Анатолий Пляко: «Море все расставляет по своим местам»

15:54 14 июля 2019
790
0
alt=

Родиться за тысячи километров от моря, получить профессию тракториста-машиниста и стать рыбаком — такая судьба у старейшего капитана «Русской Рыбопромышленной Компании» Анатолия Пляко. Уроженца Алтайского края отправили в Приморье служить в армии. Из дома привез любовь к рыбной ловле и мечту поступить в летное училище. Уже после демобилизации, когда детская мечта о небе оказалась недоступной, решил, что пришло время превратит в профессию давнее увлечение — сделать ловлю рыбы делом жизни. «Я с шести лет рыбак», —  смеется Анатолий Пляко. — Только удочку сменил трал, а реки Алтая — Тихий океан».

Анатолий Пляко ходил в море более 40 лет и уверен, что работа не на суше все расставляет по своим местам, показывая на деле, кто и чего стоит. И еще оно должно быть в крови, иначе не получится справиться со всеми трудностями и испытаниями, которых в море хватает.

— Анатолий Иванович, вы сказали, что рыбак с шести лет? Я не ослышалась?

— Нет, на самом деле в детстве я с друзьями любую свободную минуту проводил на речках. Я же сам с Алтайского края, там у нас две крупные реки — Катунь и Бия. Вот мы с друзьями и изучали все самые рыбные места. Но тогда я не думал, что стану именно рыбаком. После выпуска из школы у меня уже был диплом машиниста-тракториста, кем я и работал сразу по окончании учебного заведения. Тогда очень гордился своим делом: бескрайние поля, удивительные рассветы. И, конечно, приятно было оказываться еще и на доске почета. Так бы я, наверное, и возделывал землю, но в дело вмешался случай.

— Какой?

— Меня в армию отправили служить. Во Владивосток.

— А не было страшно так далеко уезжать от дома?

— Да что вы! Любопытно было, это да. Я же никогда так далеко не уезжал. И было крайне интересно, как тут живут люди, какая природа и так далее. Еще учась в школе, побывал в Новосибирске — думал поступить в речное училище, но тогда решил, что это не мое. А уже во Владивостоке все же решился и связал жизнь с морем.

— Так сразу?

Трал для лова рыбы снабжен поплавками, удерживающими его на плаву

— Не совсем. Я вообще мечтал быть летчиком-испытателем. Но не получилось: пока я служил, в училище снизили возраст для поступления — с 23 до 21. А я демобилизовался в 22. Естественно, что уже меня принять не могли. Вот тогда я огляделся вокруг и подумал: «А почему бы детское увлечение рыбной ловлей не поставить на профессиональные рельсы?». Так и решил поступить. Изучил, куда можно поступить, и как-то мне сразу понравился Дальрыбвтуз. Но почему-то я сначала подал документы в ДВВИМУ, нынешний МГУ имени Невельского. А после первого экзамена что-то щелкнуло: не мое! Я забрал документы и пошел туда, куда хотел с самого начала.

— А свою первую встречу с морем помните?

— Мы на практику ходили после каждого курса. Мое первое судно — СРТМ «Серышево». Я туда пришел на втором курсе. Кстати, со своим дальним родственником — мы только в Дальрыбвтузе познакомились и выяснили, что у нас общие предки. Тогда нас на промысел отправили на Южные Курилы. Погодные условия были вполне комфортными, так что все нормально прошло. А вот чуть позже, на Алеутских островах, было боевое крещение. Конечно, это север, но было не холодно, как ни странно. А вот штормы — волны по пять-шесть метров. Нас тогда сильно укачало: не могли ни есть, ни пить, ни дышать! Но уже потом никакие штормы были не страшны.

— А что для вас море?

Богатый улов поднимают на борт судна

— Это работа, тяжелая, опасная, непрекращающаяся. Надо всегда помнить все предписания, нормативы и так далее. А еще не забывать о том, что от действий каждого зависит благополучие всего экипажа и сохранность корабля. Именно это я как наставник доношу до тех, кто приходит работать в нашу компанию. Что романтика — рассветы и закаты, бескрайние горизонты — это все вторично. Главное — работа. А еще море все расставляет по своим местам, показывая, кто чего стоит. На берегу человек может казаться замечательным парнем и отличным работником, а вот море проявляет все, что скрыто.

— На каких судах вы работали?

— В основном на больших судах типа больших морозильных рыболовных траулеров. Начинал на рыболовном морозильном траулере  «Волномер» третьим помощником капитана. Потом перешел третьим помощником на БМРТ «Профессор Дерюгин», где позже стал старпомом. На этом судне мы ходили в Антарктику.

— В Антарктику? Там тоже ведется рыбный промысел?

— Нет, что вы! Мы от ТУРНИФа — так компания называлась в тот период — проводили научные изыскания по всему Мировому океану. В Антарктике мы занимались изучением криля. А уже в нашем северном бассейне, особенно в Беринговом море, работали на креветке. Ловили ее в Анадырском заливе, в бухте Иматра.

— А не сложно было работать вдали от семьи? Не тянуло на берег?

Труд рыбка тяжел, но почетен

— Тянуло, конечно. Но мы знали, на что идем. Я женился еще на втором курсе Дальрыбвтуза. К тому моменту у меня уже был трехлетний опыт армии. Служба была береговая, но с периодическими командировками на военные корабли. Мы сами себя воспитывали так: если надо, значит, надо. Главная трудность в море заключается в нахождении в замкнутом пространстве судна. Но если все правильно на нем организовать — работу, отдых, досуг — то все будет в порядке

— Никогда не жалели о своем выборе?

— Вы что? Это же азарт! Как в детстве, когда ты знаешь все рыбные места на речке. А тут тебе известны пути целых косяков рыб. И твоя задача, выйти на нужную точку в океане, развернуться, забросить трал и взять косяк! Это будоражит кровь!

— Вернуться не хотелось на Алтай?

— А зачем? У меня же здесь все сложилось: профессия, дом, семья. А потом я ведь сибиряк — отступать не умею! Так что только вперед!

— Дети по вашим стопам пошли?

— Нет. Понимаете, море должно быть в крови, чтобы человек понимал, ради чего он месяцами живет, по сути, в железной коробке, ради чего расстается с семьей. Это призвание. А мои дети пошли по другой стезе. У них все сложилось, и это радует.

— Вы гордитесь своей профессией?

Самые красивые закаты — в море, но не всегда есть время ими любоваться

— Конечно! Если я что-то делаю, я вкладываю в это душу. Так было и на Алтае с тракторами, так произошло и во Владивостоке с судами. А еще я однолюб: пришел в одну компанию и не изменяю ей. Как выбрал дело жизни, так с ним и иду. Ни разу не возникло желания что-то поменять. Кстати, работа капитана крайне интересна, ведь нужно уметь совмещать три различные задачи: требования руководства и устава с желаниями экипажа. Все эти три в чем-то противоречивых направления как-то должны связаться воедино.

— А что для вас море?

— Работа, как я уже говорил. Но еще это красиво. Наверное, это первое, о чем думают все, приходящие работать к нам. Романтика, рассветы, закаты. Это действительно есть. Поверьте, я не встречал более красивых закатов, чем в море. Это настолько красиво, что диву даешься. Особенно когда море спокойное, а над ним облака, и в них зарево переливается. Где-нибудь на севере, на фоне гор это особенно красиво. Такие моменты, конечно, запоминаются надолго. Может быть, именно это и повлияло на мой выбор стать рыбаком. Кстати, до сих пор такую рыбалку люблю: и зимнюю, и летнюю. Мы с женой часто в Раздольном бываем, где река прямо из окна видна. Там, конечно, здорово. А воздух какой! Все-таки, наверно, любовь к земле у меня с Алтая идет. Ну а любовь к морю здесь, в Приморье, появилась.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы относитесь к запрету продажи алкоголя на праздники?
27.04.2024 — 30.06.2024
Правильно! Отмечать праздник нужно культурно. А напиться и дома можно
20%
2/10
Скептически. Кому надо - купит заранее и всё равно пронесет с собой на демонстрацию
70%
7/10
Отрицательно. Любой запрет порождает торговлю из-под полы. Просто кто-то на этом наживётся
10%
1/10
Равнодушно. В нашей семье никто не пьет, поэтому все эти запреты — мимо!
0%
0/10

Добавить объявление