется ли создание новых фестивальных программ?
— Планов много. Самый грандиозный из них — проведение еще одного международного фестиваля, который не будет связан с классикой. Направление — кей-поп-культура, которая столь популярна в Японии, Южной Корее и Китае. Эти страны готовы привозить сюда коллективы, но у них нет выхода на Россию. А мы готовы в этом помочь (смеется — прим. «ПГ»).
На самом деле (мы проводили аналитику) фестиваля эстрадной культуры, назовем это так, в нашей стране нет. А артистам, работающим в этом жанре, необходима единая площадка, где будут и обмен опытом, и новые имена для продюсеров, и возможность показать себя в профессиональном сообществе. Пусть этой площадкой станет Приморская филармония во Владивостоке.