Ученые ДВФУ предложили лечить онкологию при помощи растений острова Маврикия

12:00 24 мая 2019

Ученые Дальневосточного федерального университета совместно с коллегами из Великобритании и Маврикия экспериментально продемонстрировали, что экстракты листьев произрастающих только острове Маврикия лекарственных растений Acalypha integrifolia, Eugenia tinifolia и Labourdonnaisia glauca препятствуют росту и распространению клеток рака пищевода — сквамозной карциномы. Статья об этом опубликована в российском научном журнале Acta Naturae, сообщили «Приморской газете» в пресс-службе вуза.

Сквамозная карцинома и аденокарцинома пищевода вместе занимают шестое место в мире среди всех летальных случаев в онкологической практике. Меньше 15% пациентов выживает в течение пяти лет с момента постановки диагноза, а в среднем люди с такими диагнозами живут менее года. Эти виды рака лечат химиотерапией широкого спектра. Ее препараты крайне токсичны и провоцируют целый ряд побочных эффектов, ухудшающих качество жизни пациента. При этом их эффективность оставляет желать лучшего

За время исследования ученые ДВФУ вместе с зарубежными коллегами изучили в лаборатории экстракты пяти видов лекарственных растений-эндемиков Маврикия. Их испытали на клеточных линиях разных видов злокачественных опухолей пациентов. Биологически активные вещества трех из пяти видов проявили себя как эффективные ингибиторы клеток рака пищевода, останавливая их рост и способствуя гибели. Их экстракты содержат вещества, которые препятствуют делению раковых клеток.
— Более половины из всех применяющихся сегодня противораковых препаратов разработаны из природных источников. Большая часть населения планеты применяет для лечения рака тысячи видов растений, известных народной медицине испокон веков. С учетом этого многовекового понимания природы, современной биомедицине необходимо разрабатывать новые противораковые соединения из широкого круга природных источников, таких, как растения, грибы, бактерии, насекомые и морские организмы, — рассказал руководитель Центра геномной и регенеративной медицины Школы биомедицины ДВФУ, специалист в области эпигенетики Александр Каганский.

По словам ученого, остров Маврикий — настоящая сокровищница биоразнообразия. Около трети местных растений используются в традиционной народной медицине, однако научные доказательства их терапевтического потенциала все еще недостаточны.

— Это крайне плодотворное поле для научных поисков. На сегодняшний день только 15% видов растений острова исследованы на предмет их лечебных свойств. Мы надеемся продолжить работу в этом направлении. В частности, дальнейшее изучение активных соединений из экстрактов листьев A. integrifolia, E. tinifolia и L. Glauca обещает указать на прототипы будущих лекарств от рака пищевода, — уточнил Александр Каганский.

Ученый подчеркнул, что будущее глобальной медицины зависит от сохранения биоразнообразия на планете. Он напомнил, что сегодня общее число живых видов неуклонно сокращается. В частности, ученый указал, что в результате хозяйственной деятельности человека лекарственные растения Маврикия, которые они с коллегами успели изучить, исчезают с невероятной скоростью. А эти уникальные виды не растут больше нигде на планете. Сам Александр Каганский стал одним из организаторов международного консорциума Bio2Bio, задача которого — защитить биоразнообразие и природу, источники ценных биологических соединений, а также создать базы данных природных молекул, что обеспечит задел для поиска лекарственных соединений-кандидатов на роль компонентов терапевтических препаратов.

Отметим, за 2018 год специалисты приморского онкодиспансера приняли порядка 14 тысяч пациентов и выявили около семи тысяч новых случаев онкологических заболеваний. При выявлении рака на I и II стадии вероятность благополучного излечения составляет 90-95%.