Метод, по которому самообразование будут оценивать как академическое, разработают в 2019 году. Для этого потребуется внести поправки в закон «Об образовании». Об этом говорится в протоколе заседания комиссии Минобрнауки по законопроектной деятельности, подпись под которым поставила замглавы ведомства Марина Лукашевич. Эксперты отмечают, что самообразование в современном мире набирает обороты, но как его регулировать и оценивать качество знаний, полученных студентами самостоятельно, пока неясно, сообщает «Приморская газета».
На заседании комиссии Минобрнауки по законопроектной деятельности обсуждали программы среднего профессионального и высшего образования, уточнили в пресс-службе министерства. И добавили, что новации необходимы «для стимулирования граждан к получению образования в рамках федеральной программы «Новые возможности». Сегодня, согласно федеральным госстандартам, учиться можно только на базе вуза, поэтому сейчас получить диплом о «домашнем высшем» невозможно. Для начала чиновники планируют разрешить зачет только отдельных курсов, отметили в пресс-службе министерства.
Эксперты уверены, что сегодня высшее самообразование актуально. Особенно для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также тех, кто живет далеко от городов, в которых располагаются университеты.
— С принятием закона о высшем самообразовании возникнет ряд проблем с формализацией полученных знаний, подтверждением их. Пока не описаны механизмы формализации и непонятно, как и кто будет подтверждать квалификацию и выдавать документ о высшем образовании, — рассказала директор департамента научно-исследовательской работы ВГУЭС Галина Петрук.
Представитель вуза заметила, что в основе любого самообразования лежит самостоятельное изучении наук без посещения занятий с последующей сдачей экзаменов по определенным дисциплинам. В эпоху информационного общества основной тенденцией образования становится переход на современные образовательные технологии, в основе которых лежит получение знаний с использованием информационных технологий. Это дает широкий доступ к самостоятельному получению знаний.
— На сегодняшний момент существует и ряд форм обучения (например, экстернат и дистанционное обучение в университетах), когда можно получить образование, практически не выходя из дома. При этом не возникает проблемы с подтверждением знаний и выдачей документов о высшем образовании, — добавила Галина Петрук. — Получить самостоятельно знания возможно, но качество этих знаний будет зависеть полностью от студента. А вот к вопросам формализации знаний, возможно, будут привлекаться вузы. Вместе с тем, я думаю, что у работодателей возникнут вопросы к квалификации потенциального сотрудника, получившего диплом о высшем самообразовании. Работодатель и сейчас с осторожностью относится к новому сотруднику вне зависимости от того, какой университет он окончил. Компетентность, как правило, проверяется в процессе работы.
Также эксперты предлагают рассматривать высшее самообразование не как замену традиционному, а как дополнение к нему. Задача университета состоит не в том, чтобы передать знания, а в том, чтобы формировать у студентов необходимые компетенции. Работодатели кроме профессиональных знаний требуют наличие у выпускников так называемых softskills («мягких» навыков), среди которых — умение работать в команде, коммуницировать. Это не черпается напрямую из учебников, а приобретается в процессе обучения посредством групповой работы.
— Находясь в одиночку перед экраном компьютера, сделать это невозможно. Может быть, в скором будущем и появятся технологии, с помощью которых можно будет сформировать необходимые навыки, например, в виртуальной реальности, но пока это возможно не для всех профессиональных областей, — рассказала директор Школы экономики и менеджмента ДВФУ Елена Гаффорова. — Тем не менее, самообразование набирает обороты. Ведущие вузы уже сейчас запускают открытые онлайн-курсы, доступ к которым могут получить все желающие. Такая инициатива — сигнал образовательным организациям о том, что они должны перестраивать свой учебный процесс. Нужно не просто транслировать информацию, но и заниматься тьюторским сопровождением обучающихся, погружать их в реальные проекты и задачи.
Интересно, что негосударственные компании уже сейчас принимают на работу по документам о прохождении онлайн-курсов. Зачастую они играют большую роль, чем дипломы университетов не очень высокого рейтинга.
— Такую практику внедряют технологические компании негосударственного сектора, у которых нет жестких ограничений по квалификационным требованиям, подтвержденным дипломом гособразца. Компании смотрят, через что себя «капитализировал» потенциальный работник. Интересно, что проверка знаний при таком обучении достаточно строгая: не получится ни списать, ни подсмотреть у соседа. Такие сертификаты подтверждают полученные знания, а навыки приобретаются во время испытательного срока, дополнительных стажировок и так далее. К тому, что студенты смогут приобрести дома необходимые компетенции, готовые для демонстрации на рынке, нужно относиться взвешенно и комплексно, — заключила Елена Гаффорова.
...............
7 марта 2019, 14:02Kira_Petrova
7 марта 2019, 14:33