За кулисами у сказки: премьеры, яркие персонажи и актерское мастерство в приморском Театре кукол

08:32 21 марта 2019
876
0
alt=

В марте Приморский театр кукол представил спектакль «Лес чудес», ориентированный на детей от одного года от четырех лет. В течение года юных приморцев ждет еще немало премьер с участием сказочных персонажей. «Приморская газета» раскрывает секреты, что за новинки готовит труппа и как устроена профессия кукольника. 

Парад премьер 

В бутафоровском цехе театра

2019-й в Театре кукол начался с эксперимента. Весной здесь впервые представили спектакль «Лес чудес» в формате «бэби-театра». По словам художественного руководителя театра Виктора Бусаренко, этот формат представлений предназначен для детей, которые едва научились ходить и только начинают знакомство не только с культурой, но и с миром в целом. Перед премьерой постановку дважды опробовали: генеральную репетицию отсмотрела группа детского сада, а сдачу спектакля принимали дочери и сыновья сотрудников театра, а также их друзей.

Уже много лет Театр кукол нуждается в собственном здании

— Удержать внимание таких маленьких зрителей совсем несложно. Если ребенок увлечен каким-то действом, то он и не заметит, как пролетит время. Тем более что сидеть на одном месте ему совсем необязательно: вместо кресел на полу постелены мягкие подушки. Ребята могут перемещаться по залу, а также принимать участие в представлении. За полчаса, в течение которого идет спектакль, им предстоит пережить смену времен года и познакомиться с лесными обитателями. Интересно, что сюжет пластичен, и ребята своими действиями могут его трансформировать, — говорит художественный руководитель Театра кукол Виктор Бусаренко.

Кстати
Ближайший показ спектакля «Лес чудес» состоится 23 марта

В мае театр представит еще одну премьеру — спектакль «Похождения Кота», который пройдет в формате так называемого черного кабинета. Актеры в «Похождениях Кота» станут невидимы для зрителя, а куклы будут передвигаться по сцене словно сами собой. Следующей премьерой  станет  «Золотой цыпленок» в режиссуре Вадима Перфилова. Спектакль можно назвать классическим во всех смыслах. Во-первых, он проходит с использованием ширмы и тростевых кукол. А во-вторых, «Золотой цыпленок» наверняка уже знаком жителям Приморья: за последние 30 лет театр ставил его дважды. 

На вторую половину года театр строит не менее масштабные планы. К осени готовится премьера спектакля «Мальчиш-Кибальчиш» по сказке Аркадия Гайдара. Как отмечает художественный руководитель, постановки на героико-патриотическую тематику  в театре кукол — редкость.  До этого на приморской сцене представляли только один спектакль такого звучания — «Ястребок», в котором рассказывалось о Великой Отечественной войне. 
— Мы считаем, что нужно не только развлекать своего зрителя, но и воспитывать в нем светлые чувства, в том числе любовь к Родине, — подчеркнул Виктор Бусаренко. 

Закончит парад премьер в 2019-м новая постановка пьесы «По щучьему веленью». Она ставилась в театре уже неоднократно.

— Это одна из любимых нашим зрителем сказок. Я заметил такую тенденцию: современные родители, а это те, кто вырос в 90-х, предпочитают водить своих ребятишек на хорошо знакомые спектакли: «Три поросенка», «Красная шапочка», «Сказка о глупом мышонке». Хотя в нашем репертуаре гораздо больше интересных спектаклей, о которых мы всегда рассказываем на своем сайте и в социальных сетях.

Будем рады, если зритель придет не только на наши постановки, но и на спектакли находкинского Театра кукол, гастроли которого во Владивостоке запланированы на апрель. Коллеги привезут к нам «Волшебные сказки Али» и «Золотого цыпленка». А мы в свою очередь порадуем находкинского зрителя спектаклями «Маленькая фея» и «Про Аленку и гусенка».

Виктор Бусаренко,

художественный руководитель Театра кукол

На первом плане


В текущем репертуаре театра задействовано более 200 кукол. В Театре кукол собралось уже полтысячи персонажей, включая те, которые в нынешних постановках не участвуют. В основном это тростевые куклы — они считаются самым популярным видом кукол в России. Их руки и ноги приводят в движение с помощью тростей, о чем говорит само название. По словам Виктора Бусаренко, тростевые куклы намного легче в управлении, чем те же самые марионетки. Другие виды составляют вторую половину кукольного десанта театра. Нередко разные виды кукол встречаются и в одном спектакле. 

— В «Умке», например, есть планшетные, перчаточные и ростовые куклы. Плюс ко всему в наших спектаклях нередко задействованы актеры, которые играют свои роли как в драматическом театре. И что интересно, это смотрится органично, — говорит Виктор Бусаренко. — На мой взгляд, актерам привычнее всего работать с тростевыми куклами, однако их сложно держать на весу больше 10 минут—  руки устают. Так что если говорить о том, с какими куклами работать легче, я бы отдал пальму первенства паркетным куклам, которые могут «ходить» по сцене. 

Все куклы производятся прямо на месте — в бутафорском цехе. Это, пожалуй, одно из самых интересных мест за кулисами театра. Работа там кипит каждый день. Куклам расписывают лица, шьют одежду. И шаг за шагом, от эскиза до финишной детали, они обретают характер.

— Сперва мы работаем с художником: проговариваем, какой тип кукол нужен, какие черты характера она должна отражать. Потом возникает эскиз, вылепливаются головы из папье-маше, туловище и все остальные детали. И постепенно у них появляется индивидуальность. Очень важно, чтобы у кукол она была, — отмечает Виктор Бусаренко. 

Искусство управления

В праздник
В День кукольника школьникам из Владивостока представят японскую сказку «Журавлиные перья». На сцене развернется история любви крестьянского парня Кароку и девушки-журавля О-Цуру, которую он спас от гибели. Спектакль поставлен с использованием приемов и образов традиционного японского театра

Труппа Театра кукол состоит из 16 артистов. В основном это выпускники актерского отделения Дальневосточного государственного института искусств. Навыкам кукловождения их учат прямо на месте.
— Недавно к нашему дружному коллективу присоединилсяеще один артист — бывший актер Театра молодежи Никита Сальков. Пока он работает, так сказать, на подхвате: управляет какой-нибудь несложной куклой-бабочкой и помогает актерам. Например, в спектакле «38 попугаев» у нас есть удав, которого играют два артиста. Первый ведет голову, а второй — как раз-таки наш новенький — управляет хвостом. Думаю, через месяц-два он уже выйдет на более серьезные роли, — отметил Виктор Бусаренко.  

Актеру Театра кукол отчасти сложнее, чем его коллеге из драмтеатра. У кукловода есть глобальная задача — вдохнуть в своего персонажа жизнь.

— Даже если героя изображают несколько актеров, а такое в Театре кукол бывает часто, каждый из них вживается в роль без остатка. Говоря об этом, на ум сразу приходит голограмма: если разбить ее на кусочки, каждый из них сохранит всю информацию, — рассказывает Виктор Бусаренко. — Однажды я, заменяя какого-то заболевшего актера, играл левую ногу Людоеда, который находился за занавеской: сверху ее торчала его голова, руки висели на занавеске, а ноги высовывались из-под ширмы. По сюжету Людоед исполнял песню, а его ноги должны были притоптывать в такт. Знаете, на чем я себя поймал, стоя на сцене? Я строил гримасы, бормотал слова песни, и это помогало мне вжиться в роль, даже несмотря на то, что управлял только одной ногой. И я убежден, что все мои коллеги делают то же самое,  — заключил Виктор Бусаренко. 


 

Анастасия Добровольская

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Голосование и опросы

Учить или не учить: нужно ли высшее образование современному человеку
09.07.2019 — 23.07.2019
Высшее образование не роскошь, а жизненная необходимость
52%
54/104
Главное — знания, а диплом — дело добровольное
19%
20/104
Учиться нужно всегда, и чем больше дипломов, тем лучше
17%
18/104
После школы нет смысла идти в институт, потому что в 18 лет никто не знает, кем хочет быть, когда вырастет
5%
5/104
Образование вообще не нужно. Читать-писать научился, значит, выживу
4%
4/104
У меня нет высшего образования, и я об этом очень жалею
3%
3/104

Добавить объявление