Волшебство на бумаге: писатели из Приморья — про ощущение сказки и юных читателей

17:15 03 апреля 2019
757
0
alt=

2 апреля, в день рождения Ханса Кристиана Андерсена, отмечался Международный день детской книги. Последователи датского сказочника творят и в наши дни. Причем в Приморье тоже есть современные авторы, пишущие сказки для детей и даже для взрослых. «Приморская газета» рассказывает, какие вселенные они создают и чем привлекают своих читателей.

Приключения Оли из Владивостока

Книга приморского автора

Один из современных детских авторов в Приморье — преподаватель Дальневосточного федерального университета Даниил Алексеев. По его словам, сказки он любит с детства: будучи ребенком, засыпал под интересные истории, которые ему рассказывали отец и дедушка или читала мама. В студенчестве Даниил и сам начал писать рассказы в жанре фантастики, потом переключился на фэнтэзи. А в 2011 году решил написать сказку для конкурса «Новая детская книга». Так зародился цикл «Приключения Оли и Пирата». В 2016 году книга о приключениях современной девочки и ее друзей в волшебном мире появилась в печатном варианте. 

Главная героиня сказок Даниила Алексеева, Оля, живет во Владивостоке. По характеру она напоминает Элли из «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова и Алису Селезнёву, главную героиню цикла Кира Булычёва. Это любимые сказочные персонажи приморского автора. Как и у Элли, у Оли есть верный спутник — черный кот Бабы Яги по имени Пират.

— Детской литературе не хватает современного героя, который был бы близок детям. Раньше в сказках мечтали о светлом будущем — сейчас все чаще обращаются к прошлому. А кто же тогда герой нашего времени?

В моей книге Оля — наша современница. Она живет во Владивостоке, которому в наших сказках уделено особое внимание. С помощью родственника домового — библиотечного Книгочея — Оля путешествует в разные миры и встречается с известными вымышленными персонажами, среди которых Баба Яга, Кощей, Красная Шапочка и Белоснежка. Во время своих приключений она, конечно, обретает много новых друзей, среди которых гном Дарин, эльфы Флариндил и Орнаэль, дельфиненок Дэлфи и многие другие. Вместе они преодолевают все трудности и выбираются из самых хитроумных ловушек, которые подстраивает им таинственный Зложелатель. Это один из вечных литературных сюжетов, который всегда будет актуален.

Даниил Алексеев,

автор книги «Приключения Оли и Пирата»

 

Мир сказок, придуманный Даниилом Алексеевым

Писатель уже многократно проводил творческие встречи со своими юными читателями, потому что ему важна обратная связь. Да и самим детям полезно знакомство с современными авторами.
— Ребята думают, что все писатели жили когда-то давно, а современных авторов у нас нет. В библиотеке имени Ивана Басаргина меня спрашивали, знаком ли я с ним, после чего спросили и о знакомстве с Толстым, — делится Даниил Алексеев. — Нас действительно в Приморье очень мало. Книгу же надо не только написать, но и издать, а потом распространить. Надеюсь, получится наладить сотрудничество с крупными издательствами и выпустить еще не одну книгу. Очевидно, что спрос на детскую литературу в Приморье есть. Немало положительных отзывов о моих произведениях, в том числе и от специалистов. Среди них доктор филологических наук Елена Первушина, которая читала мои сказки своему внуку. Она особо отметила, что мои произведения помогли ей найти общий язык с ребенком. Это тоже очень важно.

Сказки для взрослых
Еще один приморский автор, Александр Киктенко, выступал куратором проекта «Сказки с молоком» в музее им. В. К. Арсеньева. Там раз в месяц читали произведения, предназначенные для взрослой аудитории. В какой-то момент Александр решил написатьсвое произведение, чтобы прочитать его широкой публике. Так появилась первая сказка — «Пятый», а затем и другие. Некоторые были написаны в формате «Сказок с молоком» — их чтение вслух занимает около 40-50 минут.  Шаг за шагом, рассказ за рассказом, и в конце 2018 года появился сборник «Сказки для взрослых». Интересно, что обложку книги нарисовала дочь Александра — Софья.

— Моя дочь — некая лакмусовая бумажка: если ей нравится произведение, значит, оно имеет право на существование. И, на мой взгляд, во всех сказках есть то, что заставляет задуматься и взрослого. Например, в последней сказке сборника «Куклы» есть много персонажей, которые поднимают проблемы старшего поколения. Но рассматриваются они с точки зрения незамутненного детского сознания. Я попытался посмотреть на наши взрослые проблемы широким взглядом. В конечном итоге они оказались куда проще, чем мы о них думаем.
 

Александр Киктенко,

автор «Сказок с молоком»


Смотреть на взрослые проблемы под другим углом, отмечает Александр, оказалось непривычно. В этом ему помогло творческое образование.  

— Так как по первому образованию я актер театра и кино, то пытаюсь перекладывать на себя точку зрения другого человека. Если пишу про какого-то персонажа, стараюсь проработать его так, как будто это моя главная роль. Придумываю множество мелочей о его жизни и судьбе, которые пусть и не ложатся на страницы, но помогают мне ощущать мир так, как тот самый герой, — отметил писатель.

Книга «Сказки с молоком» есть как в электронном, так и в печатном варианте

Приморский автор отмечает, что первые сказки каждый из нас слышит в детстве. Многие не только засыпают под волшебные истории, но и придумывают их в своей голове. Чаще всего эти фантазии так и не оказываются на бумаге, а со временем забываются. Но это и не столь важно.
— Мы, будучи детьми, сочиняем множество сказочных историй. Просто не записываем их, а иногда даже никому не рассказываем. Потом взрослые, вновь примеряя на себя роль ребенка, сочиняют детские сказки. И писать их гораздо сложнее, чем литературу для взрослых. Они должны быть не просто понятными, но интересными — нужно пытаться думать, как ребенок, быть им. Я считаю, что сказки нужны и взрослым, и детям. Даже перечитывая детские сказки, со временем находишь в них новые смыслы, которые в детстве даже не замечал, — поделился Александр Киктенко.

Волшебный челлендж
Арт-директор молодежной библиотеки «БУК» Ольга Аристова начала писать прозу около пяти лет назад. Первые сказки были неким экспериментом. Первоначально Ольга продумывала атмосферу своего произведения, а уже потом встраивала в нее героя. Главной целью было написать сказки, которые понравятся ей самой.

— В «Королевстве огненно-рыжих фей» и «Сказке о Часовщике» этой цели достичь удалось. «Королевство…», на мой взгляд, отличная сказка, и если ее еще немного отредактировать, то она вполне подойдет детям. Эта сказка учит быть самим собой и не подстраиваться под желания окружающих. А вот в «Сказке о Часовщике» никакой морали я не задумывала, мне просто хотелось создать этакую сказку-открытку, которая передает атмосферу праздника.
 

Ольга Аристова,

автор сказок, арт-директор молодежной библиотеки «БУК»

По ее словам, следующие сказки были написаны более бегло. Из-за нехватки времени Ольга писала небольшие сказки. А потом, чтобы набить руку, придумала для себя необычный челлендж.

 — Предлагала художникам присылать мне иллюстрации, которые они еще нигде не выкладывали, и за вечер придумывала под них короткие истории, — рассказывает Ольга Аристова. — Это помогает сэкономить время и держать себя в форме. Вместе с тем раскрыть персонажа в любом жанре, я думаю, можно только в больших формах. Чтобы создать по-настоящему глубокого и противоречивого героя, нужно написать как минимум повесть на 30-40 страниц.

Ольга Аристова отмечает, что все сказки построены по одному принципу. Очень важно, чтобы они  затрагивали наши глубинные представления о жизни: восприятия дружбы, любви, одиночества и многого другого. Обычно писатели показывают это через трансформацию главного героя.

— Выпав из своей обычной жизни, персонаж должен попасть в передрягу и выйти из нее немного другим. Вспомним того же «Хоббита». Сказка начинается с того, что хоббит Бильбо Бэггинс живет дома и радуется жизни. Но тут неожиданно появляется волшебник Гэндальф с гномами и зовет Бильбо Бэггинса в путешествие. Тот после недолгих колебаний соглашается. И когда приключение заканчивается, он возвращается домой. Но это уже не тот Бильбо Бэггинс, которого мы видели на первых страницах, — говорит арт-директор молодежной библиотеки «БУК». — На мой взгляд, сказки просты в «эксплуатации», поэтому очень быстро и легко пишутся. Это и детям под силу. Несколько лет назад мы, например, выпустили сборник «Полоска к полоске», состоящий из сказок, написанных детьми. Перед этим ребята посещали мастер-классы по писательскому мастерству. Было бы здорово сделать такие занятия и для взрослых.  

По словам Ольги, сейчас у нее нет сказок (кроме «Королевства огненно-рыжих фей»), которые она хотела бы напечатать. Но и если и выпускать книгу, замечает Ольга, то только в крупном издательстве, если таковое возьмется ее издать. 

Анастасия Добровольская

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Голосование и опросы

Учить или не учить: нужно ли высшее образование современному человеку
09.07.2019 — 23.07.2019
Высшее образование не роскошь, а жизненная необходимость
51%
63/124
Главное — знания, а диплом — дело добровольное
19%
23/124
Учиться нужно всегда, и чем больше дипломов, тем лучше
17%
21/124
После школы нет смысла идти в институт, потому что в 18 лет никто не знает, кем хочет быть, когда вырастет
6%
7/124
Образование вообще не нужно. Читать-писать научился, значит, выживу
4%
5/124
У меня нет высшего образования, и я об этом очень жалею
4%
5/124

Добавить объявление