Третья очередь АО «Восточный Порт» вывела на новый уровень перевалку угля

14:35 05 сентября 2019
704
0
alt=

Почти 54 га площади, 4 складские линии, 2 стакера (передвижных конвейера для укладывания угля в штабеля), 4 реклаймера (стакера с заборными устройствами), порядка 800 тысяч тонн угля на единовременном хранении — все вместе это Третья очередь специализированного углепогрузочного комплекса АО «Восточный Порт». Уникальный проект, с нуля созданный предприятием на собственные средства, позволит порту выйти на мощность перевалки в 50-55 миллионов тонн угля в год. Увеличение мощностей порта способствует решению поставленной президентом РФ задачи по развитию портовой инфраструктуры и наращиванию экспортного потенциала страны. Еще один важный факт: Третья очередь специализированного углепогрузочного комплекса полностью построена с учетом современных экологических требований.

Портовые мощности
АО «Восточной Порт» по праву считается крупнейшей стивидорной угольной компанией России. Основной груз — уголь, добываемый в Кузбассе, Якутии и Хакасии. В 2018 году грузооборот терминала составлял 24,3 миллиона тонн.
Уникальность «Восточного Порта» в том, что это единственный терминал Приморского края, который изначально строился под перевалку угля. Более того, создание порта было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. А уже в 1974 году терминал был занесен во все мировые лоции и отмечен на судоходных картах мира как крупный перевалочный пункт. С момента основания порта на его причалах было отгружено более 450 миллионов тонн угля, обработано 7,4 миллиона вагонов, под погрузку принято 29 тысяч судов. За последние 10 лет АО «Восточный Порт» отгрузило более 210 миллионов тонн угольной продукции, поставив абсолютный рекорд среди всех угольных портов России.

Третья крупнейшая
Строительство Третьей очереди специализированного углепогрузочного комплекса начали в 2012 году. Тогда президент страны Владимир Путин дал поручение создать на Дальнем Востоке дополнительную экспортную инфраструктуру, которая бы включала угольный терминал с открытым доступом мощностью не менее 20 миллионов тонн. И уже осенью 2012 года началась реализация масштабного инвестиционного проекта по строительству Третьей очереди специализированного угольного комплекса АО «Восточный Порт». Строительство велось за счет собственных средств и без финансовой нагрузки на федеральный и региональный бюджеты. Общий объем инвестиций в проект превысил 40 млрд рублей.
Сегодня Третья очередь является продолжением существующего специализированного угольного производственного перегрузочного комплекса АО «Восточный Порт» и представляет собой полностью автоматизированный терминал перегрузки угля с железнодорожного транспорта на морской с параллельным предоставлением услуг по хранению и обработке угля. Здесь работает самое современное оборудование: вагоноопрокидыватели, стакеры/реклаймеры, крытые конвейерные линии, а также высокопроизводительные судопогрузочные машины. Отметим,  что полностью закрытый комплекс вагоноопрокидывателей — это отдельное помещение, куда под разгрузку подают составы с углем. Здесь вагоны переворачиваются, и груз падает вниз на глубину более 20 метров, при этом уголь попадает в специальные бункеры, которые формируют поток и по подземным галереям подают его на крытые конвейерные ленты. Далее груз следует на склад и к судопогрузочным машинам. Во время перевалки угля в вагоноопрокидывателе и при погрузке на суда автоматически включается система «сухого тумана», предотвращающая пыление, а аспирационная система очищает воздух. Такой подход позволяет обеспечить экологическую безопасность.

Как отмечают эксперты, Третья очередь – это мощнейший драйвер социально-экономического развития Приморья. Суммарные налоговые отчисления с проекта до 2026 года составят порядка 25 млрд руб., будут созданы более 600 новых высококвалифицированных рабочих мест, численность сотрудников АО «Восточный Порт» превысит 2300 человек.
— На этом современном терминале за три минуты выгружаются четыре вагона, причем абсолютно в закрытом режиме. Сегодня в крае есть инвесторы, которые приходят с подобными портовыми проектами, но мы будем жестко следить за тем, чтобы в этих проектах требования к экологической безопасности соблюдались на том же уровне, как здесь, в «Восточном Порту», — прокомментировал губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

На страже экологии
Забота об окружающей среде для портовиков не пустой звук. Терминал реализует собственную комплексную экологическую программу, инвестиции в которую в 2018-2019 году составили 3,7 млрд рублей.
Еще на стадии проектирования Третьей очереди порт вложил значительные средства в то, чтобы просчитать направления ветра на близлежащей территории и акватории и создать максимально эффективную защиту от него. Сначала было проведено математическое моделирование, была проанализирована роза ветров в бухте Врангеля, специалисты оценили площадь и скорость рассеивания угольной пыли. И только затем, используя все данные, были установлены капитальные ветрозащитные металлические конструкции по всему периметру комплексов высотой 20 метров. Причем строго под определенным углом, с определенным радиусом ячейки, позволяющим обеспечить максимальную защиту от ветра.

Как рассказали представители порта, составы с углем следуют по путям с ветрозащитными укрытиями на выгрузку в закрытый комплекс вагоноопрокидывателей, оборудованный системами аспирации и пылеподавления «сухой туман». Все пересыпные станции представляют собой крытые конструкции с мощными аспирационными установками для улавливания угольной пыли. На склад уголь поступает по закрытым конвейерным галереям. Защиту от пыления на территории складов обеспечит автоматизированная система орошения, распыляющая пресную воду на угольные штабели, а также система снегогенераторов. Кроме того, на территории терминала работает система многоуровневой фильтрации сточных вод.

АО «Восточный Порт» — первый угольный порт Дальнего Востока, получивший сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Сертификат подтверждает, что АО «Восточный Порт» соответствует международным требованиям по контролю факторов риска в производственной деятельности и влияния на окружающую среду. В ноябре 2018 года АО «Восточный Порт» подтвердило свое соответствие данному сертификату.

Поезд перспективного следования
Еще на стадии строительства Третьей очереди АО «Восточный Порт» инвестировало 5 млрд рублей в развитие железнодорожной инфраструктуры, которая на безвозмездной основе передана ОАО «РЖД». Сейчас пути используются для обеспечения грузопотока, в том числе других компаний.
— Мы достаточно давно говорили о том, что такого рода взаимодействие — передача внутренних портовых подъездных дорог под управление РЖД — позволяет существенно оптимизировать процесс обработки вагонов и сэкономить средства грузоотправителей и владельцев подвижного состава. Мы помним, какие были перебои на дороге несколько лет назад, когда невозможность произвести разгрузку в порту приводила к тому, что вагоны скапливались на путях. Сегодня эти ситуации практически исключены, — прокомментировал синергию между РЖД и «Восточным портом» министр транспорта Евгений Дитрих.

Всего на создание железнодорожной инфраструктуры — строительство электрифицированного парка отправления порожних вагонов и парка приема груженых вагонов – АО «Восточный Порт» направило более 5 млрд рублей.
— Объем экспорта на Дальний Восток по железной дороге растет, — говорит член Правления АО «Восточный Порт» Ирина Ольховская. — Для удовлетворения высокого спроса на перевозки важно обеспечить своевременное развитие железнодорожной инфраструктуры и специализированных портовых мощностей. Строительство Третьей очереди синхронизировано с масштабным проектом РЖД по развитию БАМа и Транссибирской магистрали. Это, кстати, еще одна задача, которую перед правительством и всеми профильными ведомствами поставил президент страны: повысить пропускную способность двух железнодорожных магистралей.

Социальная ответственность как фундамент
Реализация проекта Третьей очереди — это весомый вклад не только в экономическое развитие Приморского края и Находкинского городского округа, но в социальное благополучие проживающих здесь людей. Ведь с самого момента своего образования порт был и остается главным социально ответственным предприятием в бухте. Одновременно со строительством терминала в 70-е здесь активно создавали поселок для его работников. Первыми зданиями в новом населенном пункте стали жилые дома и объекты соцкультбыта. В 1977 году в поселке появилась школа, затем Дом культуры и спортзал, музыкальная и художественная школы, новые детские сады и уже в 90-е — детский лагерь отдыха в бухте Шепалова. И вот почти полвека руководство предприятия следует проверенному правилу: эффективная социальная политика и ответственные, партнерские отношения с работниками и их семьями — значимый фактор для долгосрочного устойчивого развития компании.

— Социальная ответственность – важнейшая составляющая работы АО «Восточный Порт», — подчеркивает генеральный директор предприятия Вадим Байбак. — Создавая комфортные условия для труда, жизни и детства, мы вкладываем в первую очередь в собственное стабильное развитие.
В 2019 году мы сделали серьезный шаг в этом направлении: создали Фонд поддержки социальных и экологических инициатив «Восточный Порт», который стал открытой площадкой для обсуждения наших проектов. В Фонде работают 12 социальных программ: «Здоровье», «Дети», «Ветераны», «Образование», «Социальная поддержка», «Комфортная среда», «Команда Восточного», «Культура», «Духовное развитие», «Историческое наследие», «Спорт», «Безопасность». Первый крупный проект Фонда – это новый современный сквер на Приморском проспекте, доработки в план которого мог внести каждый житель Врангеля.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей