В марте Приморский театр кукол представил спектакль «Лес чудес», ориентированный на детей от одного года от четырех лет. В течение года юных приморцев ждет еще немало премьер с участием сказочных персонажей. «Приморская газета» раскрывает секреты, что за новинки готовит труппа и как устроена профессия кукольника.
Парад премьер
В бутафоровском цехе театра
2019-й в Театре кукол начался с эксперимента. Весной здесь впервые представили спектакль «Лес чудес» в формате «бэби-театра». По словам художественного руководителя театра Виктора Бусаренко, этот формат представлений предназначен для детей, которые едва научились ходить и только начинают знакомство не только с культурой, но и с миром в целом. Перед премьерой постановку дважды опробовали: генеральную репетицию отсмотрела группа детского сада, а сдачу спектакля принимали дочери и сыновья сотрудников театра, а также их друзей.
Уже много лет Театр кукол нуждается в собственном здании
— Удержать внимание таких маленьких зрителей совсем несложно. Если ребенок увлечен каким-то действом, то он и не заметит, как пролетит время. Тем более что сидеть на одном месте ему совсем необязательно: вместо кресел на полу постелены мягкие подушки. Ребята могут перемещаться по залу, а также принимать участие в представлении. За полчаса, в течение которого идет спектакль, им предстоит пережить смену времен года и познакомиться с лесными обитателями. Интересно, что сюжет пластичен, и ребята своими действиями могут его трансформировать, — говорит художественный руководитель Театра кукол Виктор Бусаренко.
В мае театр представит еще одну премьеру — спектакль «Похождения Кота», который пройдет в формате так называемого черного кабинета. Актеры в «Похождениях Кота» станут невидимы для зрителя, а куклы будут передвигаться по сцене словно сами собой. Следующей премьерой станет «Золотой цыпленок» в режиссуре Вадима Перфилова. Спектакль можно назвать классическим во всех смыслах. Во-первых, он проходит с использованием ширмы и тростевых кукол. А во-вторых, «Золотой цыпленок» наверняка уже знаком жителям Приморья: за последние 30 лет театр ставил его дважды.
На вторую половину года театр строит не менее масштабные планы. К осени готовится премьера спектакля «Мальчиш-Кибальчиш» по сказке Аркадия Гайдара. Как отмечает художественный руководитель, постановки на героико-патриотическую тематику в театре кукол — редкость. До этого на приморской сцене представляли только один спектакль такого звучания — «Ястребок», в котором рассказывалось о Великой Отечественной войне.
— Мы считаем, что нужно не только развлекать своего зрителя, но и воспитывать в нем светлые чувства, в том числе любовь к Родине, — подчеркнул Виктор Бусаренко.
Закончит парад премьер в 2019-м новая постановка пьесы «По щучьему веленью». Она ставилась в театре уже неоднократно.
— Это одна из любимых нашим зрителем сказок. Я заметил такую тенденцию: современные родители, а это те, кто вырос в 90-х, предпочитают водить своих ребятишек на хорошо знакомые спектакли: «Три поросенка», «Красная шапочка», «Сказка о глупом мышонке». Хотя в нашем репертуаре гораздо больше интересных спектаклей, о которых мы всегда рассказываем на своем сайте и в социальных сетях.
Будем рады, если зритель придет не только на наши постановки, но и на спектакли находкинского Театра кукол, гастроли которого во Владивостоке запланированы на апрель. Коллеги привезут к нам «Волшебные сказки Али» и «Золотого цыпленка». А мы в свою очередь порадуем находкинского зрителя спектаклями «Маленькая фея» и «Про Аленку и гусенка».
Виктор Бусаренко,
художественный руководитель Театра кукол
На первом плане
В текущем репертуаре театра задействовано более 200 кукол. В Театре кукол собралось уже полтысячи персонажей, включая те, которые в нынешних постановках не участвуют. В основном это тростевые куклы — они считаются самым популярным видом кукол в России. Их руки и ноги приводят в движение с помощью тростей, о чем говорит само название. По словам Виктора Бусаренко, тростевые куклы намного легче в управлении, чем те же самые марионетки. Другие виды составляют вторую половину кукольного десанта театра. Нередко разные виды кукол встречаются и в одном спектакле.
— В «Умке», например, есть планшетные, перчаточные и ростовые куклы. Плюс ко всему в наших спектаклях нередко задействованы актеры, которые играют свои роли как в драматическом театре. И что интересно, это смотрится органично, — говорит Виктор Бусаренко. — На мой взгляд, актерам привычнее всего работать с тростевыми куклами, однако их сложно держать на весу больше 10 минут— руки устают. Так что если говорить о том, с какими куклами работать легче, я бы отдал пальму первенства паркетным куклам, которые могут «ходить» по сцене.
Все куклы производятся прямо на месте — в бутафорском цехе. Это, пожалуй, одно из самых интересных мест за кулисами театра. Работа там кипит каждый день. Куклам расписывают лица, шьют одежду. И шаг за шагом, от эскиза до финишной детали, они обретают характер.
— Сперва мы работаем с художником: проговариваем, какой тип кукол нужен, какие черты характера она должна отражать. Потом возникает эскиз, вылепливаются головы из папье-маше, туловище и все остальные детали. И постепенно у них появляется индивидуальность. Очень важно, чтобы у кукол она была, — отмечает Виктор Бусаренко.
Искусство управления
Труппа Театра кукол состоит из 16 артистов. В основном это выпускники актерского отделения Дальневосточного государственного института искусств. Навыкам кукловождения их учат прямо на месте.
— Недавно к нашему дружному коллективу присоединилсяеще один артист — бывший актер Театра молодежи Никита Сальков. Пока он работает, так сказать, на подхвате: управляет какой-нибудь несложной куклой-бабочкой и помогает актерам. Например, в спектакле «38 попугаев» у нас есть удав, которого играют два артиста. Первый ведет голову, а второй — как раз-таки наш новенький — управляет хвостом. Думаю, через месяц-два он уже выйдет на более серьезные роли, — отметил Виктор Бусаренко.
Актеру Театра кукол отчасти сложнее, чем его коллеге из драмтеатра. У кукловода есть глобальная задача — вдохнуть в своего персонажа жизнь.
— Даже если героя изображают несколько актеров, а такое в Театре кукол бывает часто, каждый из них вживается в роль без остатка. Говоря об этом, на ум сразу приходит голограмма: если разбить ее на кусочки, каждый из них сохранит всю информацию, — рассказывает Виктор Бусаренко. — Однажды я, заменяя какого-то заболевшего актера, играл левую ногу Людоеда, который находился за занавеской: сверху ее торчала его голова, руки висели на занавеске, а ноги высовывались из-под ширмы. По сюжету Людоед исполнял песню, а его ноги должны были притоптывать в такт. Знаете, на чем я себя поймал, стоя на сцене? Я строил гримасы, бормотал слова песни, и это помогало мне вжиться в роль, даже несмотря на то, что управлял только одной ногой. И я убежден, что все мои коллеги делают то же самое, — заключил Виктор Бусаренко.