Вкус снега, цвет цапли и древесный Тигр 

08:59 02 ноября 2019
1379
0
alt=

Погружение в среду было полным: таежное село, мошка, мокрый снег, салат из дикоросов, брусника и жареный изюбрь. Уже на второй день пребывания «на Яру» российские художники в количестве 10 человек приняли вид лесных бродяг, благо им это было не в первой: из года в год, участвуя в проекте «Территория возможностей» живописцы, скульпторы, резчики по дереву и другие мастера современного арта не раз отправлялись  на край света. В 2019 году этим краем стал Приморский. 
 

Светлана Белова:
— Основной идеей было объединить художников вокруг вдохновляющего пространства для органичного дополнения культурного ландшафта новыми идеями и художественной интерпретацией исторических фактов, легенд в сотрудничестве с местным населением. Искусство ленд-арта, как гармоничная форма тандема искусства с природой, показалось наиболее удачным для этой непростой локации. Возможность установки временных арт-объектов на территории памятника имеет несколько преимуществ: 
    Использование природных материалов позволяет подчеркнуть естественный ландшафт, не нарушая его целостности;
    Большинство объектов со временем исчезнет, оставив после себя только фото-видео материалы, и «освободит» место для новых интерпретаций и размышлений художников.
    Туристы ежегодно будут иметь мотивацию посетить Заповедник, ведь их ждут новые объекты.


Всем миром 
Первый международный симпозиум ландшафтного искусства прошел в Приморье, в селе «Красный Яр». В итоге десятидневного культурного  десанта, у моста через реку Бикин, в паре километров от визит-центра одноименного  национального парка появилась тропа охотника удэгейца.  Рукотворная просека, расчищенная от хвороста и завалов и украшенная  арт-объектами из природных материалов, запетляла по берегу.  Пройдя по ней 2,5 километра,  путешественник сможет вернуться в Яр и отдохнуть на  поляне, обустроенной художниками в стиле этнических мотивов  удэге, а также посетить  выставку  картин в визит-центре нацпарка. И если на «Тропе охотника»  гость нацпарка  встретят мотивы, воплощенные в дереве, хворосте, камнях и других природных материалах, то в галерее он окунется в царство акварели, масла, холста и бумаги. Впрочем, и там, и там природа Бикина говорит с посетителями живым и свежим голосом, не искаженным  художественными средствами передачи: картины, например, настолько органичны, что кажутся нарисованными солнечным светом.    Кстати, когда художники писали свои полотна,  им позировали  местные жители, они же помогали им на тропе. Яровцы  развешивали картины,  и попутно гадали, кто же  из односельчан изображен на портретах,  чьи родовые угодья — на пейзажах. 

Точность передачи 
— Нет, это не Василий, — с сомнением протянула Галина Канчуга, остановившись у большого рисунка на листе ватмана. — Вася постарше будет… 
Постояв минуту у полотна, вывешенного в визит-центре национального парка, спортивная и легконогая нанайка поспешила дальше — у нее, как сотрудника нацпарка «Бикин», еще много работы. Завершение художественного симпозиума приурочено к проведению экологического фестиваля «Ва:кчай ни», посвященного открытию охотничьего сезона у коренных малочисленных народов севера Приморья.  В нацпарке решили, что фестиваль должен стать ярким, веселым и познавательным, наполненным традиционными охотничьими состязаниями, конкурсами, играми и угощениями. А  это значит, будут танцы с бубнами, стрельба из лука, прыжки через нарты и прочие эстафеты, которые просто так не пробежишь и призы не выиграешь. 

Справка
Национальный парк «Бикин» — первая особо охраняемая природная территория в России, в задачи которой входит защита среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов (КМН), а также их привлечение к управлению территорией. Поэтому большинство проектов, реализуемых в национальном парке находятся на стыке сохранения природы и традиционной культуры удэгейцев. Именно такое сочетание придает проектам Бикина свою уникальность и особое притяжение.

Призы организаторы также приготовили не абы какие, а самые нужные для таежников: лыжные крепления, походные топорики, рюкзаки, спальники, налобные фонари  и даже  походный гамак для ночевки в лесу. 
А потому накануне  двойного торжества — завершения симпозиума (открытия тропы) и старта праздника — дел у художников, сотрудников нацпарка и местных жителей невпроворот: первые  заканчивают свои работы, вторые — подготовку к фестивалю, а третьи охотно помогают. Правда, при этом еще  строго контролируют работу, чтобы все было по правилам: и условия для прыжков через нарты, и элементы  ландшафтных скульптур. 
— Мы живем в  добром единении с нацпарком, многое делаем вместе, — рассказала глава администрации Краснояровского сельского поселения Галина Петрова — С появлением национального парка Яр задышал по-новому, стал жить интереснее и современнее. Появились новые социальные объекты,  почта, дом быта, пекарня,  чаще стали проходить мероприятия,  рассказывающие гостям поселка о культуре коренных малочисленных народов и напоминающие нам самим нашу историю, язык, традиции. 
Кстати, именно Галине Петровой принадлежит идея двуязычных надписей на  новых объектах социальной инфраструктуры поселка, которые построены  благодаря существованию нацпарка «Бикин» и центру «Амурский тигр».  Вывески на доме быта, почте, милиции, пекарне и других знаковых для села организациях выполнены на двух языках — русском и удэгейском. 

Директор нацпарка Алексей Кудрявцев: 
Сейчас в национальном парке «Бикин» работают над организацией круглогодичного туризма: экотуры, этнотуры, событийные мероприятия, проведение мастер-классов по национальной кулинарии и изготовлению этнических сувениров. Одна из задач — превратить уникальный ресурс в конкурентоспособный туристский продукт международного уровня. 


Мечты сбываются 
Идея проведения столь масштабного и неординарного для края мероприятия, как симпозиум ландшафтного дизайна принадлежит  сотрудникам национального парка. Однажды, встретившись с экспертом по развитию сельских территорий АРСИ Ивой Лебедевой, они рассказали ей о своей мечте: создать в нацпарке тропу охотника-удэйца. По замыслу сотрудников парка она должна была стать уникальным для страны туристическим объектом, который демонстрировал бы гостям северного Приморья не только уникальную природу, но и картинки быта  людей, живущих в этих краях: охотников, удэгейцев, нанайцев, гольдов. 
— Ива сразу сказала: «Подавайте заявку, не бойтесь, у вас есть все шансы выиграть грант», — вспомнила специалист по связям с общественностью нацпарка Мария Шевякова. — Мы подали заявку и выиграли. 
Нацпарк победил в конкурсе, организованном КАФ  в рамках программы «Создавая возможности». Отметим, что всего на конкурс было подано 205 заявок.

Кстати
Всего на тропе установили более 16 объектов.  Среди них: тигр из лозы и дерева, изюбрь и того же материала,  семейка кабанчиков (дерево, резьба бензопилой), священная птица аист , архитектурная композиция „Стойбище“, группа ритуальных сооружений в центре деревни для проведения этнических праздников, мифическое стойбище возникшее из удэгейских тэленгу (сказок), туннель к источнику , сова, гнездо цапли,  и священная рыба Сакана и еще несколько объектов.

Работа над проектом «Тропой охотника-удэгейца» стартовала сразу же после того, как пришло известно о победе.  Летом в  село Красный Яр приехал  художник-монументалист из Ярославля Михаил Бекетов. Именно он и стал руководителем первого международного симпозиума ландшафтного дизайна в Приморье.
— Я  просмотрел несколько мест, где могла бы пролегать тропа, выбрал участок  на берегу реки. Вернувшись в мастерскую, набросал несколько объектов, которые как мне казалось, могли бы органично вписаться в природу. Но… Художники, которые приехали со мной в октябре, и сама природа, конечно, внесли изменения в начальные планы. И это прекрасно! 
По словам соорганизатора мероприятия, директора Ассоциации охраны природы Machaon International (Словакия) Светланы Беловой, к участию в симпозиуме на основе конкурса они  отобрали 8 художников из разных стран (Казахстан, Белоруссия, Россия). В течение недели творцы  работали с локацией, средой, историей и легендами края. Любопытно, что все участники при подаче заявки на конкурс  предоставили эскиз для реализации арт-проекта. Но  поскольку никто из них  никогда не был на территории нацпарка, многие изменили концепции объектов: попав в среду они переосмыслили свои арт-проекты уже на месте.
 

— Наши художники — уникальные люди. Мы вместе работаем в Словакии, России, на Украине и в Казахстане. Роль нашей организации — организовать процесс, а роль художников — творить в прекрасном природном и человеческом окружении. Нам это удается особенно, когда помогают люди, к которым мы приезжаем. 
В нацпарке команде работалось вольно и легко. Светлана Белова отметила, что национальный парк «Бикин» уделяет большое внимание сохранению традиций природопользования местного населения, а также способствует развитию экотуризма. 
Руководитель  симпозиума  Михаил Бекетов рассказал, что перед приездом он значительно обогатил  свои знания о традициях удэге. 
— Когда мы говорили об этом с директором нацпарка Алексеем Кудрявцевым,  он предложил идею лабиринта, где со временем появятся родовые знаки всех семей удэге, которыми будут гордиться потомки. Думаю, сделанное — только  первый шаг, первое слово обращения всех нанайцев и удэге к своим потомкам, а может быть, это слово благодарности предкам и   той природе, среди которой они живут, — поделился  Михаил Бекетов. 

След 

В день закрытия симпозиума  пошел дождь, потом снег, потом опять дождь. Складывалось ощущение, что северный край четко отвел время творцам: задержись они с выполнением задуманного хоть на один день, могли бы не успеть. Но успели. А вот будущим охотникам, школьникам старших и средних классов, которые приехали из близлежащих сел, чтобы принять участие в соревнованиях по традиционным видам спорта,  повезло чуть меньше.  Состязания, приуроченные к  открытию охотничьего сезона, из-за погоды пришлось проводить в спортзале. 
Художники наблюдали  за юной порослью внимательно и с долей восхищения. Академик Алексей Шеболдаев, доцент кафедры рисунка и живописи прикладного искусства Московского государственного текстильного университета, оторвавшись от холста, на котором  ваял двух близняшек , одетых  в национальные костюмы (девушки только что закончили танец с бубнами), заметил, что симпозиум прошел очень органично: 

—  Мы счастливы, что нашли здесь понимание, — отметил член МАНПО (Международная Академия наук о природе и обществе). — Важно, что в проекте  соединились две темы: охраны природы и развития того места, где живет народ удэге. Это исконные земли, на которых они охотились, рыбачили, рожали детей. Я счастлив, что вижу на улицах поселка  большое количество колясок и что нацпарк занимается  не полумистическими  акциями, а планомерной  работой по сохранению самой  природы, культуры и быта  человека, преданного этой природе. И то, что мы, художники, принимаем в этом участие  — это повод для гордости. Наши проекты растут,  они преображаются, их ведут те, кто приходит за нами. 
После соревнований школьники,  приехавшие из Лучегорска, Соболиного, Ясеневого и Верхнего Перевала отказались уезжать, не увидев «Тропу охоника», созданную художниками. Розовощекая юность внимательно и с восторгом осмотрела картины, даже попозировала мастерам кисти, но на выезде из поселка все равно  попросила остановить автобус и  отправилась рассматривать созданное художниками арт-пространство. Мокрый снег и непокрытые головы не были им помехой. Вернулись восторженные. 
Глядя на них, Светлана Белова, сказал, что уверена в том, что проект «Территории вдохновения», частью которого стал  фестиваль в Бикине,  в очередной раз полностью оправдал свое название. 
— Наш проект, который путешествует по миру, получился успешным, главным образом, благодаря энтузиазму и преданности людей, принимавших в нем участие. Произведения искусства, фотографии и добрые воспоминания остаются надолго и делают  села еще более привлекательными, чем раньше, помогая их жителям по-другому смотреть на свою землю, лучше оценивать местные ресурсы, получать новые импульсы и идеи для развития. Подобные проекты и культурные инициативы могут способствовать улучшению качества жизни в деревнях в долгосрочной перспективе, и, будем надеяться, постепенно все больше интеллигентных и образованных людей будут выбирать именно деревню как идеальное место для своей семьи, — отметила директор Machaon International. 
Фото Андрея Михайлова 

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление