Яна Гапоненко: «Важно уметь не столько учиться, сколько разучиваться»

17:35 16 июля 2019
1043
0
alt=

Недавно Владивостокская школа современного искусства (ВШСИ) открыла прием заявок на бесплатную школу кураторов проектов современного искусства, открытую всем, от художников до арт-критиков. Дальневосточников ждут два недельных интенсива от преподавателей из Берлина. Целевая аудитория таких курсов — люди, которые хотят научиться организовывать события и заниматься исследовательской деятельностью в сфере современного искусства. Об осенней школе кураторов «Приморской газете» рассказала руководитель ВШСИ Яна Гапоненко.

Фото Вадима Мартыненко
Ханна Солдатова. Квартирная выставка ВШСИ «Вторжение» (апрель 2016)

— Яна, расскажите, пожалуйста, что представляет собой осенняя школа для кураторов?  
— Гёте-Институт в Новосибирске, Центр современного искусства «Заря», Владивостокская школа современного искусства, кураторы Рут Ноак и Тибо де Ройтер, которых мы привозим, а также будущие участники их курсов — мы все попытаемся здесь, во Владивостоке, нарисовать новую схему «художник-куратор-выставка». Школе даже не нужна тема, важно просто начать разговор в этой части страны об отношениях людей и объектов искусства внутри художественного сообщества, найти очередной ответ на вопрос: кто такой куратор сегодня. Это крайне многогранная профессия: куратор любит ходить в мастерские к художникам, сам зачастую является художником, умеет работать с выставочным пространством и читать планы, выстраивает визуальный материал, планирует бюджет, пишет тексты и налаживает связи. Научиться всему этому за неделю или две невозможно, но мы дадим отправной вектор, а главное, условия для обсуждения этой профессии. 

Курс Тибо де Ройтера, который пройдет с 21 по 26 октября, поможет освоить инструменты для ежедневного применения: конструирование моделей, планов экспозиции, использование определенного словарного запаса для работающих с международными культурными событиями, организацию выставок с нулевым бюджетом. А второй курс, который проведет Рут Ноак с 28 октября по 1 ноября, посвящен концептуализации выставок и процесса их создания. Участникам предстоит обсудить, например, деколониальную (независимую, — «ПГ») традицию в теории современного искусства, которую будет особенно важно актуализировать в таком мультикультурном месте как Дальний Восток России.

Выставка ВШСИ «Круговая порука», музей «Артэтаж», лето 2017 года. Фото Ксении Рябовой

— Как присоединиться к обучению? 
— Мы приглашаем к участию жителей Сибири и Дальнего Востока. Занятия бесплатны, но добираться до места проведения придется за свой счет, и мы очень надеемся, что иногородние участники найдут эту возможность. Мы же их поселим и поможем со всеми необходимыми контактами во Владивостоке для их собственных профессиональных интересов. Соискателям предлагается подать заявку на один курс на выбор, и желающих уже много. После окончания приема заявок, 4 августа, наши преподаватели сами отберут своих учеников и объявят результаты 1 сентября, так что еще есть время на то, чтобы заполнить анкету на сайте vsca.ru.

Формат выездных тематических школ всегда очень «питательный» и насыщенный для обеих сторон образовательного процесса. Самое важное, что даст школа, помимо того, что учителя научатся у учеников и, традиционно, наоборот, это связи сибиряков и дальневосточников друг с другом, и важно, что точкой этой встречи не будет западная часть России.

Фото Антона Пастухова. Премия «Инновация»

— В конце июня вы как руководитель Владивостокской школы современного искусства получили премию «Инновация» — первую и наиболее авторитетную российскую награду в области современного искусства. Как вам удалось обойти коллег по цеху?  

— ВШСИ стала лауреатом в номинации «Образовательный проект», хотя в 2015 году задумывалась в первую очередь как самоорганизация творческих людей вне художественных институций, и уже во вторую — как инициатива по развитию художников, критиков и кураторов с уклоном в образование.

Хочется подчеркнуть, что Владивостоку эта премия была присуждена впервые, так что это заслуга всего городского арт-сообщества. Помимо меня, руководителя ВШСИ, из Владивостока в шорт-лист номинации «Образовательный проект» вошла Екатерина Беляева, руководитель магистерской программы «Digital Art» в ДВФУ, которую я тоже координирую. Кроме того, в шорт-лист в номинации «Региональный проект» вошли Николай Смирнов, Кирилл Светляков и Дмитрий Замятин, которые готовили выставку «Метагеография: ориентализм и мечты робинзонов» в Центре современного искусства «Заря».

Фото Анастасии Есауленко

В моей номинации, помимо магистратуры Кати Беляевой, была представлена лаборатория молодого художника, реализованная на базе филиала Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в Екатеринбурге, а также проект для людей старшего возраста, реализованный в Пермском музее современного искусства, и инклюзивный проект на базе филиала ГЦСИ в Нижнем Новгороде. Все эти проекты защищены институционально, мы же делаем проекты с участниками ВШСИ независимо, без финансирования и исключительно на своем энтузиазме — возможно, это стало одной из причин нашей победы. Я подавала ВШСИ на премию «Инновация» три года подряд и удивлялась, когда в этой же номинации побеждала, например, московская инициатива философского клуба на «Винзаводе», в среде и без того очень активной.

Интересно, что за 14 лет премия впервые выбралась из Москвы: вручение проходило в филиале ГЦСИ в Нижнем Новгороде. На два-три дня мы, работники сферы искусства со своей России и из других стран, оказались на выезде и смогли лично увидеться и обменяться опытом. Я была особенно рада познакомиться с арт-активистами из Калининграда, Нижнего Новгорода и с Урала.

Фото Евгении Кокуриной
Семинар Андрея Василенко по истории современного искусства (ноябрь 2017 года)

— В следующем году ВШСИ исполняется пять лет. Давайте попробуем подвести итоги, что удалось сделать за это время?  
— Прекрасные преподаватели вели у нас курсы по истории и теории современного искусства, философии, арт-критике, отдельно по истории современной живописи, научной фантастике и идеологии. Если оперировать цифрами, то наши курсы прошли порядка сотни человек, а около 15 преподавателей (на самом деле практиков в сфере искусства) нашли себе дальневосточных единомышленников (не могу назвать их учениками). Миссия ВШСИ прежде всего состояла в том, чтобы закрыть важный теоретический пласт, который в академических учебных учреждениях искусства не преподается — историю визуальной культуры 20 века. Занятия часто проходят дистанционно, по скайпу, что дает возможность встраивать в дискуссию интеллектуалов из любого города (в нашей школе есть участники из Хабаровска и Иркутска, например, которые приезжают на период выставок). Помимо теории, у нас есть практика под руководством местных художников, возможность устроиться почти в любую мастерскую. Ребята также могут писать статьи в собственный онлайн-журнал или пробовать себя в роли куратора экспозиций, как это делает Кристина Александрова.

Фото Вадима Попова
Лекция Марии Кравцовой («Артгид»), март 2016

Образование — сфера, которую тяжело подвергать качественной оценке, она сильно растянута во времени. Можем говорить о получении навыков — письма, критики, анализа. В России сейчас наблюдается общий кризис академического гуманитарного образования, молодые люди все чаще задумываются, каким образом к ним попадает знание, кем и как оно сформировано, наследием какой идеологической системы оно является. Думаю, главное, что дает наша школа своим участникам — умение не столько учиться, сколько разучиваться. И, конечно, заниматься любимым делом — искусством — в компании единомышленников.

Фото Андрея Худякова. Инсталляция «Вихрь» Инны Додиомовой. Выставка российского современного искусства «Двенадцатый часовой пояс», проект Nemoskva (Центр изящных искусств Bozar, г. Брюссель, Бельгия, 2019)

Если вспоминать всех участников ВШСИ за четыре года, то у каждого найдутся свои результаты. Говоря о недавних серьезных успехах, на ум приходит участие художницы ВШСИ Инны Додиомовой в отчетной выставке проекта Nemoskva. В 2018 году около 60 российских и зарубежных деятелей современного искусства совершили путешествие на поезде по 12 городам Транссибирской магистрали, чтобы познакомиться с работами российских художников и отобрать их для выставки. Владивосток тогда стал завершающей точкой маршрута, и в июне 2019 в Центре изящных искусств Bozar в Брюсселе инсталляция Инны Додиомовой была представлена на финальной выставке. Инна работает с темой трансформации исторической памяти, и экспонированная в Бельгии работа стала промежуточным этапом ее художественного исследования геополитических конфликтов на территории Приморского края.

— Какая выставка или, может быть, проект вам больше всего запомнились? 

Кстати
На участие в школе могут претендовать только резиденты Дальнего Востока и Сибири. Грант Гёте-Института в Новосибирске покрывает оплату за участие в обоих курсах, а также проживание в общей квартире во Владивостоке на период воркшопов. Заявки на участие в осенней школе принимаются до 4 августа на сайте vsca.ru

— Я верю в процесс больше, чем в результат, поэтому дискуссии, личные открытия участников, их новые связи и образовавшиеся между делом дуэты внутри ВШСИ считаю более важными явлениями, чем выставки. Но художникам важно получать фидбэк (обратную связь, — «ПГ») и выпускать работы из мастерской, давать им вторую жизнь, а когда работы наших художников покупают — то и вовсе третью. Каждый четный год (2016, 2018) мы устраиваем весну с «квартирными выставками» раз в неделю или месяц. Так мы называем выставки на один вечер в пространстве, не предназначенном для экспонирования: они проходили в квартире, заброшенном доме, океанариуме, казино. А каждый нечетный год (2017, 2019) мы делаем выставку посерьезнее, в музее или Центре современного искусства, устраиваем во время нее ридинг-группы (обсуждение — «ПГ») и прочие активности.

В 2016 году в заброшенной туристической школе мы сделали выставку «Новая бедность», убрав парты, дав разным художникам по кабинету и сделав из зала для скалолазания видеорум, наверное, это была моя любимая выставка ВШСИ. Тогда одновременно своя «Новая бедность» открылась в Центре «Красный» в Москве и Школе вовлеченного искусства «Что делать» в Петербурге. Тогда ВШСИ был всего год.
 

Фото Вадима Мартыненко
Инна Додиомова. Выставка ВШСИ «Новая бедность» (июнь 2016 года)

— Яна, поделитесь, пожалуйста, планами по развитию ВШСИ? 
— Если говорить о планах по развитию искусства и образования во Владивостоке дальше, то, конечно, мы продолжим организовывать как общие, так и узконаправленные курсы в сфере теории искусства. А вообще молодым художникам нужны мастерские и меценатская поддержка, и моя задача — ее найти. Причем бизнесу и властям необходимо не воспринимать всех художников как вандалов или не думать лишь о собственной коммерческой выгоде, а расширить свое понимание искусства и вкладываться в долгосрочное развитие творческой молодежи, которое даст свои плоды не сразу и должно отразиться на состоянии общества в целом, оценить что будет крайне сложно. К традиционному и классическому искусству уже есть хорошо протоптанная дорога, осталось научиться поддерживать то искусство, которое создается сейчас. Это извечный конфликт отцов и детей. А мы построим коммуникацию между владивостокскими творческими людьми и арт-сообществами регионов нашей страны, а также азиатских стран, взрастим глобальных специалистов разного уровня.

Яна Гапоненко. Фото Глеба Ильинского

Анастасия Добровольская

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей